Рабочая программа учебного курса «Физика» для 9 класса ФГОС

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Физика» для 9 класса составлена в соответствии с:

 

 

1) Федеральным компонентом Государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями от 03.06.2008 (приказ № 164), от 31.08.2009 (приказ № 320), от 19.10.2009 (приказ № 427), от 24.01.2012 (приказ № 39), от 31.01.2012 (приказ №69));

2) Примерной программой основного общего образования по физике 7-9 классы под редакцией А.А. Кузнецова.- М.:Просвещение,2010;

3) Учебным планом МБОУ СОШ № 1 на 2015/2016 учебный год.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

общеобразовательных:

1) умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

2) умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводитьдоказательства;

3) умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

4) умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

5) понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

6) развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

7) воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

8) применять полученные знания и умения для безопасного использования веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

В учебном плане МБОУ СОШ №1 на 2015/2016 учебный год на изучение физики в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Содержание программы учебного предмета.

(68 часов)

Законы взаимодействия и движения тел. (25 часов)

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета.

Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Решение задач по теме «прямолинейное равноускоренное движение».

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости».

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики».

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел.

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения».

Закон всемирного тяготения

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Искусственные спутники Земли.

Импульс тела. Закон сохранения импульса.

Реактивное движение. Ракеты.

Закон сохранения механической энергии.

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Контрольных работ – 2

Лабораторных работ -2

Механические колебания и волны. Звук. (12 часов)

Колебательное движение. Колебательные системы.

Величины, характеризующие колебательное движение.

Математический маятник. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити».

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Продольные и поперечные волны .

Длина и скорость распространения волны. Источники звука. Звуковые колебания.

Распространение звука. Скорость звука. Отражение звука.

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук».

Контрольных работ – 1

Лабораторных работ -1

Электромагнитное поле (16 часов).

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле.

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

Явление самоиндукции. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света.

Преломление света. Дисперсия света.

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Контрольных работ – 1

Лабораторных работ -1

Строение атома и атомного ядра (10 часов)

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

Деление ядер урана. Цепная реакция. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков».

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика».

Итоговая контрольная работа.

Контрольных работ – 1

Лабораторных работ -2

Итоговое повторение. (5 часов)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения физики ученик 9 класса должен:

знать/понимать

1) смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, волна;

2) смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, КПД;

3) смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии;

4) правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях: социального, природного, техногенного характера (ОБЖ).

уметь

1) описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механич. колебания и волны;

2) использовать физические приборы для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы;

3) представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жёсткости пружины;

4) выражать результаты измерений, расчётов в единицах Международной системы;

5) решать задачи на применений изученных физических законов;

6) работать с информацией: осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников, обработку, представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков, схем);

использовать приобретённые ЗУН в практической деятельности

1) для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

2) для рационального использования простых механизмов;

3) обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах (ОБЖ);

4) соблюдения мер предосторожности в общественном транспорте (ОБЖ).

Календарно-тематическое планирование

уроков физики в 9 классе

(количество часов в неделю – 2, в год -68)

урока

Тема урока

Кол-во ч.

Дата поведения урока

Примечание

По плану

фактиески

Законы движения и взаимодействия тел

25

1

Вводный инструктаж по ТБ в кабинете физики. Материальная точка. Система отсчета

1

2

Перемещение

1

3

Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении

1

4

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение.

1

5

Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости

1

6

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

1

безопасность движения на дорогах РБ

7

Решение задач по теме «прямолинейное равноускоренное движение».

1

8

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

1

9

Решение задач по теме «Основы кинематики»

1

10

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

1

11

Относительность движения. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона.

1

12

Второй закон Ньютона

1

13

Третий закон Ньютона

1

14

Свободное падение тел.

1

15

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

1

16

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

1

17

Закон всемирного тяготения

1

18

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных тел

1

19

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю 1скоростью.

1

20

Искусственные спутники Земли

1

21

Импульс тела. Закон сохранения импульса

1

22

Реактивное движение. Ракеты.

1

Авиационная отрасль в РБ

23

Закон сохранения механической энергии

1

24

Решение задач по теме «Основы динамики»

1

25

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

1

Механические колебания и волны. Звук.

12

26

Колебательное движение. Колебательные системы.

1

27

Величины, характеризующие колебательное движение

1

28

Математический маятник. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

1

29

Превращения энергии при колебательном движении. Затухающие и вынужденные колебания

1

30

Резонанс.

1

31

Механические волны. Продольные и поперечные волны

1

32

Длина и скорость распространения волны

1

33

Источники звука. Звуковые колебания.

1

34

Распространение звука. Скорость звука

1

35

Отражение звука. Решение задач по теме «Механические колебания и звук»

1

36

Урок-обобщение по теме «механические колебания и волны».

1

37

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

1

Электромагнитное поле.

16

38

Магнитное поле. Однородное и неоднородное магнитное поле

1

39

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

1

40

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток.

1

41

Индукция магнитного поля. Магнитный поток

1

42

Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца.

1

43

Явление самоиндукции. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

1

44

Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор Проверочная работа «Электромагнитная индукция».

1

Электро-

энергетика в РБ

45

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

46

Конденсатор.

1

47

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний

1

48

Принципы радиосвязи и телевидения

1

49

Электромагнитная природа света.

1

50

Преломление света. Дисперсия света.

1

51

Испускание и поглощение света атомами. Линейчатые спектры.

1

52

Решение задач по теме «Электромагнитные явления»

1

53

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

1

Строение атома и атомного ядра.

10

54

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

1

55

Модели атомов. Опыт Резерфорда

1

56

Радиоактивные превращения атомных ядер

1

57

Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона и нейтрона. Состав атомного ядра

1

58

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

1

59

Деление ядер урана. Цепная реакция. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

1

60

Ядерный реактор. Атомная энергетика

1

61

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

1

62

Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.

1

Радиационная обстановка в РБ

63

Термоядерная реакция. Решение задач по теме «Ядерная физика». Тестирование по теме «Ядерная физика»

1

Итоговое повторение.

5

64

Повторение материала по теме «Основы кинематики и динамики»

1

65

Итоговая контрольная работа № 5.

1

66

Анализ контрольной работы. Решение задач.

1

67

Повторение по теме «Тепловые явления».

1

68

Повторение по теме «Электрические явления».

1

Итого

68

График проведения

контрольных и лабораторных работ по физике

в 9 классе

п/п

№ и тема работы

Дата проведения

№ и тема работы

Дата проведения

1

Контрольная работа №1 по теме «Основы кинематики»

Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

2

Контрольная работа №2 по теме «Основы динамики»

Лабораторная работа №2 «Исследование свободного падения»

3

Контрольная работа №3 по теме «Механические колебания и звук»

Лабораторная работа №3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины нити»

4

Контрольная работа №4 по теме «Электромагнитное поле»

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

5

Итоговая контрольная работа

№ 5

Лабораторная работа №5 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

6

Лабораторная работа №6 «Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

Список литературы.

1. При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В., Гутник Е. М., М.: Дрофа, 2011.,входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ.

    

2. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.

3.Минькова Р. Д. Тематическое и поурочное планирование по физике: 9-й Кл.: К учебнику А. В. Перышкина, Е. М. Гутник «Физика. 9 класс»/ Р. Д. Минькова, Е. Н. Панаиоти. – М.: Экзамен, 2010. – 127 с. ил.

5.Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7-11 кл. / сост. В. А. Коровин, В. А. Орлов. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 334 с.

0

Автор публикации

не в сети 19 часов

Андрей Владимирович

3
Комментарии: 10Публикации: 524Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 11 =