Задание 1

1.1 Развивающее обучение в системе Эльконина — Давыдова должно формировать у школьников теоретическое мышление, т. e. должно быть ориентировано не только на запоминание фактов, но и на понимание отношений и причинно-следственных связей между ними. Под теоретическим мышлением понимается словесно выраженное понимание человеком происхождения той или иной вещи, того или иного явления, понятия, умение проследить условия этого происхождения, выяснить, почему эти понятия, явления или вещи приобрели ту или иную форму, воспроизвести в своей деятельности процесс происхождения данной вещи.

На этом в системе Эльконина — Давыдова основываются как логика и содержание учебных предметов, так и организация учебного процесса (в основе которого должна лежать теория формирования учебной деятельности и её субъекта). В данном случае ученик усваивает не столько знания вообще, а учится учиться в процессе формирования универсальных учебных действий, развития теоретического мышления, аналитических способностей у школьника, развитие у ученика логики научного познания по принципу «от абстрактного к конкретному».

1.2  В процессе современного обучения  проблема обучения развивающего типа связана, в первоочередном порядке, с необходимостью специального конструирования учебного текста, материала, имеющего дидактическую направленность, методических рекомендаций, объясняющих специфику его использования, типов построения учебного диалога, форм контроля за процессом личностного развития ученика в процессе овладения им всеми необходимыми знаниями.

1.3  К числу основных признаков относятся:

принцип субъектности образования – в процессе обучения важно обращать внимание на те  наиболее существенные аспекты, которые должны быть освоены;

– принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены – если процесс обучения построен без учета  таких возрастных аспектов, надеяться на положительный эффект совершенно недопустимо;

– принцип учета сензитивных периодов развития – также свидетельствует о важности принятия во внимание возрастных особенностей в процессе построения процесса обучения;

-принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;

– принцип амплификации (обогащения, значительного усиления, углубления) детского развития;

-принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности.

1.4  Своеобразной новизной данных принципов можно считать то, что именно с их помощью стал максимальным  образом доступен учет всех личностных особенностей ребенка. Безусловно, акцентирование внимания на разнообразных личностных качествах ученика, а также их последующее эффективное применение при поиске как воспитательных, так и обучающих технологий, был доступен и ранее. Но, именно в данном случае оно дало возможность учитывать все необходимые параметры и достигать оптимального итога в процессе привития всех необходимых качеств.

 

Задание 2

Проводится анализ урока естествознания во 2 классе.

Тема урока:  «В гости к зиме».

Цель урока:

– подробное ознакомление с явлениями природы, с жизнью растительного и животного мира на данном этапе;

– систематизация и обогащение знаний детей относительно природных связей, проявляющихся в зимний период;

– расширение представления относительно сезонного труда людей;

– воспитание бережного отношения к природе.

Анализ проведенного урока

При сопоставлении всех полученных данных можно сделать вывод о том, что в целом класс демонстрировал  положительное отношение к учителю, а также стремление к получению новых знаний. Внимание большинства учеников было сконцентрировано на преподавателе, при этом, примерно, у 2/3 обучающихся наблюдалось внимание произвольного характера, постепенно переходящее в постпроизвольное.  Около 5% от общего количества учащихся изначально отличились некоторой рассеянностью и несобранностью.

Остальных детей можно  рассматривать как тех, кто проявлял усидчивость, желание в полной степени получить знания, уточнять то, что для них изначально было непонятным.

При так называемом, среднем темпе урока дети работали достаточно хорошо и слажено, проявляли оптимальную активность, с радостью выполняли поставленные перед ними преподавателем учебные задачи.  Все дети к середине урока были относительно серьезными  и с искренней улыбкой воспринимали озвучиваемые преподавателем шутки, касающиеся образа жизни лесных обитателей.  Около 40% учащихся отличаются высоким уровнем напряжения памяти, склонны к быстрой установке логических связей и связей по ассоциациям.  Общая работоспособность группы находится на уровне выше среднего и напротяжении всего занятия проявляли готовность, направленную на усвоение необходимого материала.

Изложение полного объема материала происходило с  максимальным учетом как возрастных, так и личностных особенностей детей.  Сам процесс передачи информации был достаточно качественным и максимально полным. В том случае, когда в процессе проведения урока у учеников возникали вопросы, преподаватель совершенно спокойно и лаконично отвечал на них. Информация, излагаемая в процессе проведения урока, способствовала развитию достаточного интереса у детей, а также любознательности. Педагог прилагал усилия для формирования у учеников четкого представления о двухуровневом восприятии материала, связанного с установкой на понятие, а также установкой на запоминание.  Педагог активно использует коллективную мыслительную деятельность учащихся (при повторении пройденного материала и подаче нового), активизируя ее вопросами типа: «Почему вы думаете, что это именно так?», «Давайте сравним..» и т.д. Подобные вопросы способствуют развитию мыслительных процессов и позволяют проводить более глубокий анализ учебного материала.

При организации изложения нового материала преподаватель использовал яркие, образные примеры, смену интонации голоса. В ходе урока делаются конкретные суждения и умозаключения. Всем вопросам, которые интересовали учащихся, уделялось должное внимание.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что урок организован с четким соблюдением всех основных принципов развивающего обучения. Педагогом полностью организовывались условия, направленные на продуктивную работу памяти, внимания, мышления, а также воображения.  При построении и реализации всех звеньев урока в полной мере учитывались личностные и индивидуальные качества учеников.  Избранные педагогом способы обучения в полной степени соответствовали не только принципам развивающего обучения, но и изначально поставленным целям.

 

Задание 3

Фрагмент урока естествознания во 2 классе.

Тема: Животный и растительный мир.

Цель: формирование у детей представления о растительном и животном мире региона, а также о его наиболее значимых особенностях.

Задания урока:

– расширение знаний ученика о природе;

– обеспечение образовательной потребности каждого из учеников в соответствии с их интересами.

Форма урока: комбинированный.

Приемы и методы: частично-поисковый, индивидуальная работа, групповая работа.

Ход урока

Как понимаете эти слова?

Тему урока вы назовете сами, выполнив следующее задание:

МОРЕ, ПРУД, РЕКА, ОЗЕРО, ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Что общего у этих понятий? (Водоемы)

Назовите лишнее слово. (Река)

На какие две группы можно разбить эти водоемы? (Искусственные, природные)

Составьте логическую цепочку из следующих понятий:

ЗЕМЛЯ, ВОДОЕМЫ, РАСТЕНИЯ, ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ, ЗВЕРИ

– Сегодня на уроке мы обобщим знания о пресных водоемах, его животном и растительном мире.

Составьте суждения «Если … то» со словами:

ВОДОРОСЛИ – РАСТЕНИЯ.

Каким образом можно разделить растения водоемов: (растения, которые находятся над водой, растения, полностью плавающие в водоемах).

Назовите отличия сухопутных растений от растений водоемов.

Составьте истинные суждения «Все – не все – никакие» со словами:

1 группа

пруд – море. (Все пруды – не море)

2 группа

озеро – водоемы. (Все озера – водоемы, не все водоемы – озера)

3 группа

хищники – птицы. (Не все хищники – птицы, не все птицы – хищники)

На столах картинки с изображением птиц, ноги птиц, клювы птиц.

– Выберите из них водоплавающих птиц и объясните свой выбор.

1 группа

журавль, аист, цапля

2 группа

Определи по ногам водоплавающих птиц.

3 группа

Определи клювы водоплавающих птиц.

Определи истинность суждений.

1 группа

Все птицы умеют летать. (Ложное: страус, пингвин., индюк не умеют летать)

2 группа

Все птицы умеют плавать. (Ложное, ласточка, снегирь, воробей не плавают)

3 группа

Все птицы имеют перья. (Истинное, это родовой признак птиц)

 

Задание 4

Обучение – это целенаправленный педагогический процесс организации, а также стимулирования активной учебно-познавательной деятельности и учащихся, направленной на овладение знаниями, умениями и навыками.

Развитие – это необратимое, направленное, а также закономерное изменение материальных, а также идеальных объектов, в результате чего формируется их качественно новое состояние.

Зона ближайшего развития –  уровень развития ребенка, достигаемый в процессе его взаимодействия со взрослыми и формируемый при совместной с ними деятельности.

Зона актуального развития – состояние личности ребенка, в котором он может выполнить задания без помощи взрослого.

Деятельностный подход к обучению – подход, в центре которого находится личность  с ее мотивами, целями и потребностями и условием самореализации которой выступает ее деятельность.

Личностно-ориентированная позиция – базовая позиция педагога,  направленная на его взаимодействие с каждым из учеников.

Культурно-ориентированная позиция – реализация определенных замыслов внутри определенной позиции обучения.

Усвоение – приобретение индивидом общественно-теоретического опыта.

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта.

Принцип минимакса – школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню его развития.