–     С какими ограничениями сталкивается естествознание при изучении человека?

 

Новая методология изучения человека и его места и роли в Универсуме предполагает необходимость понимания гармоничного объединения всех существующих знаний о человеке: знаний о бытийном индивидуальном поведении и о мировоззренческой общей позиции индивидуумов.

Важно осознавать, что доказательное научное изучение человека и окружающего мира на каждом этапе знания ограничено уровнем технических средств, существующих и используемых наукой. Перспективное вычленение неизученных проблем и опережающая постановка непознанных вопросов способны ускорить разработку технических средств и методов исследования, поэтому необходимо снять категорическое отрицание возможности познания мира иррациональными методами. Сочетание рационального, эмпирического и иррационального подходов в процедуре изучения природы позволяет правильно соотносить познанные и непознанные явления и интенсивнее развивать технологические приёмы для доказательной науки. Многообразие подходов к изучению человека должно быть основой науки 21 века.

Решение проблемы происхождения человека философией, богословием и биологическими науками может быть найдено в соединении позиций и представлений этих наук – материально-эволюционного и/или теологического.

 

Каковы социальные особенности человека?

 

Основное отличие человека от животного состоит в социальном характере его жизни, систематическом труде и членораздельной речи.

Развитие труда превратило первобытное стадо в человеческое общество. Возникшие производственные отношения стимулировали появление членораздельной речи и высокое развитие головного мозга.

Социальные особенности человека. Поведение человека зависит от культуры общества, законов государства, личных моральных убеждений, мировоззрения, религиозных взглядов.

Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению.

Человек не только приспосабливается к воздействию внешней среды, но и активно воздействует на нее. Например, строит дома, шьет одежду и обувь, выпускает автомобили и проч.

Человек может заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы, моделировать собственную деятельность и анализировать себя «со стороны».

Для человека характерно активное формирование сложных приобретённых потребностей, практически не наблюдавшихся у других животных.

 

 

–          Какие биологические особенности человека лежат в основе развития его социальных качеств?

Признание того, что сущность человека социальна, отнюдь не означает, что можно сбросить со счета биологические особенности и признаки человека, тем более что они играют немаловажную роль в его социальной жизни. Маркс, подчеркивая социальную сущность, писал в то же время: “Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа, притом живого природного существа, он, с одной стороны, наделен природными силами, жизненными силами, являясь деятельным природным существом; эти силы существуют в нем в виде задатков и способностей, в виде влечений…”. Человек обладает биологической структурой и организацией, имеет наследственную программу поведения, целью которой является продолжение человеческого рода. Его биологические особенности сказываются и на силе нервных процессов, темпераменте, характере и других психических свойствах. Человек обладает и биологической системой регуляции, с помощью которой осуществляется приспособление организма к изменяющимся условиям существования. И хотя биологические особенности человека, отличающие его от остальных видов живого, сформированы его социальным бытием, не следует забывать и того» что человек не перестает быть природным существом, подчиняющимся природным законам, и эти законы, обладая самостоятельностью, хотя и в «снятом виде», включаются в движение социальной материи, обеспечивая бытие человека, его деятельность, его жизнь и развитие. А это значит, что проблемы природного бытия человека, его здоровье, его биологические потребности, задатки, на основе которых формируются способности к различным видам деятельности и, в конечном счете, творческий потенциал общества, имеют важнейшее социальное значение.
     Как соотносятся биологические и социальные факторы на разных этапах онтогенеза человека?

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.