Материалы к семинару «Общественное движение страны в первой половине ХIХ века. Власть и общество о перспективах развития России»

Материалы к семинару «Общественное движение страны в первой половине ХIХ века. Власть и общество о перспективах развития России»

Заполните таблицу, определив позиции различных течений общественной и государственной мысли 1830–1850-х гг. по основным вопросам развития России.

Основные вопросы Консервативное направление

(Уваров)

Чаадаев Славянофилы

(Аксаков, Хомяков и др.)

Западники

(Кавелин и др.)

Революционеры-демократы (Герцен, Огарев)
1. Взгляд на российскую действительность и историю   Любой поворот к консерватизму и охранительству всегда сочетается с антизападничеством и подчеркиванием особенностей собственного национального пути.  Аномальность России Чаадаев осознает с помощью антитез её истории и современности некоторым всеобщим законам истории человечества и человеческого общежития. Многое в России зависит от её географического положения, но не оно является главной причиной изолированности русской цивилизации от общечеловеческого развития. Россия не принадлежит не Востоку, ни Западу, она пребывает не только вне пространства, но и вне времени, и как бы выпала из исторического прогресса.  Ратовали за то, что Россия – особенная страна, и ее путь развития должен коренным образом отличаться от европейского. Ее самобытность должна выражаться в отсутствии борьбы социальных групп  Считали историю России ничем иным, как частью общемирового исторического процесса, исключали народную самобытность  Революционные демократы боролись за уничтожение самодержавия и крепостного права, были сторонниками социалистического преобразования страны.
2. Что самое ценное в русском обществе  «Православие, Самодержавие, Народность. – данный взгляд назван- «теорией официальной народности».  Чаадаев ждет от народа прогрессивных истинных идей. В первом же философическом письме он называет их. Это идеи дома, справедливости, права, порядка.  «Православие, самодержавие, народность!» Провозглашалидуховность и свободу личности в духовном плане  «Разум и прогресс!»  Установление социалистических отношений.
3. Перспективы развития России Стремился соединить усвоение Россией европейской системы образования с сохранением собственной традиционной социально–политической системы.  Чаадаев всегда склонялся на позиции западного пути развития России, но уже в первом философическом письме решительно выступает против слепого, дурного, поверхностного подражания иностранцам.

Приверженец просветительства, в просветительской деятельности главное он видит, не расширение области наших идей, а в том, чтобы исправить их и придать им новое направление.

 Критика преклонения перед Западом. Считали народ вершителем истории, осознавали самобытность истории и культуры своей страны. Критика самодержавия и крепостничества.

Вера в великое будущее России.

 Беспощадная критика крепостного строя и самодержавия. Признание значения научно-технического прогресса.

Ратовали за бурное развитие капитализма в России.

 Революционные демократы были едины в понимании путей преобразования России.

Этот путь связывался с построением социализма в России на базе общинного, коллективного владения средствами производства.

4. Кто будет играть главную роль в будущей России Самодержавие составляет главное условие политического существования России.  Россия же, если она только поймет свое призвание, должна принять на себя инициативу проведения всех великодушных мыслей, ибо она не имеет привязанностей, страстей, идей и интересов Европы. В контексте ряда других положений можно предположить, что речь идет об узких частнособственнических интересах, о страстях партийной борьбы имущих классов, смене правительств.  Самодержавие, власть которого ограничена земским собором. Считали, что это поможет избежать потрясений и революций  Демократическая республика (конституционная монархия). Ставили в пример парламентский строй Англии и Франции  Социализм и народ играют  главную роль в будущем России.

 

Она не должна пойти по капиталистическому пути развития.

 

 

 

 

 Материалы к семинару «Александр II: Эпоха реформ в России»

 

 

  1. На основании анализа предложенных в УМКД текстов составьте таблицу.

Реформы 60–70-х гг. ХIХ в.

 

Название реформы Год и авторы Основные положения Основные документы
1. Крестьянская 1861 г.

Я.И.Ростовцев, Н.А.Милюков.

крестьяне получили личную свободу и общегражданские права, которые были неполными в сравнении с другими слоями общества. Земли, принадлежавшие помещикам, были признаны их собственностью, крестьянам выделялся земельный надел, за который они платили выкуп. До уплаты выкупа крестьянин считался временно обязанным и вынужден был выполнять прежние повинности. Манифест и «Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».
2. Земская 1864 г.

Н.А. Милютин, П.А. Валуев.

Создавались такие учреждения, как земские управы, земское собрание. В состав этих учреждений могли входить граждане любого сословия из местного населения.

Для того, чтобы упростить процесс выбора членов совета и сделать его более систематизированным, были созданы курии – особые разряды, на которые делились все граждане, желающие участвовать в выборах. Курии разделялись по имущественному, национальному и другим признакам. Всего существовало три курии: курия уездных землевладельцев, курия городских избирателей и курия от сельских обществ.

Исполнительными органами при земских собраниях были местные управы

«Положение 1 января 1864 года о губернских и уездных земских учреждениях»
3. Губернская  1870 г.

П.А. Валуев

Новый законопроект создавал городские общественные управления, которые должны были заниматься рассмотрением различных хозяйственных вопросов: благоустройство улиц и зданий, обеспечение граждан продовольствием, устройство праздников, развитие городской инфраструктуры (создание дорожных сетей, портов, рынков), безопасность, устройство финансовой системы города и многое другое.

Учреждениями городского самоуправления стали избирательное собрание, дума и городская управа. Избирательное собрание занималось выбором членов городского собрания, которые имели решающий голос в спорах. Остальные же члены избирались на открытых выборах раз в 4 года. Членом думы мог стать любой гражданин, который имеет избирательные права, однако были и исключения. Дума занималась назначением выборных должностных лиц, а также осуществляла прочие дела общественного устройства и городского управления

.

«Городовое     положение».
4. Судебная  1864 г.

Д.Н.Блудов,

С.И. Зарудный,

К.П. Победоносцев,

Н.В. Калачев,

Н.А. Буцковский,

Д.А. Ровинский.

 

 

Реформа предполагала создание двух ветвей судов – мировые суды и общие съезды. В свою очередь каждая из этих ветвей имела по две инстанции – мировые судьи и мировые съезды, окружные судьи и окружные съезды. В целом, была создана совершенно новая система судебных учреждений, которая имела четкую иерархию и разделение полномочий. Реформа меняла принципы и процедуры судопроизводства. Главным достижение судебной системы стало то, что суд больше не строился на сословных отношениях, все граждане получали одинаковые права и могли рассчитывать на открытый честный процесс.

 

 

«Судебные уставы»

5. Военная  1874 г.

Д.А. Милютин Ф.А.Гейден, Н.А.Исаков, Н.Н.Обручев, Э.И.Готлебен.

 Россия была разделена на несколько военных округов, управление которыми осуществлялось местными органами, однако все они подчинялись военному министру. для улучшения качества и мощи армии произошло полное перевооружение. Войска всех ведомств получили новое, современное оружие, также были реконструированы военные заводы, которые теперь могли обеспечивать армию большим количеством качественной техники. Дисциплина и образование солдат и офицеров также претерпели изменения. Были отменены телесные наказания, офицеры стали более образованными благодаря новым принципам воспитания. Стали появляться различные военные училища и академии. Появился военный суд и военная прокуратура, которые проводили гласные и негласные процессы. Это позволило улучшить дисциплину. Кроме того, разрабатывались новые военные законы, которые должны были отвечать современным условиям и повысить уровень российской армии, чтобы сделать ее конкурентоспособной.

.

 

 

 

 

 

 

Манифест «о всеобщей воинской повинности» и Устав о воинской повинности
6. Университетская  1864 г.

П.А. Валуев

Была расширена сеть народных училищ. Наряду с классическими гимназиями были созданы реальные гимназии (училища) в которых основной упор делался на преподавание математики и естественных наук. Университетский устав 1863 года для высших учебных заведений вводил частичную автономию университетов — выборность ректоров и деканов и расширение прав профессорской корпорации. В 1869 году в Москве были открыты первые в России высшие женские курсы с общеобразовательной программой. В 1864 был утверждён новый Школьный устав, по которому в стране вводились гимназии и реальные училища. «Школьный устав»,

«Университетский устав».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Материалы к семинару «От Февраля к Октябрю».

 

Вопросы и задания к текстам и иллюстрациям:

 

  1. 2.С какими позициями политических сил в революционном движении 1917 года по вашему мнению связаны изображение на плакате «Заем свободы» и картина Бориса Кустодиева «Большевик»?

 

 

Ответ:

 

На плакате и картине мы видим политику утверждение власти «красных», победу большевизма, но стоит рассмотреть ее подробнее.

Победа большевиков была полной и почти бескровной. Вместе с тем взятие большевиками власти в столице еще не означало их полной и окончательной победы во всей стране, погруженной в политический хаос. Вооруженное восстание, по сути, имело характер государственного переворота. В чем же суть успехов большевизма?

Большевистская партия на протяжении начала XX в. (1900-1916 гг.) никогда не была лидирующей, однако уже к октябрю 1917 г. она имела статус главной партии, составляющей оппозицию правительству и претендующей на власть.

Как же получилось, что партия, не имевшая крупного политического веса на протяжении почти 20 лет после своего образования, буквально за короткий промежуток времени становится правящей? Почему Временное правительство оказалось слабее.

Ответ на этот вопрос состоит из нескольких элементов.

  • Во-первых, большевики проводили грамотную и ожидаемую народом военную политику. «Мир народам» – вот та фраза, которая вела народ за собой, которая притягивала измученного, голодного, озлобленного, уставшего, заждавшегося окончания своих страданий человека. Ленин предлагал заключить мир без аннексий и контрибуций. Успеху такой политики способствовало не только народное настроение, но и эффективная пропаганда, которую вели большевики среди солдат, фактически переманивая армию (элемент, всегда поддерживающий царскую власть, призванный обеспечить её защиту и защиту страны) в свой лагерь. Таким образом, правительство лишалось главной опоры – армейской силы, которая могла бы хоть в какой-то мере продлить существование данной власти, обеспечить её хотя бы принудительными силами. Вялая и неумелая политика Временного правительства не только в военном плане, но даже в деле поставки продовольствия на фронт вызывала недовольство среди солдат, и они с охотой поддавались заманчивым и притягательным, выгодным предложениям большевиков.
  • Во-вторых, считая своей главной опорой рабочих, большевики не забывали и о крестьянах, являвшихся на тот момент самым массовым классом. Простой и доступный лозунг – «Землю крестьянам», бесспорно, был поддержан основной крестьянской массой за исключением некоторых кулаков, которые уже успели почуять все выгоды и преимущества индивидуального хозяйства, и потому не желали делиться нажитым с обществом. Основной крестьянской массой большевистская политика принималась с энтузиазмом, с готовностью выступать в поддержку РСДРП(б). Большевики становились для измученного тяготами не только военного времени, экономической разрухи, продовольственного кризиса, но и пустыми обещаниями власти наладить ситуацию в стране народа неким путём к светлому будущему. Реформы середины-конца XIX в. Не давали крестьянам полной свободы – они всё еще вынуждены были платить выкуп, непосильный для большинства. Поэтому такой простой и быстрый способ получить всё и сразу, естественно, привлёк крестьян, и они с радостью поддерживали Советскую власть.
  • В-третьих, большевики имели четко налаженную систему, отвечавшую за пропаганду и агитацию. Их агенты проникал во все сферы деятельности людей, действовали на фабриках, заводах, активно выступали в профсоюзах. В основном стачки, происходившие в стране, были затеяны и организованы именно ими.

В-четвёртых, делая ставку на рабочий класс, численность которого очень возросла в процессе индустриализации страны, большевики не промахнулись.

0

Автор публикации

не в сети 5 дней

Андрей

100
"человек это часть пазла в общей картине мира"
flagРоссия. Город: Новосибирск
Комментарии: 13Публикации: 571Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 17 =