На примеры в художественной литературе, отражающие суть императивного и манипуляторного взаимодействий. На примере классиков отечественной литературы: пьесам А. Н. Островского, рассказам и пьесам А. П. Чехова, романам Л. Н. Толстого, рассказам В. М. Шукшина, М. Зощенко и т. д.
Пьеса А.Н.Островского «Гроза»: Действие этой драмы происходит в провинциальном городе Калинове. Одной из главных героинь произведения является богатая купчиха, вдова. Властная и суровая Кабаниха на публике следует «Домострою», а дома не терпит ни в ком проявления личной воли. А.Н. Островский рисует её как убеждённую защитницу устоев «тёмного царства». Но даже в своей семье, где все безропотно ей подчиняются, она видит, что всё делается и говориться не так, как надо. Она пытается принудить всех строить жизнь по себе. Весь её гнев, вся злоба – во имя господства над другими людьми. Она тиранит людей, чувствуя, что её самовластию приходит конец, а без этого ей незачем жить. «По этому суждению можно сказать больше относиться к императивному общению.
А. П. Чехова: Случай в театре («Смерть чиновника»),
воздействию на человека среды и общества где он пребывает.
Сопоставьте письменно манипулятивное взаимодействие и общение.
Императивное общение – это авторитарная