Конспект беседы с родителями по теме «Детские капризы и упрямство»

Цель беседы — оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов.

Задачи беседы:

  • расширение представлений родителей о причинах негативного детского поведения; информирование об особенностях развития детей раннего дошкольного возраста, нормативных кризисов развития;
  • предоставление возможности проанализировать взаимоотношения со своим ребёнком и выявить механизмы формирования капризного поведения или упрямства;
  • формирование у родителей умения выявлять причины негативного поведения детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в сложных ситуациях.

Содержание тематической беседы:

Родителям детей раннего возраста нередко приходится сталкиваться с их капризами, истериками и упрямством. Причины и механизмы формирования такого негативного поведения у детей зачастую понять очень сложно не только. Важным психологическим аспектом являются так называемые «нормативные кризисы развития» детей. Кризис — это необходимый и  закономерный этап в жизни каждого ребенка, когда накапливаются изменения в поведении и развитии и происходит переход на качественно новый этап. Специалистами отмечается, что каждый кризис сопровождается появлением упрямства, непослушания, капризов, которые ребенок чрезвычайно ярко проявляет. Обойти или миновать кризис невозможно, поскольку он закономерен и, кроме того, имеет существенное значение для личностного развития ребенка.

Причина возникновения кризиса состоит в том, что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и поэтому не могут выполнять свои функции

На третьем году жизни у детей обычно проявляется кризис, который выражается в упрямстве, «скандальном» поведении и негативном отношении к взрослым. Самая популярная фраза в этом возрасте «Я сам!». «Кризис трёх лет» — условное понятие в психологии, так как первые признаки кризиса нередко можно заметить уже в 1,5 года, а пик его приходится на возраст около трёх лет (2–3,5 года). Этот возрастной кризис, возникающий при переходе от раннего возраста к дошкольному, также характеризуется резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных механизмов, становлением новых черт сознания и личности ребёнка и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими.

Кризис трёх лет может выражаться в проявлении таких симптомов, как негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму. Впервые их выявила и описала Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребёнка». Л. С. Выготский назвал семь наиболее ярких особенностей поведения ребёнка в период кризиса трёх лет «семизвездием симптомов». Рассмотрим эти симптомы более подробно.          Негативизм — это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребёнок не делает что-то только потому, что это предложил ему определённый взрослый человек. Негативизм избирателен: ребёнок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия — сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.

Упрямство — это реакция ребёнка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал у взрослого, и отказаться от собственного решения даже при изменившихся обстоятельствах ребёнок не может. Упрямство следует отличать от настойчивости в достижении какой-либо определённой цели.

Строптивость — направлена в целом против норм воспитания, системы отношений, образа жизни в семье, а не против конкретного взрослого.

Своеволие — стремление ребёнка все делать самому (ключевые слова в речи «Я сам!»), проявление инициативы собственного действия, которая неадекватна возможностям ребёнка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми. При этом меняется отношение ребёнка к окружающему миру: теперь ребёнком движет не только желание узнавать новое, овладевать действиями и навыками поведения. Ребёнок начинает активно удовлетворять познавательную потребность.    Это проявляется в его активности, любознательности. Но проявление инициативы может вызывать конфликты со взрослыми, поскольку она зачастую неадекватна возможностям ребёнка.        Необходимо учитывать то, что ребёнок пробует свои силы, проверяет возможности. Он утверждает себя, и это способствует появлению детского самолюбия — важнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию.

Протест-бунт — проявляется в частых конфликтах с родителями. Ребёнку важно, чтобы окружающие люди всерьёз относились к его самостоятельности. Если ребёнок не чувствует, что с ним считаются, что уважают его мнение и желания — он начинает протестовать. Он бунтует против прежних рамок, против прежних отношений. Американский психолог Э. Эриксон считает, что именно в этом возрасте у ребёнка начинает формироваться воля, независимость и самостоятельность.

Обесценивание — в глазах ребёнка обесценивается все то, что было для него привычно, интересно, дорого раньше. Симптом обесценивания может проявляться в том, что ребёнок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей, ломать любимые игрушки.

Деспотизм — ребёнок проявляет деспотическую власть по отношению к близким людям, заставляет родителей делать все, что он требует. Причины возникновения негативизма, упрямства, своеволия и других симптомов в поведении объясняются тем, что ребёнок начинает осознавать себя самостоятельной личностью и проявлять собственную волю.

Обострение взаимоотношений со взрослыми может быть следствием авторитарной модели взаимодействия в семье, ограничения самостоятельности и личной инициативы ребёнка, частого и неадекватного применения запретов и наказаний, а также наличия гиперопеки в воспитании, несогласованности и непоследовательности в требованиях к ребёнку окружающих людей.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форм».

Положительными личностными приобретениями детей на данном этапе развития является становление нового уровня самосознания, стремление к самостоятельности, развитие активности, волевых качеств, установление со взрослыми новых и более глубоких отношений в общении, игре, познавательной и предметной деятельности, в которой велика значимость положительной оценки родителями личных достижений, успехов детей.

Однако иногда кризис трёх лет может протекать без каких-либо явных негативных  проявлений. Мнение о том, что это может как-то негативно сказаться на психическом развитии или становлении личности, ошибочно. В кризисе развития главное не то, как он протекает, а то, к чему он приводит. Появление таких качеств, как воля, самостоятельность, гордость за достижения является верным признаком адекватного развития личности ребёнка на данном возрастном этапе.

Важно отличать и выделять кризисные проявления капризности и упрямства от ситуативных или формирующихся в постоянную черту детского характера в ответ на дисгармоничные стили воспитания в семье.

  1. Причиной детской капризности может быть хроническое или только начинающееся соматическое заболевание. Если ребенок испытывает физическую боль, если ему душно, жарко, если его тошнит или бьет озноб, он, может быть, и не сумеет сказать об этом словами (особенно если речь идет о ребенке раннего возраста), но будет демонстрировать испытываемый

им дискомфорт в виде изменений поведения. Это будет поведение протестное или непоследовательное, эмоционально противоречивое или заторможенное.

  1. Очень часто основной причиной детской капризности бывают и различные виды нарушения воспитания в семье. В этом случае послание ребенка может быть прочитано так: «Со мной нужно обращаться по-другому!». Наиболее распространенными типами нарушения воспитания дошкольников являются гиперпротективный (разрешительный) и гипопротективный (запретительный). Особо гибельным для детской уравновешенности является сочетание обоих нарушений (например, родители воспитывают в строгости, а бабушка — позволяет абсолютно все). Гиперпротекция приводит к тому, что ребенок практически не знает слова «нельзя». Любое запрещение вызывает у него буйный и продолжительный протест. Настойчивые попытки ввести такого ребенка «в рамки» приводят к припадкам, напоминающим истерические (синеют губы, дыхание становится прерывистым, движения теряют скоординированность).       Зачастую родители пугаются столь грозных проявлений и отказыватся от своих попыток, чем еще больше усугубляют ситуацию.

Гипопротекция в своей крайней форме ведет к истощению адаптационных резервов. Ребенок, которому все запрещают, сначала пытается соблюсти все запреты и угодить родителям, но вскоре начинает чувствовать, что «так жить нельзя». И тогда с другой стороны, но мы приходим все к тому же протестному, капризному поведению, которое еще больше раздражает родителей. Родители запрещают ребенку капризничать, он протестует против запрещения протеста — и этот замкнутый круг может вертеться годами. Нарушением воспитания может быть и различная воспитательная ориентация членов семьи, ухаживающих за ребенком. Например, гиперпротективная мама и гипопротективный папа.

  1. Иногда капризы ребенка являются симптомом внутрисемейной дисгармонии. В этом случае при анализе ситуации ни гипо- ни гиперпротекции выявить не удается, ребенка вроде бы воспитывают правильно, иногда даже «по науке», но отношения внутри семьи до крайности напряжены. Здесь капризы — послания ребенка, переводятся однозначно: «Я не хочу, чтобы значимые для меня люди ссорились между собой!». В этом нет никакого врожденного миролюбия или, тем более, альтруизма со стороны ребенка. Просто та душевная энергия, которая по праву должна была принадлежать ему, тратится взрослыми на выяснение отношений между собой. И ребенок этим, естественно, недоволен. И также естественно демонстрирует это недовольство окружающим.

Рекомендации педагога-психолога: «Что делать, когда ребенок капризничает?»

  1. Попытайтесь как можно точнее прочитать и проанализировать послание ребенка, которое заложено в его сиюминутной или долгоиграющей капризности.
  2. Прочитав послание, внятно сообщите ребенку, как именно вы его поняли, и что собираетесь предпринять по этому поводу. Если ничего не собираетесь предпринимать, то об этом тоже обязательно сообщите и разъясните причину. Например: «Я отлично понимаю, что ты устал, и очень сочувствую тебе. Но до остановки идти еще два квартала, а коляски у нас нет. Так что придется идти как шли. Я совершенно уверена в том, что ты сможешь дойти».

Если ребенок, прервав нытье, захочет поправить вас или внести какие-то дополнения, внимательно выслушайте его и обязательно похвалите за проявленный конструктивизм. Например: «Молодец, что объяснил. Сейчас мне стало гораздо яснее, что именно тебя беспокоит. Теперь нам будет легче справиться с этим». Никогда не возражайте ребенку, если он говорит о своем состоянии. Он лучше знает, что именно он испытывает. Не подменяйте его собственную чувствительность своей. В дальнейшем это может привести к очень неприятным последствиям, когда уже подросший ребенок будет ориентироваться на родителей или сверстников в поисках ответа на вопрос «что я сейчас чувствую?». Сами понимаете, что по- лученный ответ не будет иметь никакого отношения к подлинным чувствам ребенка. Распространенной ошибкой родителей является и подбор вариантов для капризничающего ребенка, пункт списка (Ты что, устал? Может, у тебя головка болит? А может, животик? А может, тебя бабушка обидела? Или ты кушать хочешь?). Понятно, что и в этом случае речь будет идти не о действительном послании ребенка, а о  наиболее выгодном предложении. Итак, проанализировав ситуацию, в утвердительном тоне сообщите ребенку плод ваших размышлений и дайте ему возможность согласиться с вами или возразить вам.

  1. Учите ребенка выражать свои чувства словами, а не капризами. Для этого есть один единственный способ — родители сами должны говорить о своих чувствах в присутствии ребенка.
  2. Для профилактики детских капризов и борьбы с уже развившейся эмоциональной неустойчивостью большое значение имеет единая воспитательная позиция всех членов семьи, принимающих участие в уходе за ребенком. И в строгих, и в демократических семьях дети достаточно легко приспосабливаются к существующим правилам, если эти правила едины и поддерживаются всеми членами семьи.
  3. Крайне необходима последовательность в утверждениях и требованиях, предъявляемых ребенку одним и тем же членом семьи. Как бы ни менялось у вас настроение и обстоятельства, но, если уж вы что-то запретили маленькому ребенку, то пусть это будет «нельзя». Если уж позволили, то до конца вытерпите все последствия. Если вы сказали при выходе на прогулку, что сегодня ничего не будете покупать в ларьке, то придерживайтесь этой позиции. Не смотря на все капризы. Единственная ваша уступка — это тоже послание. От вас к ребенку. И текст этого послания таков: «Иногда, при каких-то (не совсем ясных) обстоятельствах капризами от меня можно добиться того, чего ты хочешь». Получив такое послание, ребенок неизбежно будет пытаться.

Рекомендации воспитателя: «Как справиться с капризным ребенком?» Задумывались ли вы о том, что часто за повседневным заботами мы не замечаем, как меняются наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш, каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.

Но бывает и так, что мы опережаем события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле он еще совсем не готов к этому. Вот почему очень важно знать о возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся особенно очевидным в период возрастных кризисов. Несомненно, все дети разные, и каждый ребенок растет по-своему, но, тем не менее, существуют общие закономерности развития. Например, в 2–3 года ребенок еще не может надолго сосредоточиться, легко отвлекается, в 3 года он может быть непослушным и делать всё наоборот, в 6–7 лет усиливается его стремление к самостоятельности и т. д. Чтобы не торопиться, выдвигая ребенку непосильные требования, и в то же время не отставать от его реальных возможностей, чтобы запастись терпением и спокойно относиться ко всем проявлениям вашего ребенка, надо знать о характерных для того или иного возрастного периода особенностях. В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большой частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния на другое. Активно развивается речь ребенка.

В этом возрасте вашему ребенку важно:

  • много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство;
  • освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи;
  • как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром,
  • и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых;
  • играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия;
  • продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют рядом, но не вместе;
  • получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что — то не получается, поскольку ребенок
  • в 2–3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи;
  • иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Что же делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет? По отношению к малышу кризисного возраста от взрослого требуется выдержка и спокойная требовательность в выполнении правил повседневной жизни.

Руки перед едой надо мыть. Шапку в ветреную погоду надевать и не бегать перед сном босиком по полу с чистыми ногами. Требования к поведению должны четко формулироваться, и в их исполнении взрослый должен быть последовательным. Нельзя сегодня запрещать есть грязными руками, а завтра не обратить на грязные руки ребенка внимание, ничего «не заметить». Малышу можно читать как можно больше текстов, в которых обыгрывается переворачивание привычных ситуаций. Классический пример — «Путаница» К. Чуковского. Много подобных стишков в фольклорных подборках для малышей, в переводах английских текстов для маленьких.          Кроме чтения, при любом возможном случае, опережая возникновение  конфликтных ситуаций, нужно предлагать трехлетке игру под названием «Делай все наоборот». «Давай сегодня делать все наоборот. Я тебе буду говорить: «Антоша, а ну-ка не мой руки!» А, ты возьмешь и помоешь! Я тебе скажу: «Антоша, мы не идем гулять! А ты что должен делать?» и т. д.         Ребенку условия такой игры невероятно нравится. Они отвечают его внутреннему  состоянию. От взрослого же требуется изо всех сил хмурить брови и деланно возмущаться: «Нет! Вы только посмотрите! Мы не идем гулять! А он уже оделся! У нас все садятся за стол с грязными руками! А он зачем-то их помыл!» Выдерживаемая взрослым игровая позиция вызывает у ребенка восторг.

Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с вами, он испытывает ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день перепроверяет у вас — действительно ли то, что вы запрещаете ему, запрещено, а может быть — можно. И если есть хоть малейшая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у вас, так у папы, у бабушек, у дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрения и наказания, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а не кто иной приучили его к тому, что любое его желание — как приказ. И вдруг  – что- то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему — то ребенку трудно понять. И он в отместку твердит вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это ваше обычное слово, когда вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает вам. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.

Необходима перестройка отношений с ребенком на основах большего равноправия, чем это было раньше. Если родители в этот период начинают предоставлять ребенку больше свободы и самостоятельности, то этим они поддерживают его новое представление о себе и приучают к разумному различию тех областей жизни, в которых он действительно может вести себя «как взрослый», и тех, в которых он пока еще остается маленьким ребенком, нуждающимся в помощи и руководстве. Постепенно это приведет к преодолению симптомов кризиса.

Вам как его родителям важно:

  • Понимать, что энергичный и активный ребенок – это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре
  • Предоставьте ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, шишками, камушками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!
  • Чаще разговаривайте с малышом, читайте ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.
  • Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2–3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
  • Относится к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.
  • Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.
  • Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.
  • Относится спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая — то сложная для него задача, вполне естественны.

Самый простой способ борьбы с капризами — переключение внимания. Просто смените тему. Например, не хочет чистить зубы и мыться, спросите его: «Что ты делал сегодня в  садике?» Вместо того чтобы грубо настаивать на своем, сосредоточьте внимание малыша на приятных сторонах предстоящего действия. Скажите, например: «Давайте попробуем на вкус новую зубную пасту! Она такая сладкая!» (Паста может быть вовсе не новая и не сладкая, но цель будет достигнута — малыш заинтересуется!)

Внесите фантазию в рутинный процесс. Например, можно сказать: «Давай полетим в ванну, как дракончики!» — схватить малыша, покружиться с ним по дороге и с рычанием опуститься в воду.

Или, заметив, что ребенок вот-вот раскричится, повернитесь в сторону, приложите палец к губам и скажите: «Ш — ш — ш! Серый волк идет! Давай спрячемся от него!» Уверяем вас, что ребенок забудет о слезах и захочет поиграть в прятки с волчишкой.

Не бойтесь выглядеть смешным. Чем нелепее вы себя ведете, тем лучше. Схватите какую-нибудь вещь и сделайте вид, что разговариваете с ней. Или попрыгаете на одной ноге. Забудьте о серьезности, превратитесь на мгновение в ребенка. Хорошее поведение ребенка обязательно закрепите похвалой. Многие родители просто не умеют хвалить своих детей. Между тем похвала для детей — это как вода и солнце для растений.

Похвала должна быть немедленной. Как только вы увидите что-то положительное, тут же хвалите за это ребенка. Все свое внимание следует уделять хорошему, а не плохому поведению вашего чада. Психологи советуют: «Игнорируйте поведение, которое вам не нравится. Хвалите поведение, которое вам нравится». Если вы будете следовать этому правилу, ваш «капризный монстр» очень скоро научится прислушиваться к вам.

Помните, что капризность лучше предотвратить и изначально не допускать ошибок в воспитании ребёнка, нежели потом исправлять свои ошибки. На это потребуется немало времени и терпения, а самое главное — любви и внимания, тогда спустя некоторое время вы увидите, что ваш капризуля изменился в лучшую сторону.


заключение

 

Любые родители уверены, что их ребёнок в чём-то уникален, как уникальны и проблемы, с которыми они столкнулись в его воспитании. Поэтому о проблемах своих детей родители охотней будут говорить с педагогом с глазу на глаз, в доверительной обстановке. А это значит, что в работе с родителями должны широко использоваться не только массовые, но и индивидуальные формы. Высокой эффективностью отличаются индивидуальные беседы с родителями. Для того чтобы беседа способствовала установлению партнёрских отношений, взаимного доверия, педагогу необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

  1. Не ведите беседу стоя, предложите присесть (или пройтись, если разговор начался в такой обстановке, где сидеть негде).
  2. Обращайтесь к родителям по имени-отчеству (если не знаете, то тактично выясните это в первые же секунды беседы).
  3. Во время беседы следите за своими манерами: не суетитесь, не держите руки в карманах и т.д. Демонстрируйте собеседнику свою дружелюбие и заинтересованность в делах и проблемах его самого и его ребёнка.
  4. Говорите с родителями «на равных», избегайте как снисходительно-покровительственного, так и заискивающего тона. Дайте себе установку: «Я уважаю собеседника и прошу уважения к себе с его стороны».
  5. Не пытайтесь защищаться (это создаст у собеседника впечатление, что Вы в чём-то виноваты, хотя Вашей вины может и не быть). Однако и не следует и «переходить в наступление», обвиняя родителей, убеждая их в том, что они не правы.
  6. Старайтесь почувствовать симпатию к собеседнику: найдите в его внешности и манерах что-то хорошее и постарайтесь сосредоточить своё внимание на этой детали.
  7. Замечание по поводу ребёнка начинайте примерно так: «Хочу попросить Вашего совета…», «Мне нужна Ваша помощь…»
  8. Если родитель настроен агрессивно, принимается высказывать Вам свои претензии, то не стремитесь немедленно возражать ему. Сначала переведите разговор в более спокойное русло (например, скажите: «Вам, наверно, непросто с ним (ней) дома. Ведь он такой непоседливый (застенчивый, разносторонний, принципиальный и т.д.)». Терпеливо выслушайте его, дождитесь, пока он «выговорится». Когда Ваш собеседник выскажется, может оказаться, что проблема, вызвавшая его возмущение, уже снята.
  9. Если проблема серьёзна, она существует в действительности, а не в воображении родителя, то попытайтесь решить её совместными усилиями, вовлеките родителя в конструктивные, партнёрские отношения. Для этого дайте понять, что Вы не меньше его хотите решить данную проблему: «Мне тоже кажется, что надо было сделать по-другому…», «Как Вы считаете, может быть, лучше…», «А если мы поступим так…» и т.д.
  10. Все советы и пожелания родителей выслушайте как ценную для Вас информацию. Не спешите им немедленно следовать, не обещайте, что обязательно их выполните, но и не отвергайте: «Спасибо, я это обязательно учту…», «Вы очень мне помогли, я действительно не замечал этого раньше».
  11. При любом исходе бесед с родителями, заканчивайте их мирно: благодарите их за то, что они были искренни, нашли время для беседы с Вами; выражайте уверенность, что ваше дальнейшее сотрудничество будет плодотворным.
  12. Скажите что-нибудь хорошее о ребёнке (только пусть это прозвучит искренно).

 

Список использованной литературы

 

  1. Абросимова, Н. Возраст строптивости. О кризисе трёх лет //Мама и малыш. — 2005. — № 10. С.41-43
  2. Власова, З. И. Об общих и специальных проявлениях самостоятельности в период кризиса трёх лет //Психолог в детском саду. — 2004. — № 4. — с. 52–63.
  3. Волженина, Т. Воспитание самостоятельности: советы родителям детей всех возрастов // Виноград. —2010. — № 37. www.materinstvo.ru / art / 5746
  4. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. /Л.С. Выготский— СПб.:Гардарика, 1997.-787 с.
  5. Корнеева, Е. Н. Детские капризы./Е.Н. Корнеева — Ярославль: Академия развития, 2012-387 с.
  6. Лютова, Е. К., Тренинг общения с ребёнком в период раннего детства./Е.К. Лютова — СПб.: Речь, 2013.-408 с.
  7. Справочник дошкольного психолога / Г. А. Широкова. — Изд. 4-е. — Ростов н / Д: Феникс, 2006.-549 с.
0

Автор публикации

не в сети 23 часа

Андрей Владимирович

3
Комментарии: 10Публикации: 523Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =