Важнейшим институтом социализации является семья. Как самая малая, первичная социальная ячейка, семья представляет своего рода «элементарную частицу» общества. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно связана с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни. В свою очередь, семья влияет на жизнь общества, ей принадлежит решающая роль в процессе воспроизводства самого человека, продолжении человеческого рода, на нее ложатся большие обязанности в воспитании детей и подростков, в физическом и духовном развитии личности.

Современная семья переживает сложный этап эволюции, характеризующийся снижением ее социального статуса, сокращением воспроизводства семьи, ростом числа разводов, уменьшением продолжительности семейной жизни. В условиях наступившего кризиса еще более усугубляются социальные проблемы современной семьи.  С. В. Дармодехин различает две основные группы проблем, с которыми сталкивается семья в процессе жизнедеятельности. Первая группа объединяет общесоциальные проблемы, которые свойственны всему населению, всем индивидуумам независимо от их принадлежности к семье. Вторая группа проблем носит специфический характер и отражает институциональное содержание жизнедеятельности семьи.

На процесс социализации детей, воспитывающихся в городских и сельских семьях оказывает существенное влияние наличие социальных проблем, свойственных для многих семей.  Физическое (а вместе с ним и психологическое) состояние ребенка также оказывает достаточное влияние на процесс социализации.  Причем, важно принимать ко вниманию то, что в данном случае далеко не последнюю роль играет не только состояние здоровья самого ребенка, но и его родителей, близких родственников и друзей.

Неоспоримым институтом социализации выступает также школа.  В данном заведении происходит (или же, по крайней мере, должно происходить) создание максимально удобных для всестороннего и полноценного развития личности. Если проанализировать современные тенденции, можно отметить, что они далеки от стандартов. Во-первых, школьная система во многих своих проявлениях, сохранялась еще с советских времен. При этом за последние несколько лет в  государстве произошли достаточные изменения, которые так и не были учтены в системе образования. Во-вторых, из-за чрезмерной загруженности учебного графика и внушительных объемов домашнего задания, далеко не всегда остается время и силы не только для интеллектуального, но еще и для физического, а также духовного развития.

Таким образом, состояния тех отечественных социальных институтов, эффективное функционирование которых должно положительно сказываться на детях  подростках, находится не в слишком приемлемом состоянии. Отрицательным является и то, что  каких-либо тенденций, связанных хотя бы с небольшими положительными изменениями пока что не наблюдается.

 

 

Задание 2

При рассмотрении проблем, которые могут возникнуть у родителей и педагогов процессе воспитания детей и подростков (в том числе и при реализации мер, направленных на развитие определенных  норм и культурных ценностей) стоит акцентировать внимание на одном аспекте. Дело в том, что добиться положительных итогов можно только при условии активного взаимодействия данных систем. А это свидетельствует о том, что и проблемы в таком случае будут общими и самыми распространенными среди них могут считаться:

  1. Проблемы коммуникации.

Многие приемы коммуникации, приводившие к взаимопониманию в детстве, подростками часто отвергаются. Например, отстаивая свою «взрослость» и самостоятельность, подросток может активно и грубо отвергать (особенно публичные) проявления нежности и ласки. Некоторые возросшие материальные запросы подростка могут показаться родителям несправедливыми и потребовать от них четкого и последовательного отстаивания своих прав. Молодая учительница может не справиться или даже быть шокирована сексуальными домогательствами старшекласников. Часто и родителям и учителям требуется специальный тренинг коммуникаций с подростками.

  1. Проблемы контроля, заключающиеся в том, чтобы не переводить контроль, способный предотвратить наступление отрицательных ситуаций, в контроль, применение которого отрицательно сказывается на развитии личности ребенка.
  2. Проблемы, связанные с дисциплиной.

Ребенок может отказываться выполнять вполне разумные и обоснованные требования, например, по поддержанию порядка в помещении может вызвать вспышки агрессии у учителей и родителей. Но, если ранее выражение требований в агрессивной форме вело к успеху, то у подростков такая форма может вызвать ответную (иногда физическую) агрессию. Методы управления дисциплиной в семье и школе при достижении детьми подросткового возраста неизбежно должны быть пересмотрены.

  1. Ошибочные утверждения родителей и учителей относительно того, что дети в конкретно взятом возрасте могут допускать определенные ошибки.

 

Задание 3

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Социализация-  это процесс, направленный на усвоение человеческим индивидом образцов поведения, разнообразных психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний, навыков.

Институты социализации – исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей.

Передача культуры — она осуществляется через такие социальные институты, как семья, система образования, обучения и воспитания.

Взаимное влияние людей – оно происходит в процессе общения и совместной деятельности.

Первичный опыт — он связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения.

Семейное воспитание – система воспитания, а также образования, которая сложилась в условиях конкретно взятой семьи.

Стиль семейного воспитания – способ построения взаимоотношений родителей и детей, использования ими конкретно взятых приемов, а также методов.

 

 

Список использованных источников

  1. Леонтьев А. А.Педагогика здравого смысла / А. А. Леонтьев // Школа 2000. – С. 1№ 1. – С.111-123
  2. Педагогическая психология / под ред. Н. В. Клюевой. – М., 2003. – 340 с.
  3. Практикум по психолого-педагогическим курсам: учеб.-метод. пособие для студентов / под ред. П. В. Лепина. – Новосибирск, 1997. – 219 с.
  4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1996.

5.Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М., 1997.

  1. Мудрик, А. В.Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М., 2000.

7.Уайлд Дж. Терапия гнева, тревоги и депрессии у детей и подростков. – М.: МПСУ, 2013. – 192 с.

  1. Лаут Г.В., Брак У.Б., Линдеркамп Ф. Коррекция поведения детей и подростков: Практическое руководство. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 224 с.
  2. БайярдР. Т., Байярд Дж. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М.: Академический Проект, 2015. – 224 с.