История Российского дистанционного обучения

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

  1. Понятие дистанционного обучения. 5
  2. История возникновения дистанционного образования. 8
  3. Перспективы дистанционного обучения в России. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

ВВЕДЕНИЕ

На рубеже веков объективные потребности развития современного общества обусловили создание во многих странах мира системы дистанционного образования. Актуальность подобной формы обучения для России и стран СНГ очевидна: дистанционное образование призвано сыграть жизненно важную роль в сохранении и развитии единого образовательного пространства наших стран. Большой вклад в этот интеграционный процесс, на наш взгляд, может и должна внести Российская Федерация. В силу геополитических, географических, национально-этнических и других факторов на протяжении всей своей истории Россия выполняла цивилизационную функцию для многих народов Евроазиатского континента. В этой связи экспорт российского образования в страны СНГ является не только прогрессивной традицией, но и велением времени.

Обучение на расстоянии издавна привлекало внимание, как педагогов, так и обучаемых. Такое обучение может принимать различные формы в зависимости от организации и используемых технологий обучения. До недавнего времени в нашей стране подобное обучение в основном сводилось к обмену печатной корреспонденцией, эпизодическим встречам обучаемых с преподавателями во время зачетных и экзаменационных сессий. Это так называемое заочное обучение, которое было широко распространено во всех вузах страны, гораздо в меньшей степени – в школьном образовании.

В настоящее время данной теме уделяется достаточно большое внимание, т.к с приходом в нашу жизнь Интернета появилось много новых возможностей обучения.

Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Харитонов Ю. Я., Носова С. С., Доровской А. И., Трайнев В. А. и др.

Целью данной работы является изучение истории Российского дистанционного обучения, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

– Описать понятие дистанционного обучения;

– Выявить историю возникновения дистанционного образования;

– Проанализировать перспективы дистанционного обучения в России.

Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

 

1. Понятие дистанционного обучения

Дистанционное обучение в его современном понимании уже широко распространилось по многим странам мира. В начале 90-х годов, когда дистанционна форма обучения делала лишь первые робкие шаги, многие сводили его к возможность использования удаленных информационных ресурсов или обучению с помощью электронных средств. В настоящее время практически все специалисты в области дистанционного обучения понимают под этим термином учебный процесс под руководством преподавателя, будь то в вузе или в школе, полностью сетевой или интегрированный с традиционным обучением.

Основа его – компьютерные телекоммуникации, интернет-технологии. С их распространением идет и достаточно интенсивное внедрение новой формы обучения в университетах, системе повышения квалификации, в школах. Хотелось бы подчеркнуть специально, что дистанционное обучение рассматривается подавляющим большинством педагогов в разных странах мира именно как новая форма обучения.

В Концепции создания и развития ДО в РФ приводится следующее определение.

Дистанционное образование – комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)[1].

Информационно-образовательная среда ДО представляет собой системно-организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно- программного и организационно- методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей. ДО является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации. Известны и другие трактовки понятия ДО.

Дистанционное обучение – новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.

Дистанционное обучение – совокупность информационных технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также оценку их знаний и навыков, полученных в процессе обучения.

Дистанционное обучение – это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники.

Все приведенные выше определения отражают какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления. Например, складывается впечатление, что в ДО не используются традиционные информационные технологии, такие как печатные издания, что во время учебы вообще отсутствует контакт преподавателя и слушателя. К ДО можно отнести и ситуацию, когда участники учебного процесса территориально не удалены (проживают в одном городе, районе), но не могут иметь возможность контактировать из-за различных временных условий (графиков работы и жизни).

Поэтому, предлагаемое ниже определение в большей степени учитывает характерные черты и варианты организации ДО.

Дистанционное обучение – это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Последнее утверждение дает право говорить о системе дистанционного образования в ее полном объеме.

Идея ДО не нова, а его элементы в той или иной степени реализованы в таких формах обучения как заочное и экстернат. Элементы технологий ДО присутствуют во всех формах обучения, обозначенных в «Законе об образовании». Под технологиями ДО мы понимаем совокупность методов, форм и средств взаимодействия с обучающимися в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения определенного массива знаний.

На основе проведенных исследований можно выделить следующие факторы и процессы, приводящие к необходимости и возможности использования ДО[2]:

-новые требования к образованию (в частности, доступность, невысокая стоимость обучения, ограничения по времени обучения и др.);

-ограничения по пропускной способности ОУ;

-появление и развитие качественно новых средств ИТ и ярко выраженный процесс информатизации;

-усиление международной интеграции др.

Скачать полный вариант.

Дистанционное обучение

0

Автор публикации

не в сети 2 часа

Андрей Владимирович

3
Комментарии: 10Публикации: 532Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемнадцать − 7 =