Рабочая программа и тематическое планирование курса “Решение занимательных задач” по математике 5кл

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 221»

ГОРОДА ЗАРЕЧНОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании МО

Протокол № 1 от 27.08.2018 г.

Руководитель МО __________

 

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

МОУ «СОШ № 221»

Протокол № 1 от 30.08.2018 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МОУ «СОШ № 221»

__________ А. Г. Сидоркин

Приказ № 69ахд от 30.08.2018 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

курса по математике

 

«Решение занимательных задач»

 

для 5 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Учитель: Пурисова Н. В.

 

    

 

                                                                             

 

    

 

 

 

 

 

г. Заречный, 2018г.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Статус документа.

        Курс по математике «Решение занимательных задач» предназначен для активизации познавательной деятельности и поддержания интереса учащихся к математике. Данный курс способствует развитию математического мышления, а также эстетическому воспитанию ученика, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм. Курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения уровня математической подготовки.

Программа данного курса предназначена для учащихся 5 классов.

 

Общая характеристика спецкурса по выбору

Курс «Решение занимательных задач» своим содержанием заинтересует учащихся, которые хотят научиться решать задачи. В результате изучения курса учащиеся должны уметь: решать задачи, точно и грамотно рассуждать в ходе решения задач; владеть алгоритмами решения задач; решать нестандартные задачи из практической жизни, иметь представления о пространственных фигурах, уметь решать числовые ребусы и мозаики, разгадывать магические квадраты и кроссворды.

Материалы курса способствуют развитию творческих способностей учеников, повышают математическую культуру и интерес к предмету, его значимость в повседневной жизни.

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной, интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления.

Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы. Вопросы и задания нацелены на развитие наблюдательности, на расширение кругозора, на развитие логического мышления, а также на формирование обще учебных умений и навыков (использование дополнительных источников информации, на развитие речи). Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет каждому ученику активно включаться в учебный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся. Задачи на занятиях подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности. Задания учащимся должны быть творческими, чтобы не потерять интерес и способности. Необходимо применять дифференцированный подход при подборе задач: для более успешных учащихся предлагаются олимпиадные задачи, для ребят со слабой подготовкой задачи обязательного уровня.

Для работы с классом при формулировании цели урока предлагается задача, которая создает проблемную ситуацию, показывает необходимость изучения материала.

Достижение цели – развитие познавательной активности учащихся – способствует правильная организация учебного процесса, поэтому наиболее рациональными методами будут нестандартные формы обучения, игры, уроки творчества, математические состязания, викторины.

     

Цель курса:

  1. Развивать логическое мышление и способности учащихся к математической деятельности
  2. Расширить знания учащихся о методах и способах решения текстовых задач.
  3. Повысить уровень умения решать текстовые задачи.
  4. Формировать умения решать нестандартные задачи.
  5. Развивать устойчивый интерес учащихся к изучению математики.

Задачи курса:

  1. Познакомить учащихся со стандартными и нестандартными способами решения текстовых задач.
  2. Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.
  3. Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой.
  4. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в различных областях и отраслях.

Предполагаемые результаты:

В результате изучения  курса учащиеся научатся:

  • Применять теорию в решении задач.
  • Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  • Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
  • Решать задачи на движение.
  • Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  • Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  • Анализировать полученную информацию.
  • Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
  • Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  • Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  • Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
  • Выполнять геометрические задания на клетчатой бумаге.

Выполнять и составлять некоторые математические ребусы, решать зашифрованные примеры.

  • Решать числовые и геометрические головоломки

 

 

 

 Место курса в учебном плане

 

В базисном учебном плане МОУ «СОШ № 221» на проведение курса в 5 классе  «Решение занимательных задач» отведено 17 часов, из расчёта 1 час в неделю в одном полугодии.

 

Планируемые результаты изучения курса

 

К важнейшим результатам обучения относятся следующие:

в личностном направлении:

1)      развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;

2)      воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;

3)      формирование качеств мышления;

4)      развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

5)      развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;

6)      развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;

 

в метапредметном направлении:

1)      формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики;

2)      формирование умений планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;

3)      развитие умений работать с учебным математическим текстом;

4)      формирование умений проводить несложные доказательные рассуждения;

5)      развитие умений действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

6)      развитие умений применения приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

7)      формирование умений видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях;

в предметном направлении:

1)      овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;

2)      овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;

3)      овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;

4)      освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;

5)      понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.

 

В результате изучения курса учащиеся научатся:

  • Применять теорию в решении задач.
  • Определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы.
  • Решать задачи на движение.
  • Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
  • Анализировать полученную информацию.
  • Иллюстрировать некоторые вопросы примерами.
  • Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
  • Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
  • Выполнять геометрические задания на клетчатой бумаге.
  • Выполнять и составлять некоторые математические ребусы, решать зашифрованные примеры.
  • Решать числовые и геометрические головоломки

 

учащиеся получат возможность научится:

  • Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
  • Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
  • Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.

 

Содержание курса

 

  1. Логические задачи (2 часа)

Рассмотреть три широко распространённых типа логических задач и выяснить, как следует подходить к их решению. Чаще всего встречается тип задач, в которых на основании серии посылок, требуется сделать определённые выводы. Не менее распространена и другая разновидность логических задач, которые принято называть задачами «о мудрецах». Третья разновидность популярных логических задач составляют задачи о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.

  1. Переливания. Взвешивания (2 часа)

Рассмотреть задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться с конца, а также могут решаться путём проб.

Рассмотреть задачи, в которых требуется либо упорядочить имеющиеся предметы по массе, либо обнаружить фальшивую монету за указанное число взвешиваний на чашечных весах без гирь. Выяснить методы их решения.

  1. Задачи на движение (2 часа)

Дать основные соотношения, которые используются при решении задач на движение. Рекомендовать составлять рисунок с указанием расстояний, векторов скоростей и других данных задач. Привить навыки решения всех типов задач на движение.

  1. Графы в решении задач (1 час)

При решении логических задач часто бывает трудно запомнить многочисленные условия, данные в задаче, и установить связь между ними. Решать такие задачи помогают графы, дающие возможность наглядно представить отношения между данными задачи. Рассмотреть применение графов при решении конкретных задач.

  1. Комбинаторные задачи (3 часа)

В процессе знакомства с математической дисциплиной, называемой «Комбинаторика», рассмотреть несложные вероятностные задачи и комбинаторные задачи с квадратами.

  1. Числовые ребусы (2 часа)

Рассмотреть числовые ребусы: арифметические примеры на различные действия, в которых некоторые цифры заменены звездочками. Основная задача – восстановить первоначальную запись примера.

  1. Геометрия на клетчатой бумаге (4 часа)

Научить выполнять простейшие чертежи на клетчатой бумаге, рисовать орнаменты. Развивать наблюдательность, глазомер, способность к конструированию. Геометрические задачи со спичками, на разрезание и перекраивание не рассматриваются в курсе математики 5-6 классов, хотя они часто встречаются в олимпиадных заданиях, решая их, учащиеся развивают геометрическую зоркость, внимание, знакомятся со свойствами геометрических фигур.

  1. Игры. Шифровки (1 час)

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечения образовательного процесса

 

Методы и формы обучения определяются требованиями профилизации обучения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные приоритеты методики изучения учебного курса:

  • обучение через опыт и сотрудничество;
  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
  • интерактивность (работа в малых группах на зачетных занятиях, ролевые игры, тренинги, вне занятий возможен метод проектов);
  • системно-деятельностный подход .

В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы применяются следующие формы занятий:

  • уроки – исследования, ролевые игры, устные журналы;
  • лекция;
  • практическая работа
  • обсуждение заданий в дополнительной литературе;
  • доклады учеников;
  • составление рефератов.

Использование исторического материала, энциклопедических сведений в математических заданиях, заданий с природоведческим и историческим сюжетом позволяет детям увидеть неразрывную связь математики с окружающим миром, такие задания расширяют кругозор учащихся, обогащают активный словарный запас.

 

Формы контроля знаний, умений, навыков

  • самостоятельная работа;
  • устный опрос;
  • беседа;
  • фронтальный опрос;
  • опрос в парах.
  • «защита решения»;
  • отчет по результатам «поисковой» работы на страницах книг, журналов, сайтов в Интернете по указанной теме;
  • творческие работы: стихотворения, рисунки;

 

 

Список литературы (УМК)

 

  1. И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева. Наглядная геометрия. Москва. ООО «Дрофа» ,2014
  2. И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. Задачи на смекалку.Москва. «Просвещение»,2013
  3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. Пособие для учащихся 5-6 классов. – М.: Просвещение, 2015
  4. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика 5-11 классы. – Волгоград: «Учитель», 2013.
  5. Кнурова И.И., Уединов А.Б., Хачатурова О.Ф., Чулков П.В. Дидактические материалы по математике.5 класс. – М.: «Издат-школа ХХI век», 2011.
  6. Норманн Уиллис. Занимательные логические задачи. – М.: АСТ: Астрель, 2012.
  7. Перельман Я.И. Занимательная арифметика. – М.: «Издательство Русанова», 2011.
  8. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Москва: «Просвещение», 1988.
  9. И.С. Петраков. Математические олимпиады школьников.Москва: «Просвещение» 2015.
  10. И.Ф. Шарыгин. Математический винегрет. Издание агентства «Орион» Москва, 1991.
  11. И.Ф.Шарыгин, А.В.Шевкин «Задачи на смекалку», учебное пособие для 5-6 классов общеобразовательных учреждений 2012 г.
  12. Внеклассная работа в школе «Отдыхаем с математикой», «Учитель» 2006г. Волгоград

 

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет – ресурсов:

сайты «Энциклопедий энциклопедий», например: http://www.rubricon.ru/
http://www.encyclopedia.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование спецкурса «Решение занимательных задач»

для 5 класса в 2018-2019 уч. г.

Учитель: Пурисова Н. В.

 

Дата по плану Факт дата Содержание занятия Виды деятельности учащихся Форма занятия Планируемые результаты
 

Логические задачи (2 часа)

 

 

1.             Логические задачи. Решают  три типа логических задач Изучение и первичное закрепление знаний + игра Распознавать тип логических задач. Определять способы решения логических задач.
2.             Логические задачи. Решают  три типа логических задач Закрепление знаний Решать логические задачи
 

Переливания. Взвешивания (2 часа)

 

 

3.             Переливания Решают  задачи на переливание жидкостей Изучение и первичное закрепление знаний Решать задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться с конца. Решать задачи на переливание жидкостей, которые могут решаться путём проб.
4.             Взвешивания. Решают  задачи на взвешивания Закрепление знаний Решать задачи, в которых требуется упорядочить имеющиеся предметы по массе.
 

Задачи на движение (2 часа)

 

 

5.             Задачи на движение. Решают стандартные и нестандартные задачи на движение Изучение и первичное закрепление знаний + игра Анализировать и осмысливать условие задачи. Планировать ход решения задачи арифметическим способом.
6.             Задачи на движение. Решают стандартные и нестандартные задачи на движение Закрепление знаний Решать задачи на движение. Оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
 

Графы в решении задач (1 час)

 

 

7.             Графы в решении задач Рассматривают  применение графов при решении задач. Изучение и первичное закрепление знаний + игра Моделировать условие и ход решения задачи. Решать задачи с применением графов
 

Комбинаторные задачи (3 часа)

 

 

8.             Комбинаторные задачи Рассматривают  несложные вероятностные задачи Изучение и первичное закрепление знаний + игра Моделировать ход решения с помощью рисунка
9.             Комбинаторные задачи Решают несложные комбинаторные задачи с квадратами Закрепление знаний Моделировать ход решения задачи. Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов
10.          Комбинаторные задачи Решают несложные комбинаторные задачи Закрепление знаний Решать комбинаторные задачи с помощью перебора всех возможных вариантов
 

Числовые ребусы (2 часа)

 

 

11.          Числовые ребусы Решают числовые ребусы; выполняют нестандартные задания Практическая работа Решать числовые ребусы; выполнять нестандартные задания. Составлять ребусы.
12.          Числовые ребусы Решают числовые ребусы; выполняют нестандартные задания Практическая работа Решать числовые ребусы; выполнять нестандартные задания. Составлять ребусы.
 

Наглядная геометрия (4 часа)

 

 

13.          Геометрия на клетчатой бумаге. Учится выполнять простейшие чертежи на клетчатой бумаге, рисовать орнаменты, познакомить с фигурами пентамино. Изучение и первичное закрепление знаний + игра Описывать и характеризовать линии. Выдвигать гипотезы о свойствах линий и обосновывать их. Изображать различные линии, в том числе прямые и окружности. Конструировать алгоритм построения линии, изображённый на клетчатой бумаге, строить по алгоритму.
14.          Геометрия на клетчатой бумаге. Повторяют полученные знания, отрабатывают их в ходе практических заданий. Самостоятельная работа Конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, строить по алгоритму. Конструировать орнаменты и паркеты.
15.          Геометрия в пространстве Знакомятся  с простейшими геометрическими объектами Изучение и первичное закрепление знаний + игра Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире многогранники. Выделять видимые и невидимые грани, рёбра. Изображать их на клетчатой бумаге, моделировать.
16.          Геометрия в пространстве Повторяют полученные знания, отрабатывают их в ходе практических заданий. Практическая работа Характеризовать взаимное расположение и число элементов многогранников по их изображению. Исследовать многогранники, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.
 

 

Игры. Шифровки (1 час)

      Характеризовать взаимное расположение и число элементов многогранников по их изображению. Исследовать многогранники, используя эксперимент, наблюдение, измерение, моделирование.
17.          Игры. Шифровки Знакомятся  с наиболее простыми «моделями-играми». Практическая работа Решать задачи-игры с числами и предметами

 

 

 

 

 

 

 

 

0

Автор публикации

не в сети 2 года

123gefyrfht

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 24-09-2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть + 11 =