Ответить на вопросы:

     Каковы возможности и ограничения науки в решении проблемы происхождения человека?

 

Решение проблемы происхождения человека во многом зависит от определения его сущности. Различные варианты трактовок этой проблемы предлагались на протяжении всей истории человечества. Наиболее ранними по времени возникновения считаются различные мифологические концепции, которые возникали в различных обществах на заре их существования. Позднее были сформулированы религиозные концепции, в рамках которых человек рассматривался как результат творческих усилий бога. В христианской концепции человек рассматривался как подобие Бога и его наиболее совершенное творение. Параллельно с мифологическими и религиозными концепциями начинают появляться и попытки создания научных теорий происхождения и сущности человека.

Происхождение человека всегда рассматривалось с двух взаимоисключающих позиций: как результат сверхъестественного, Божественного, космического начала и как результат эволюционного развития живой природы, как своего рода вершина этого процесса.

Еще в XVII в. ученые-материалисты, исходя из идеи единства всего животного мира, рассматривали человека как часть природы и высказывали мысль о его происхождении от древних человекообразных обезьян. Такой взгляд появился не случайно, так как был накоплен значительный научный материал, доказывавший биологическое сходство строения организма человека с организмом животных. Основываясь на достижениях естествознания, Ч. Дарвин в своем труде «Происхождение человека и половой отбор» (1871), показав эволюционное единство, закономерность и последовательность развития животного мира, доказал, что человек произошел от древних человекообразных обезьян третичного периода.

Человек стал человеком с того времени, как сам сделал (а не использовал созданные природой) первые орудия труда и тем самым начал активно воздействовать на природу. С этого момента «вместе с человеком мы вступаем в область истории»: на смену биологическим закономерностям пришли закономерности социальные. Возникло человеческое общество — качественно новое явление.

Исторически развитие человечества шло в постоянном диалектическом единстве разных начал — эволюционного и явления качественного скачка, биологического и социального. Подмена одного другим совершенно исключена. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие человека происходило в постоянном и тесном взаимодействии с природой. И чем совершеннее становился человек, тем активнее он воздействовал на нее, приспосабливая к своим потребностям. Однако в археологические эпохи, в отличие от индустриальной, это приспособление было всегда рациональным, человек мыслил себя только как часть окружающей его природной среды.

Другая, популярная сегодня концепция гласит, что не только сама наша планета как космический объект, но и жизнь на ней являются следствием общего космического развития. Следовательно, и человек как наиболее высокоорганизованное проявление жизни есть продукт не только земной, но и космической эволюции. С этой точки зрения, изучение строения и эволюции Вселенной есть неотъемлемое условие глубокого познания самого человека, его связи с космическим целым, выявления его места в системе мироздания.

В рамках данной концепции можно выделить два принципиально разных подхода. Одни ученые полагают, что человек – не единственное разумное существо во Вселенной, другие настаивают на принципиальном «космическом одиночестве» человека. Например, Циолковский был убежден, что рано или поздно человечество в ходе освоения космоса встретится и объединится с иными цивилизациями. Позицию, близкую к Циолковскому, занимают и в наши дни многие ученые и философы, которые убеждены, что различные формы жизни существуют во многих местах необъятной Вселенной, в которых могут также существовать и какие-то цивилизации, отличные от земной.

     Как развивались взгляды на происхождение человека?

 

Относительно происхождения людей существуют несколько теорий — полицентризм, моноцентризм и алагенизм.

Теория полицентризма выдвинута в 1939 году Францем Вайденрайхом, который считал, что современные человеческие расы произошли от разных рас неандертальцев. Таким образом, начало расогенеза приходится на нижний и средний палеолит. Недостаток данной теории состоит в том, что происхождение человека от разных рас противоречит видовой преемственности. Наиболее распространена теория широкого моноцентризма, согласно которой неоантропы произошли от прогрессивных форм палеоантропов, обитавших на территории Средней и Передней Азии и Северно-Восточной Африки.

В эпоху неолита неоантропы появляются на всех континентах. Сначала неоантропы жили одновременно с неандертальцами, но 40-35 тысяч лет назад единственным видом на Земле стал неоантроп. Существует даже несколько теорий по поводу вражды неандертальцев и неоантропов, которые сводятся к тому, что более развитые неоантропы уничтожили менее развитых неандертальцев.

Для возникновения неоантропа требовалось разрушение замкнутости неандертальской общины. Поэтому современные ученые большое значение придают экзогамии.

Существуют две доминирующие теории происхождения современной популяции человека. Теория «из Африки» предполагает, что предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира. Согласно мультирегиональной теории, современные люди являются, по крайней мере, частично, потомками различных популяций гоминид. Теория «из Африки» в противовес мультирегиональной подтверждается сравнением последовательностей ДНК современных людей и в настоящий момент принимается большинством палеоантропологов.

Как считают некоторые исследователи, источник эволюционных идей проистекает из космогоний древних религий. Идеи творения и развития вселенной и жизни идут в них параллельно друг другу, иногда тесно переплетаясь. Но мифический способ мышления мешает выкристаллизовать из них стройные концепции. Первую такую концепцию разработал ученик Фалеса Милетского Анаксимандр. О схеме Анаксимандра стало известно от историка I века до н. э. Диодора Сицилийского. В его изложении, когда молодая Земля осветилась Солнцем, её поверхность сначала затвердела, а потом забродила, возникли гниения, покрытые тонкими оболочками. В этих оболочках и зародились всевозможные породы животных. Человек же будто бы возник из рыбы или похожего на рыбу животного. Несмотря на оригинальность, рассуждения Анаксимандра не подкреплены наблюдениями. Другой античный мыслитель, Ксенофан, уделял наблюдениям больше внимания. Он отождествлял окаменелости, что находил в горах, с отпечатками древних растений и животных: лавра, раковин моллюсков, рыб, тюленей. Из этого он сделал заключение, что суша некогда опускалась в море, неся гибель наземным животным и людям. Она превращалась в грязь, а когда поднималась, отпечатки засыхали. Гераклит, несмотря на пропитанность его метафизики идеей постоянного развития и вечного становления, не создал никаких эволюционных концепций. Хотя некоторые авторы все же относят его к первым эволюционистам.

Здесь же хочется отметить, что первые эволюционисты создавали достаточно мифологичные концепции, не смотря на некоторую подкрепленность и обоснованность. Не менее замечательная почва для фантастических произведений, чем мифология.

Новый этап в развитии эволюционной теории наступил в 1859 году в результате публикации основополагающей работы Чарльза Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь». Основной движущей силой эволюции по Дарвину является естественный отбор. Отбор, действуя на особей, позволяет выживать и оставлять потомство тем организмам, которые лучше приспособлены для жизни в данном окружении. Действие отбора приводит к распадению видов на части — дочерние виды, которые, в свою очередь, со временем расходятся до родов, семейств и всех более крупных таксонов.

Однако, существует множество опровергающих гипотез. Здесь хочется отметить труды Майкла Кремо, который считает, что человек не произошел от обезьяны. По его мнению, существа, подобные нам, жили на Земле 50 млн. лет назад.

Множество научных гипотез говорят нам о происхождении человека. И в общем, можно сказать, что с научной точки зрения человек произошел от более примитивной формы приматов.

     Какую роль в становлении современной теории антропогенеза сыграли труды Ч. Дарвина?

 

         Убедительно и всесторонне обосновал симиальную теорию антропогенеза Ч.Дарвин. В своём фундаментальном труде «Происхождение человека и половой отбор» [1871]. Ч.Дарвин собрал огромное количество доказательств животного происхождения человека. Не обошел он и вопросы психологии.

В своей работе «Выражение эмоций у человека и животных» [1872] общность этих эмоций и способов их выражения. Наряду с основными концепциями – о происхождении человека от древней обезьяны и распространение принципов естественного отбора на ранние этапы эволюции человека – Дарвин допускал и другие пути, в частности половой отбор и усиленное упражнение для приобретения некоторых свойственных человеку особенностей. По Дарвину, если какие-то пути, приведшие к изменению какого-либо органа, например, костно-мышечного аппарата, полезны, то особи, обладающими этими признаками, будут иметь преимущество перед остальными и выживать в большем количестве. Эта закономерность распространяется и на эволюцию мозга, тренирующим фактором для которого могло быть постоянное упражнение. Современные исследования подтверждают роль обогащенной среды в формировании тех или иных перестроек организма (пример – увеличение массы мозга у мышей при групповом содержании в отличие от индивидуального).

По современным представлениям, механизм «упражнение – неупражнение» может изменять режим работы гена, включение которого требует определенного биохимического фона и зависит от внешних условий. Возможность введения в генотипическую память воздействий, модифицирующих режим работы гена, допускает направленную изменчивость (например, митохондриальной ДНК) и как следствие направленность эволюции не связанную с отбором.

          Дарвиновская теория естественного отбора не вышла на уровень антропосоциогенеза: он недооценивал принципиальные различия в сфере психических функций человека и животных, а также роль труда и социальных факторов в возникновении человека. Вместе с тем, специфика биологической организации человека состоит в социальной опосредованности развития основных систем очеловечивания. Это обеспечило человеку его экологическое превосходство над всем животным миром и позволило ему освоить практически все регионы земного шара.

 

     Какую роль в становлении современной теории антропогенеза сыграли труды Ф. Энгельса?

 

 

Решающим фактором гоминизации явилась трудовая деятельность. Трудовая теория антропогенеза в своем первоначальном классическом варианте была изложена Ф. Энгельсом в его известной работе “Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека”, написанной в 1873—1876 гг. и впервые опубликованной в 1896 г. Основу концепции Ф. Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что “труд создал самого человека” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 486). В этой работе устанавливается последовательность основных этапов гоминизации с выделением прямохождения как решающего шага на пути очеловечения обезьяны; дается определение руки как органа и продукта труда; рассматривается возникновение звукового языка и членораздельной речи, человеческого мышления как следствия общественного развития; подчеркивается качественное своеобразие антропогенеза как процесса активного приспособления человека к среде, экологическое превосходство человека разумного над другими видами.

Трудовая теория антропогенеза успешно выдержала проверку временем, получив подтверждение всей совокупностью новых палеонтологических и археологических аргументов. Таковы бесспорные факты опережающих темпов развития прямохождения по сравнению с другими структурными комплексами гоминизации и доказанного появления первых орудий задолго до формирования современного человека и даже питекантропов.

Основное положение трудовой теории антропогенеза—о решающей роли изготовления орудий в процессах гоминизации—разделяется ныне подавляющим большинством антропологов мира, хотя распространенное в зарубежной антропологии понятие “культурной адаптации” и не вполне соответствует основным принципам трудовой теории; в этом случае речь идет обычно об “аутокаталитической реакции” или “кибернетическом механизме” обратной связи между развитием биологии (мозга) и культуры при ведущей роли генетических факторов.

 

     Согласно эволюционной гипотезе происхождения человека, являются ли современные человекообразные обезьяны его предками?

 

 

            Эволюционные преобразования предков человека, обусловленные давлением естественного отбора, явились биологическими предпосылками возникших впоследствии социальных закономерностей. Ф. Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876) показал, что именно труд выделил человека из животного мира и всегда был общественной деятельностью, а сам процесс труда стал мощным фактором, изменяющим природу человека. Он отмечал также, что под влиянием труда и речи совершенствовались мозг и органы чувств человека, развивалась речь. Самым важным, по мнению Энгельса, было то, что человек заставил природу служить ему и научился господствовать над ней. В этом и состоит существенное отличие человека от остального животного мира, обусловленное его трудовой деятельностью.

Основные этапы, определяющие качественные преобразования предков человека, следующие: 1) появление вертикального положения тела; 2) развитие навыков по использованию орудий труда; 3) совершенствование мозга и появление речи.

Естественно, что все особенности, характеризующие человека, возникли не сразу, а на протяжении нескольких миллионов лет. Так, прямохождение, освободившее руки для труда, возникло на ранней стадии развития австралопитеков. Увеличение массы головного мозга шло также не менее нескольких миллионов лет. Однако на последних этапах развития мозга происходило не нарастание массы, а некоторая конструктивная перестройка этого органа, связанная с развитием социального начала в человеческой психике. Самым существенным в развитии человека явилось возникновение трудовой деятельности, производство орудий труда. Это событие—качественный скачок, поворотный момент истории биологической (филогенеза) к истории социальной.

Своеобразие эволюции человека заключается атом, что постепенно биологические эволюционные факторы теряют свое ведущее значение и уступают место социальным факторам. Накапливался опыт изготовления орудий труда, совершенствовались сами орудия. Рука становилась не только органом труда, но и изменялась как продукт труда. Благодаря стадному образу жизни, у предков человека развивались сложные формы общения, вначале в виде мимики, жестикуляции, звуков. Все это способствовало совершенствованию высшей нервной деятельности предков человека. Огромное значение в становлении человека сыграло использование в пищу мяса. Помимо высокой питательности мясной пищи, наличия в ней определенных незаменимых аминокислот, которых нет или очень мало в растительных продуктах, использование мяса стимулировало развитие охоты, а впоследствии и разведение домашних животных. Это в свою очередь усиливало взаимосвязи внутри группы и развитие общества.

 

     Как менялось соотношение биологических и социальных факторов на разных этапах антропогенеза?

 

Человек, как и любой другой биологический вид, формировался в процессе эволюции и является результатом взаимодействия ее движущих сил.

В основе антропогенеза лежат такие биологические факторы, как наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. Ч. Дарвин считал, что главную роль в антропогенезе играл именно естественный отбор и особенно одна его форма — половой отбор.
Роль социальных факторов в процессе происхождения человека рассматривается в работе Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1896). Ф. Энгельс показал, что именно труд, общественная жизнь, сознание и речь выделили человека из животного мира.
Предпосылки антропогенеза. Высокоразвитая способность к ориентации в окружающей среде и разделение функций между передними и задними конечностями явились существенными предпосылками к дальнейшему морфофизиологическому прогрессу при переходе древесных обезьян в новую среду обитания, на открытые безлесные пространства.
Передвижение на двух ногах в первое время было малоэффективным и не давало особых преимуществ в борьбе за существование по сравнению с другими млекопитающими. Однако при освобождении передних конечностей от функции хождения направление естественного отбора изменилось. Недостатки в скорости передвижения, небольшая мышечная сила и отсутствие мощных клыков и когтей компенсировались использованием орудий для защиты и нападения. Благодаря вертикальному положению тела значительно возрос объем воспринимаемой информации, что позволяло вовремя среагировать на приближение хищника. Поскольку все это непосредственно связано с выживанием, давление естественного отбора усиливалось именно в данном направлении.

 

 

     Какими фактами подтверждаются или опровергаются различные гипотезы происхождения человека?

 

 

Когда говорят о теории эволюции человека, первым делом вспоминают Чарльза Дарвина, хотя впервые учёные заговорили о сходстве человека с высшими приматами примерно за сотню лет до обнародования дарвиновской теории эволюции, главным пунктом которой и было предположение о происхождении человека и обезьян от общего предка. Суть идеи о происхождении человека путём долгой эволюции от общего с обезьянами предка основывается, прежде всего, на поразительном анатомическом и генетическом сходстве человека с высшими приматами: как установила уже современная генетика, от ДНК некоторых видов современных обезьян ДНК человека отличается лишь на несколько процентов. Во времена Дарвина сведений о генетическом родстве не было, однако были отмечены удивительные совпадения в анатомическом строении человека и обезьян.

Это и послужило основанием теории, согласно которой до какого-то момента существовал единый вид животных, который на определённом этапе разделился на собственно приматов и на несколько ветвей гоминид, то есть человекообразных обезьян. Гоминиды же прошли долгий путь эволюции, в ходе которого благодаря трём основным принципам (изменчивость, наследственность, естественный отбор) они перешли к прямохождению, у них выделился изолированный большой палец, увеличился объём мозга, появилась членораздельная речь – и после нескольких миллионов лет развития появился человек современного типа, человек разумный. Теория эволюции человека является до сих пор основной научной теорией, в которой при этом существует несколько версий, где именно возникло современное человечество. Основной считается версия, что человечество произошло от группы людей из Восточной Африки. Однако существуют версии внетропического происхождения (люди появились в условиях более сурового климата вследствие необходимости приспосабливаться к условиям) и мультирегионального происхождения (люди современного типа появились в результате параллельной эволюции в различных точках планеты).

          В тех случаях, когда у науки нет стопроцентного ответа на какой-либо вопрос (а его не бывает почти никогда), непременно появляются версии, лежащие вне сферы научного знания. Правда, с вопросом происхождения человека несколько сложнее – так как основная ненаучная версия происхождения человека возникла задолго до появления самой науки и относится к религиозному мировоззрению. Человек создан Богом – таков ответ верующих на вопрос о происхождении человека, и наука не может ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение, как и любое утверждение о Боге. Сами верующие к теории эволюции относятся по-разному: часть из них полностью отрицает саму идею эволюции, часть признаёт, что у человека могли быть какие-то параллельные ветви развития, то есть существа, которые в физическом плане сходны с нами, но лишены духовной составляющей.

Но есть и куда более оригинальные гипотезы. Среди них, например, «водная гипотеза», которая гласит, что человек произошёл от некоего водного существа, от условной водной обезьяны. И никого не смущает, что у науки нет вообще никаких данных о водных обезьянах ни в настоящем, ни в прошлом. Приводятся «доказательства», что именно обитание в воде якобы позволило человеку стать прямоходящим, механизмы терморегуляции и развития грудной клетки также связаны с обитанием в воде, да и возможность размножаться в водной среде тоже вроде как отличает человека от обезьян.

 

 

 

 

     Как современная наука объясняет существование рас? Почему в ходе эволюции расы не превратились в отдельные биологические виды?

 

 

Все современное человечество принадлежит к одному виду Homo sapiens (Человек разумный), внутри которого существуют крупные систематические подразделения — расы. Каждую расу характеризует совокупность наследственно обусловленных признаков, таких как цвет кожи, волос, глаз, форма носа и губ, рост, особенности строения черепа и др. Не все морфо логические признаки человека являются расовыми, например развитие мускулатуры и жироотложения часто зависят от индивидуальных особенностей.

Большие расы. Обычно выделяют три большие расы, евразийскую (европеоидную), азиатско-американскую (монголоидную) и австрало-негроидную (экваториальную). Большие расы разделяют на расы второго и третьего порядка, так называемые малые расы. Иногда австралоидов и американских индейцев выделяют в отдельные большие расы.

Европеоидная раса. Представители этой расы в основном светлокожие, имеют мягкие прямые или волнистые, часто светлые волосы. У большинства европеоидов тонкие губы, неширокий выступающий нос, как правило, сильно выступающий подбородок. У мужчин обычно хорошо растут борода и усы. Внутри европеоидной расы существует очень большая изменчивость по цвету волос и глаз, поэтому эту большую расу делят на три крупные части: светлоокрашенную северную, темноокрашенную южную и среднеевропейскую с промежуточным типом пигментации. Сейчас европеоиды обитают на всех материках, но изначально они сформировались в Европе и Передней Азии.

Монголоидная раса. У типичных представителей этой расы кожа смуглая, желтоватых оттенков, глаза темно-карие, волосы жесткие, прямые, темные. У мужчин волосяной покров на теле развит очень слабо, борода и усы, как правило, не растут. Лицо довольно плоское, скулы широкие, подбородок мало выдается вперед. Для большинства монголоидов очень характерна сильно развитая и своеобразно расположенная складка верхнего века (эпикантус), которая прикрывает внутренний угол глаза, обусловливая тем самым несколько косое положение глазной щели. В настоящее время эта раса преобладает в Азии.

Экваториальная раса. Характерными чертами негроидов являются черные курчавые волосы, очень темная кожа и карие глаза. Борода и усы, как и у монголоидов, обычно растут слабо. Нос довольно плоский, мало выступающий, с широкими крыльями. У большинства представителей толстые губы и выступающий вперед челюстной отдел черепа. Наиболее ярко признаки этой расы выражены у суданских негров.

■Раса и нация. Расы — это биологические образования, но существу- ют сообщества человека, основанные на других принципах, которым люди часто придают большее значение. Необходимо четко различать понятия «раса» и «нация». Национальные различия формируются на основе хозяйcтвенных, политических, религиозных и других факторов. Для нации важно самосознание и культурное наследие, а не генетическое наследование, как для расы. Понятия расы и нации не совпадают, поэтому категорически нельзя употреблять такие сочетания, как «японская раса», «французская раса», «польская раса» и т. д.

 

 

     Продолжается ли эволюционный процесс в современном человеческом обществе?

 

Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перестала иметь по крайней мере решающее значение. Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря успехам медицины могут принимать активное участие в жизни общества. Сила естественного отбора в социальном мире все более ослабевает, так как социальные институты, здравоохранение постоянно сглаживают влияние индивидуальной биологической изменчивости

 

 

  1. Выписать в тетрадь группы доказательств родства человека и человекообразных обезьян.

 

Черты сходства человека и человекообразных обезьян                

1)   Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев);

2)   сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний);

3)   хорошая память и развитая центральная нервная система;

4)   высокая способность к обучению;

5)   отсутствие хвоста;

6)   на пальцах ногти, а не когти;

7)   стопы ног и ладони лишены волос;

8)   могут вертикально ходить, но опираются на руки;

9)   имеют 12 – 13 пар ребер;

10)   схожее строение органов чувств;

11)   сходное строение кожи;

12)   имеют четыре группы крови системы АВо;

13)   существуют общие болезни и паразиты;

14)   имеют сходство в строении хромосомного аппарата.

 

 НО, Отличия человека и человекообразных обезьян                 

1)      Обезьяны не могут создавать орудия труда;

2)      в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг;

3)      объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см3, а у человека около 1600 см3);

4)      поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше;

5)      относительно более длинные передние конечности у обезьян;

6)      кости рук крюкообразные у обезьян;

7)      человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.

 

 

Выписать в тетрадь основные положения теории этногенеза.

 

Выдающийся русский историк и географ Л.Н.Гумилёв (1912 – 1992) внёс ряд совершенно новых моментов в развитие этнологии. Открыв явление пассионарности и феномен комплиментарности, Л.Н.Гумилёв разработал пассионарную теорию этногенеза. Он был продолжателем идей евразийства, влияние на его работы оказали В.И.Вернадский (1863 – 1945) и его идея энергии живого вещества биосферы и С.М.Широкогоров (1887 – 1939) у которого он заимствовал основные подходы к этносу.

Понятие этноса, его признаки и свойства занимает первостепенное место в работах Л.Н.Гумилёва. Единственного чёткого определения этноса автор не даёт, он скорее говорит о его природе. Он говорит о том, что этнос – это не общество и это не социальное явление. Этнос никогда не развивался по спирали и не связан с развитием способов производства. Столкнувшись с проблемой пояснения своей точки зрения, Гумилёв приводит в пример электрическое освещение – феномен, казалось бы,  социально-технический. Проводку сделали на заводе, провёл её монтёр – член профсоюза, обслуживает она работников университета. Но никакого освещения  не было бы не будь физического явления – электрического тока. Электричество никак невозможно отнести к явлениям социальным. Это природное явление, обусловленное искусственно созданными условиями. Также и с этносами. Человек ощущает разницу между  немцами и поляками так же, как между светом и тьмой.

Далее он говорит, что этнос – это не раса. Этнос  – это форма существование вида  Homo Sapiens и его особей, которая отличается как от социальных образований, о чём было упомянуто выше, так и от чисто биологических, какими являются расы. Каждый этнос всегда состоит из двух и более расовых типов.

Также как не совпадает этнос с расой, не совпадает он и с другим биологическим образованием – популяцией. Популяция – это простая сумма особей, живущая в одном ареале, и беспорядочно между собой скрещивающаяся. В отличие от этого в этносе всегда есть брачные ограничения и  довольно часто между этносами возникает борьба, чего не бывает у популяций.

Подводя итог своим рассуждениям, Гумилёв предлагает считать этнос – явлением географическим, всегда связанным с ландшафтом, который кормит адаптированный этнос. А поскольку ландшафты Земли разнообразны, разнообразны и этносы. Они возникают, развиваются и исчезают, проходя в своем развитии закономерные фазы этногенеза.

В своих работах Гумилёв говорит также об этнической структуре, которая в иерархической соподчинённости выглядит как: консорция, конвиксия, субэтнос, этнос, суперэтнос. Под консорцией автор понимает группу людей, объединённых одной исторической судьбой. В пример можно привести разнообразные группировки – мафия, секты, артели, старообрядцы.  Чаще всего они распадаются, но иногда уцелевают на срок в несколько поколений и тогда они становятся конвиксиями. Конвиксия – группа людей объединённых однохарактерным бытом и семейными связями, например, купечество, боярство, кварталы и предместья. Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы – подсистемы этноса, противопоставляющие себя как целостность этносу, внутри которого они возникают. Если субэтносу удается навязать свой стереотип поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.

Ставя проблему первичного возникновения этнической целостности из особей (людей) смешанного происхождения закономерно возникает вопрос: что заставляет их объединяться, что влечёт их друг к другу? Ответом на этот вопрос служит разработанный Л.Н.Гумилёвым принцип комплиментарности. Комплиментарностью Гумилёв называет неосознанную симпатию к одним людям и антипатию к другим, то есть возможна положительная и отрицательная комплиментарность. Так рождению любого социального института предшествует объединение некоторого числа людей, симпатичных друг другу. Также на уровне этноса фигурирует принцип комплиментарности, который автор именует патриотизмом. При этом принцип комплиментарности не относится к числу социальных явлений – он также наблюдается у животных.

Пассионарность – это непреодолимое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой – либо цели (часто иллюзорной). Цель эта представляется пассионарной особи ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.

Каждый человек обладает пассионарностью, но уровни ее у разных людей различны. Согласно этому, Гумилёв подразделяют людей на три типа. Первый – пассионарии – люди с повышенной пассионарностью, их внутренняя энергия превышает тот уровень энергии, который нужен для ведения обычного образа жизни. От количества пассионариев в обществе зависит стадия этногенеза.

Второй – гармоничные личности – особи, пребывающие  в равновесии с окружающей средой. Они обладают пассионарностью, но в ограниченном объеме. Когда в обществе преобладает гармоничный тип личности, оно находится в равновесии.

Третий тип личности – субпассионарии – обладают пониженной пассионарностью. Их отличает склонность к лени, пассивность, паразитизм. Число субпассионариев увеличивается в периоды упадка и разложения этноса.

Очень важной, с точки зрения этнологии, является теория о циклах этногенеза. Гумилёв, в зависимости от величины пассионарного напряжения выделяет следующие фазы этногенеза. Гомеостаз – полный баланс этноса с окружающей средой. Далее происходит толчок, вызванный энергетическими вспышками, воздействующими на биосферу. Толчок провоцирует резкое увеличение числа пассионариев, которые задают всему этносу героический импульс, подталкивая к военным завоеваниям, миграциям, интенсивному и активному образу жизни – это фаза подъёма. В следующей – акматической фазе – биохимическая энергия достигает таких значений, что паccионариев в популяции становится «слишком много» (в этой фазе  их – максимум), и они начинают воевать друг с другом. Акматичеcкая фаза – это пик этногенеза, когда этнос достигает вершины своих исторических деяний. В какой-то момент наступает перегрев. При паccионарном перегреве гибнут одна за другой пассионарные особи. Результатом является определенное угасание паccионарности. Возрастает роль гармоничных особей. Происходит переход к фазе надлома и начинается спад. Некоторое время этнос ещё сохраняет жизнеспособность, которая реализуется в более мирных сферах искусства, культуры, технического развития. Это инерционная фаза – период интенсивного накопления материальных и культурных ценностей. Гумилев назвал эту фазу «золотой осенью» этноса. В этот период в обществе начинают преобладать субпассионарии, активно разлагающие этническую систему.

Завершает паccионарный цикл фаза обcкурации: распад этноса и его возврат к гомеостазу. После этого память о выдающихся достижениях этноса остается только на уровне культуры – это мемориальная фаза.

Фундаментальным вкладом Гумилева в этнологию является историческая реконструкция многих забытых и слабо изученных эпизодов из истории этносов Евразии. Он изменил образ Евразии, вернув человечеству огромный и практически неизвестный фрагмент этнической истории.

 

 

Этапы антропогенеза

Название этапа Границы этапа Факторы, определявшие направление эволюционных преобразований на данном этапе Морфоанатомические особенности предков человека на данном этапе Особенности образа жизни предков человека на данном этапе
         

 См. Таблицу.

 

 

Временные границы Этапы антропогенеза Характерные черты развития
40 тыс. лет назад Стадия неоантропа(кроманьонца). Человек разумный Формирование облика современного человека. Возникновение общества. Одомашнивание растений и животных
200—500 тыс. лет назад Стадия палеоантропа(неандертальца). Человек неандертальский Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая культура изготовления орудий труда. Совершенствование речи и племенных отношений
1—1,3 млн. лет назад Стадия архантропа(питекантропа).  Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява; синантроп —Китай, атлантроп — Африка, гейдельбергский человек — Европа) Объем мозга 800—1200 см3.  Формирование речи. Овладение огнем
2—2,5 млн. лет назад Человек умелый Переходная стадия к формированию типа современного человека. Объем мозга 500-800 см3. Изготовление первых орудий труда (галечная культура)
9 млн.лет назад Стадия протантропа.Австралопитеки — предшественники людей Переходная форма обезьяны к человеку. Прямоходящие. Использование примитивных «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее развитие стадности
25 млн. лет назад Общие предки человекообразных обезьян и людей — дриопитеки Древесный образ жизни, стадность