Сделайте сравнительную характеристику традиционных и интерактивных методов обучения

Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся. Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог, по мнению О. Бассис, должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельного их добывания.

И тогда методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.

Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.

Задание 2

Выделите существенные особенности (высшего) профессионального образования.

Под непрерывное профессиональное образование будем понимать процесс непрерывного формирования знаний и умений по ступенчатому принципу от низшего уровня (школа) к высшему (вуз). Уже со ступени начального образования школьником необходимо начинать прививать профессиональные навыки в различных областях. К стадии окончания школы ученик выбирает себе направление деятельности, по которому он будет продолжать получение непрерывного профессионального образования.

Непрерывное профессиональное образование предполагает взаимосвязь и взаимодействие ряда компонентов: совокупности образовательных программ разного уровня (основных и дополнительных); сети разнообразных образовательных учреждений, реализующих эти программы; органов управления образованием (федеральных, региональных, местных); специальных структур (общественных и государственных), осуществляющих образовательный маркетинг и координирующих развитие социально-образовательных процессов; научно-исследовательских центров и фирм, занимающихся разработкой и внедрением инновационных образовательных технологий и т.д.

 

Задание  3

“система непрерывного профессионального образования” – это комплекс образовательных систем (учебных за­ведений и разнообразных форм обучения), призванных обеспечить поступательное развитие профессиональных и личностных качеств индивида на каждой ступени его образования.

“ценностно-смысловая компонента” – ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

“интерактивные формы обучения” – это активное, постоянное взаимодействие между педагогом и кружковцем в процессе воспитания с использованием таких форм, которые обеспечивают реализацию внутреннего механизма саморазвития обучающихся, тем самым повышая качество их обучения и воспитания и текущий контроль самостоятельной работы кружковцев.

“традиционные методы обучения” – получение обучающимися знаний-копий, которые быстро забываются и не могут быть перенесены на другой класс задач. Информационно-репродуктивное обучение не является развивающим.

“познавательная мотивация” – это система мотивов, побуждающих обучающегося к эффективной учебной деятельности.

“мотивация достижения” – одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успеха и избегать неудач.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Асмолов, А. Г.Образование как расширение возможности развития личности / А. Г. Асмолов, Г. А. Ягодин // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.; Воронеж, 1996.
  2. Гессен, И. С.Введение. Проблема педагогической науки. Предварительное определение образования и педагогики / И. С. Гессен // Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.
  3. Зимняя, И. А.Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М., 1999.
  4. Зинченко, В. П.Аффект и интеллект в образовании / В. П. Зинченко. – М., 1995.
  5. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1988.
  6. Орлов, А. Б.Психология личности и сущность человека / А. Б. Орлов. – М., 1998.
  7. Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003.