Задание 1. Выделите основные характеристики развивающего обучения на основании статьи А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла». (&)

Читая статью, письменно ответьте на следующие вопросы:

  • Каковы психологические основания теории развивающего обучения?
  • В чем заключаются проблемы развивающего обучения в контексте проблем современного образования?
  • Какие принципы лежат в основе развивающего обучения? В чем их сущность?
  • В чем заключена новизна подходов к реализации принципов развивающего обучения, по мнению А. А. Леонтьева?

Задание 2. Внимательно изучите предложенные рекомендации к проведению психологического анализа урока. С целью развития умения анализировать урок с позиции принципов развивающего обучения проведите наблюдение за взаимодействием учителя и учащихся на отдельном уроке. Осуществите анализ урока с учетом принципов развивающего обучения.

Задание 3. Разработайте фрагмент урока, который бы соответствовал принципам развивающего обучения. Представьте в виде детального конспекта-сценария цели и задачи, форму, методы и приемы отдельной части урока по предметной дисциплине (по вашему выбору).

Задание 4. Дайте определения, используя словари, учебники, научные работы, следующих понятий: “обучение”, “развитие”, “зона ближайшего развития”, “зона актуального развития”, “деятельностный подход к обучению”, “личностно-ориентированная позиция”, “культурно-ориентированная позиция”, “усвоение”, “научение”, “принцип «минимакса»”. Подумайте и дополните свой глоссарий необходимыми понятиями по теме.

Рекомендации по психолого-педагогическому анализу урока и схема анализа

Существенным условием повышения квалификации современного учителя, а следовательно, и повышения эффективности труда является рост его психологической грамотности, углубление знаний по общей, возрастной и педагогической психологии.

Невозможно без ущерба для учащихся обучать их, не представляя ясно психологических основ организации восприятия и внимания, тренировки памяти, развития мышления и воображения. В таких случаях учитель во многом действует вслепую. Точно так же, не понимая психологических особенностей возраста, не умея правильно оценивать индивидуально-психологические качества ребенка, учитель не может верно выбрать средство педагогического воздействия и подчас не ведает, что творит.

Только серьезная психологическая подготовка учителя позволит ему из всего разнообразия методических указаний и советов, воспитывающих и обучающих методов, приемов и средств выбрать то, что действительно нужно для решения конкретных педагогических задач.

Если учитель знает психологию и всякий раз продумывает свои действия со стороны их психологической целесообразности, то со временем у него развивается психологическая зоркость. Он обретает возможность прогнозировать поведение школьников в определенных условиях и, следовательно, меняя условия, предотвращать отрицательные мотивы и действия и стимулировать положительные. Именно в этом и состоит сущность воспитания. Без психологической зоркости учителя невозможно прогнозировать поведение учащихся, а без прогнозирования невозможно целенаправленное и управляемое формирование их личности.

Принципы анализа. Психологический анализ урока должен строиться на основе следующих принципиальных положений развивающего обучения:

  1. Урок проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы воздействовать на личность ученика; не ради того, чтобы “пройти” какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные интеллектуальные, моральные, волевые и другие качества личности.

Необходимо сочетать воздействие через интеллект на чувства (убеждение) и воздействие через чувства на интеллект (внушение).

Процесс обучения должен вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в психическое развитие его личности в целом. Обучение не будет развивающим, если оно не вносит изменений в структуру личности.

  1. Изменения в структуре личности происходят лишь в том случае, если ученик действует по внутреннему побуждению. Действие, усвоенное по принуждению, разрушается сразу же, как только меняются условия. Действие, усвоенное по внутреннему побуждению, остается и при изменившихся условиях, т. к. вплетается в структуру личности. Отсюда следует: не ругать за лень, а стимулировать познавательную активность и интересы, не наказывать за невыполнение требований, а так организовывать деятельность учащихся, чтобы требования учителя стали внутренним побуждением самих ребят.
  2. Воспитывающее обучение нельзя свести к воспитательным моментам урока. Все элементы урока должны быть воспитывающими по своей сущности. Координирующим центром всех воспитательных средств, форм и методов урока должна быть конкретная психологическая цель.
  3. Центральный компонент любого урока – организация познавательной деятельности учащихся. Ведущими познавательными процессами являются мышление и воображение. На основе аналитико-синтетической деятельности этих двух процессов происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, исследование проблемных вопросов и творческое решение задач.

Необходимыми условиями продуктивной работы мышления и воображения будут правильная организация восприятия и памяти учащихся, создание определенной установки и организация внимания.

  1. Успех обучения зависит не только от внешних факторов – содержания уроков, совершенствования методики, мастерства учителя и т. д., но и от внутренних условий – индивидуально-психологических особенностей учащихся.

При анализе урока необходимо учитывать и подготовленность учителя, и его рабочее настроение, и контакт с классом, и способность к быстрой ориентировке в неожиданной педагогической ситуации, и умение сочетать фронтальную работу с различными видами групповых и индивидуальных занятий и т. д. В той же мере следует учитывать организованность учащихся, уровень умственного развития, отношение к учебе, особенности самоорганизации, учебные способности.

Нельзя согласиться с формулой «Нет плохих учеников, но есть плохие учителя», но можно и должно ставить вопрос «Все ли возможности использовал учитель для развития личности каждого своего ученика?».

Наблюдения за взаимодействием учителя и учащихся на уроке. При применении метода наблюдения часто используются различные схемы, позволяющие лучше организовать его и в определенной степени структурировать получаемые с его помощью данные. Одной из таких схем является известная схема наблюдения Фландерса. Она часто используется для анализа взаимодействия педагога и учащихся во время всевозможных классных и внеклассных занятий. Удобство этой схемы, несмотря на ее внешнюю громоздкость, в том, что она позволяет регистрировать взаимодействие взрослого и детей. Ниже схема Фландерса приводится с некоторыми изменениями, связанными с адаптацией к условиям отечественной школы.

Проведите сплошную запись (протокол) урока по форме, затем подвергните полученные результаты анализу по предлагаемой схеме.

Учитель: реакция на действия школьника

  1. Принятие и анализ отношения ученика к занятию, уроку.

Выявляется отношение (позитивное или негативное) учащегося (учащихся) к уроку (занятию), настроение на уроке. Мягкая (принимающая) или жесткая (отвергающая) манера восприятия этого отношения, настроения, анализ его причин, напоминание о нем (положительное или отрицательное), прогнозирование его (Что-то вы слишком развеселились, как бы плакать не пришлосьТы не хочешь этого делать потому, что у тебя не получается).

  1. Похвала, одобрение или порицание ответа школьника, его поведения (не смешивать с оценкой!) – одобрительное покачивание головой, слова Так¼Продолжай,Правильноили противоположные действия и слова.
  2. Шутки, использование юмора. Доброжелательный, поддерживающий, снимающий напряжение или оскорбительный, унижающий характер. Обращен к одному учащемуся или ко всем детям и каким образом (поддерживает всех, одного за счет остальных, унижает одного, призывая остальных посмеяться над ним и др.).
  3. Принятие, отвержение или использование ответов, высказываний ученика. Педагог выявляет, дополняет, развивает или отвергает, показывает неправильность идей, мыслей, представлений школьников. Позитивная, нейтральная или негативная форма (Ты несешь чушь! Откуда ты это взял!Совершенно верно. А вы обратили внимание, что здесь¼). Педагог высказывается сам или обращается к классу (Кто может исправить, дополнить?). Эта категория используется, когда речь идет о дополнении, но как только учитель переходит к собственному изложению материала, используется категория “рассказ учителя”.
  4. Оценка ответа, работы школьника. Балльная, в виде высказывания, объяснение, почему поставлен тот или иной балл, содержательное или общее (Четыре. Надо было привести собственные примеры, а ты повторил те, которые давала яТри. Мало стараешься), указание на прошлые заслуги и недостатки ученика, отсутствие объяснений (Садись. Три. – Почему? – Еще я буду на уроке тратить время на объясненияЧетыре. Значит, можешь говорить. Почему всегда мямлишь?).

Учитель: самостоятельные действия

  1. Вопросы учителя. Характер вопроса, обращенность, форма.
  2. Рассказ учителя. Приведение фактов, их обоснование, цитирование источников, конкретность или абстрактность изложения и т. п. (когда учитель задает вопрос по своему рассказу, используется категория 1).
  3. Распоряжения, указания, приказы. Форма.
  4. Критика, замечания, подтверждение собственных полномочий. Доброжелательное, нейтральное, жесткое высказывание, окрик или крик с целью изменить поведение ученика, объяснение, почему учитель этого требует, полная авторитарность.
  5. Пауза, молчание. Цель, продолжительность, результативность.

Ученики: реакции на действия

  1. Ответ на вопрос учителя. Форма. Полнота. Свобода выражения собственных взглядов, идей.
  2. Реакция на шутки учителя.
  3. Реакция на похвалу и порицание со стороны учителя.
  4. Реакция на замечания учителя.
  5. Реакция на оценку.

Ученики: самостоятельные действия

  1. Разговор с учителем по собственной инициативе. Форма, тематика, связь с выполняемым заданием, материалом урока. Выражение несогласия, оспаривание точки зрения педагога, дискуссионность и т. п.
  2. Вопросы, задаваемые учителю. Характер. Содержание. Манера. Связь с материалом урока.
  3. Дискуссия между учениками, проходящая как бы без участия учителя и не по его инициативе. Форма, манера обращения детей друг к другу.
  4. Форма выражения своего отношения к уроку и учителю.
  5. Молчание или замешательство ученика. Чем вызвано. Продолжительность.
  6. Другие формы поведения, высказываний взрослых и детей.

Материалы для промежуточного контроля

  1. Рабочие материалы по статье А. А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла»: письменный развернутый ответ на вопросы по статье; характеристика развивающего обучения.
  2. Психолого-педагогический анализ урока: протокольная запись одного урока, развернутый детальный анализ данного урока, выводы о соответствии урока принципам развивающего обучения.
  3. Разработанный фрагмент урока, отвечающий принципам развивающего обучения.
  4. Терминологический словарь по теме.

Литература

Обязательная

Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1986.

Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М., 1999.

Леонтьев, А. А. Педагогика здравого смысла / А. А. Леонтьев // Школа 2000. – № 1.

Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003.

Практикум по психолого-педагогическим курсам: учеб.-метод. пособие для студентов / под ред. П. В. Лепина. – Новосибирск, 1997.

Дополнительная

Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. – М.; Воронеж, 1996.

Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. – М., 1975.

Педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1998.

Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. – М., 2004.

Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. – М., 1995.

Эльконин, Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. – 1993. – № 1.

Темы 20–21. Личность педагога: педагогическая направленность,
эмоциональная устойчивость, индивидуальный стиль деятельности.
Понятие о педагогических способностях и условиях их развития

Задание 1. Продумайте и опишите образ “настоящего учителя”.

Перечитайте материалы лекций по теме и соответствующие главы учебников.

Прочитайте статью Л. С. Выготского «Психология и учитель» (&). Письменно ответьте на следующие вопросы:

  • Какой идеальный образ педагогики будущего рисует Л. С. Выготский?
  • Какие требования предъявляет Л. С. Выготский к личности учителя?
  • Какова роль учителя в учебно-воспитательном процессе и развитии личности учащегося?
  • Какие наиболее актуальные на сегодняшний день вопросы и проблемы педагогического труда поднимаются в статье?

Задание 2. Осуществите самоанализ готовности студента к педагогической деятельности.

Внимательно изучите предложенные в «Практикуме по психолого-педагогическим курсам» рекомендации к проведению самодиагностики готовности студента к педагогической деятельности (с. 68–76).

С целью формирования умения осуществлять педагогическую рефлексию, определите свои личностные особенности, склонности к педагогической деятельности, уровень развития профессионально значимых качеств и педагогических умений. Для самопознания целесообразно использовать комплекс различных методов исследования: теоретические и эмпирические, качественные и количественные методы, самонаблюдение, сравнительный анализ, анализ продуктов своей деятельности, тесты.

Обратите внимание на следующие компоненты педагогического мастерства: основы техники саморегуляции, мимическую и пантомимическую выразительность, технику речи и качество голоса (сила, интонационная выразительность, темп, ритм, тембр, эмоциональность, выносливость), развитие коммуникативных способностей, наблюдательность, владение убеждающим и внушающим воздействием. Оцените уровень своей личностной тревожности, готовности к нервному срыву, уровень конфликтности, индивидуальный стиль педагогической деятельности.

Составьте письменно развернутую характеристику своей личности в контексте готовности осуществлять педагогическую деятельность.

Задание 3. Дайте определения, используя словари, учебники, научные работы, следующих понятий: “Я-концепция педагога”, “педагогическая рефлексия”, “педагогические способности”, “дидактические способности”, “стиль педагогической деятельности”. Подумайте и дополните свой глоссарий необходимыми понятиями по теме.

Материалы для промежуточного контроля

  1.    Рабочие материалы по статье Л. С. Выготского «Психология и учитель»: письменный развернутый ответ на вопросы по статье.
  2.    Описание образа “настоящего учителя” в представлении студента.
  3.    Материалы проведения самодиагностики личности студента: протокольная запись проведенных диагностических процедур, развернутый детальный анализ полученных результатов, письменная развернутая характеристика своей личности в контексте готовности осуществлять педагогическую деятельность.
  4.    Терминологический словарь по теме.

Литература

Обязательная

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1996.

Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М., 1999

Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003.

Практикум по психолого-педагогическим курсам: учеб.-метод. пособие для студентов / под ред. П. В. Лепина. – Новосибирск, 1997.

Дополнительная

Идеи Л. С. Выготского в истории моего профессионального становления: материалы науч.-практ. конф. – Новосибирск, 1997.

Лукьянова, М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова. – Ульяновск; Томск, 2003.

Маркова, А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М., 1993.

Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. – М., 1994.

Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М., 1998.

Педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1998.

Рогов, Е. И. Личность учителя: теория и практика / Е. И. Рогов. – Ростов н/Д, 1996.

 

Тема 22. Психология воспитания

Задание 1. Изучая материалы учебников, лекционные записи, рекомендованную литературу, проанализируйте современное состояние институтов социализации и оцените степень и возможности их влияния на социализацию современного ребенка и подростка. Покажите позитивные и негативные возможности для социализации в городе (поселке, селе), в котором вы живете.

На собственном примере покажите, каким образом институты социализации влияют (повлияли) на ваше развитие.

Задание 2. Используя материалы лекций, изученных вами источников, учебных пособий, опишите, какие проблемы могут возникать у родителей и педагогов в области воспитания современных детей и подростков. Продумайте, какие сложности могут возникать в процессе формирования культурных ценностей и социальных норм в дошкольном, младшем школьном, подростковом и юношеском возрастах. Какие проблемы самовоспитания и саморазвития требуют помощи со стороны педагогов и родителей?

Составьте перечень тех проблем, которые, с вашей точки зрения, наиболее сложны и актуальны для социализации дошкольников, младших школьников, подростков и юношей.

Задание 3. Составьте терминологический словарь по теме, включив в него значение следующих понятий: “воспитание”, “социализация”, “институты социализации”, “семейное воспитание”, “стиль семейного воспитания”. Подумайте и дополните свой глоссарий необходимыми понятиями по теме.

Материалы для промежуточного контроля

  1. Письменные работы: анализ современного состояния институтов социализации; анализ особенностей процесса социализации (воспитания) населенного пункта, в котором проживает студент; анализ собственного процесса социализации (воспитания) студента.
  2. Список «Проблемы социализации детей, подростков и юношей, требующие внимания и помощи взрослых».
  3. Терминологический словарь по теме.

Литература

Обязательная

Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1996.

Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М., 1997.

Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М., 2000.

Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003.

Социальная педагогика / под ред. М. А. Галагузова. – М., 2000.

Дополнительная

Андреева, Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. – М., 1988.

Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М., 1988.

Левичева, В. Ф. Молодежный Вавилон / В. Ф. Левичева. – М., 1989.

Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – М., 1988.

Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. – Пенза, 1994. – С. 95–120.

Щепанская, Т. Б. Символика молодежной субкультуры / Т. Б. Щепанская. – СПб, 1993.

Возможно использование публицистической литературы и Интернет по проблемам социализации современного человека.