Педагогический анализ урока является итоговым в оценке педагогической деятельности студента и предполагает подробное исследование его составных элементов (с учетом сторон методики урока) на основе требований учебно-воспитательного процесса.
Различают частный и общий анализ урока. При частном анализе урока изучению и оценке подвергается одна или несколько сторон методики урока (анализ средств, применяемых в уроке, анализ плотности урока и др.). При общем анализе изучаются все стороны урока.
Умение вести анализ имеет большое значение для будущего педагога, так как позволяет ближе познакомиться с практической работой учителя и критически отнестись к использованию опыта своих старших коллег; расширяет, углубляет и совершенствует профессиональные знания и умения студентов, полученные при обучении; помогает вдумчиво осмыслить и оценить учебно-воспитательный процесс и вносить коррективы в свою деятельность, способствует развитию творческого педагогического мышления.
1 Требования к анализу урока
Во время проведения анализа урока целесообразно руководствоваться следующими требованиями:
- Анализ урока должен быть многосторонним и достаточно глубоким (необходимо оценить качество конспекта, организацию урока, целесообразность применяемых средств и методов обучения, реализацию педагогических принципов, воспитательную работу педагога и др.).
- Все увиденное в уроке следует оценить. Форма оценки может быть различной: правильно, отлично, безобразно, хорошо, плохо и т.д.
- Субъективная оценка должна быть обоснованной и достаточно аргументированной. Объективность оценки может обеспечиваться конкретными примерами, тесной увязкой с решаемыми в уроке задачами.
- Анализ урока должен содержать конкретные практические рекомендации по устранению отмеченных недостатков.
- Анализ необходимо оформить грамотно, понятно и аккуратно. Для проведения анализа предлагается специальная схема.
1.1 Примерная схема анализа урока физической культуры
Дата: Класс: Вид урока: Тип урока: Вел урок: Вел анализ Задачи урока:
1.___________________
(образовательные )
2.___________________
(оздоровительные)
3.___________________
(воспитательные)
Подготовка к уроку предполагает большую предварительную работу, связанную с разработкой и написанием конспекта урока. Очень важно подобрать задачи конкретного урока, выбрать наиболее эффективные средства и методы для решения поставленных задач. В процессе педагогического наблюдения необходимо выполнить ряд действий.
- Проверить наличие плана-конспекта, его соответствие рабочему плану, правильное оформление и внешний вид, грамотность и аккуратность.
2.Оценить задачи урока, их разносторонность и соответствие программным требованиям (обеспечение всестороннего и гармоничного развития), конкретность, посильность, грамотность.
3.Оценить содержания конспекта в подборе средств, их многообразие и соответствие назначению подготовительной, основной, заключительной частей урока, учет психофизиологических, педагогических закономерностей обучения, уровня физического развития и физической подготовленность, использование круга методов в соответствии с задачами урока и стадией обучения.
4.Оценить содержательность организационно-методических указаний.
Организация урока предполагает анализ непосредственной подготовки к занятию, связанной с материально-техническим обеспечением мест занятий, организацию учителем учащихся, помощников из числа учеников, освобожденных от занятия. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты:
– подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря, их санитарно-гигиеническое состояние;
– внешний вид учителя и учащихся;
– рациональность распределения времени в уроке по его частям и видам упражнении, целесообразность использования площади зала, имеющихся снарядов и инвентаря;
– целесообразность используемых размещений, построений, перестроений, передвижений, применяемых методов организации работы и методов выполнения упражнений в каждой из частей урока (фронтальный, групповой, индивидуальный, поточный, одновременный), их соответствие содержанию и задачам урока, возрасту учащихся, влияние на нагрузку, плотность урока, воспитательная ценность и др. Подтверждение примерами.
Эффективность использования помощников из числа учащихся (физорга, дежурных, групповодов), степень их подготовленности к выполнению своих обязанностей, соблюдение «Правил безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах». Контроль и оценка педагогом работы помощников, освобожденных от занятий.
Характеристика средств, используемых в уроке. Подбор средств – одна из главных сторон урока, определяющих его содержание. При анализе применяемых средств целесообразно обратить внимание на их соответствие:
– подготовительной части, ее назначению (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений, заданий для организации учащихся и др.), контингенту занимающихся, виду урока, условиям проведения и т.д.;
– основной части урока и решаемым задачам (правильно ли осуществлялся подбор подводящих упражнений, рациональная последовательность предложенного материала, использование облегченных заданий, упрощение условий выполнения, положительный перенос навыка, эффективная повторность, вариативность заданий, учитывались ли возможности учащихся и др.);
– заключительной части урока (учитывался ли характер работы в основной части урока, как обеспечивалось восстановление организма и др.).
– домашнему заданию, их правильность и характер, соблюдение основных требований к их применению. Все подтверждается примерами.
Использование методов обучения. Анализ этой стороны методики предполагает оценку качества применения достаточно широкого круга методов и приемов, основными из которых являются:
– методы передачи знаний (словесный, наглядный);
– методы практического разучивания упражнений (расчлененный, целостный);
– методы предупреждения и исправления ошибок.
В последующем анализе следует выделить качество владения и рациональность использования метода слова (какие формы слова использовались в уроке, их многообразие, соответствие задачам, контингенту учащихся; содержательность передаваемой информации). Использование методических приемов, усиливающих воздействие слова (сравнение, повторение, интонация и т.д.) Общая культура речи педагога (грамотность речи, ее богатство, ясность, эмоциональность и т.д.).
Умение пользоваться методом показа (применение различных форм, соответствие контингенту учащихся, содержанию и конкретным задачам урока).
Использование методических приемов, усиливающих действие показа (быстро, замедленно и т.д.), качество и выразительность показа. Примеры.
Использование сочетаний слова, показа и различных действий преподавателя (слово и показ одновременно, показ с коллективным
обсуждением), их влияние на решение поставленных перед уроком задач.
Качество применения в уроке методов практического разучивания физических упражнений: целостного, расчлененного и целостно расчлененного (учет особенностей учащихся, решаемых задач, особенностей физического упражнения; соблюдение типичной последовательности при использовании каждого метода). Методические приемы, используемые в целях освоения техники упражнений (акцент на основе техники движений, выполнение в упрощенной форме, в облегченных условиях и т.д.).
Качество применения на уроке методов предупреждения и исправления ошибок техники физических упражнений, их многообразие (подводящие упражнения, изменения техники основного упражнения, использование ориентиров и пр.).
Методика воспитания физических качеств. Этот раздел анализа урока предполагает оценку качества развития физических качеств, улучшения телосложения:
– какое внимание уделяется формированию, корректировке, совершенствованию осанки, борьбе с лишним весом, закаливанию организма;
– содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались учащимся, какие методы физического воспитания применялись (повторный, переменный и др.), их целесообразность и соответствие особенностям занимающихся, задачам урока, условиям проведения и др.;
– нагрузка в уроке (по внешним признакам), по данным пульсо-метрии, их соответствие возрастным особенностям учащихся, задачам урока, условиям проведения;
– рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки, пауз для отдыха, их частота и продолжительность.
Воспитательная работа педагога направлена на формирование активной жизненной позиции и стремления к самосовершенствованию и осуществляется на протяжении всего урока. Оценка содержания воспитательной работы проводится в следующем порядке:
– выделение заданий, предлагаемых для решения воспитательных задач в различных частях урока, умение оценить действия учащихся;
– что и как делается для решения задач умственного (мыслительной активности), нравственного (ответственности, организованно-
сти), эстетического (эстетических чувств и вкусов) и трудового (дисциплинированности) воспитания школьников;
– характер формирования навыков культурного поведения, чувства дружбы и товарищества и др.;
– побуждение учащихся к самостоятельным усилиям, создание в уроке проблемных и поисковых ситуаций, участие школьников в наблюдении, исправлении ошибок, организации взаимообучения, воспитания;
– умение педагога владеть классом, формировать сознательное отношение, обеспечивать заинтересованность учащихся.
1.2 Выводы и предложения
- Образовательная ценность урока.
- Оздоровительная ценность урока.
- Воспитательная ценность урока.
- Положительные стороны деятельности преподавателя.
- Основные недостатки на уроке и конкретные практические рекомендации по совершенствованию педагогического мастерства.
- Оценка в баллах.
Фамилия студента, проводившего наблюдение на уроке_________
Оценка методиста__________________
Таким образом, в данном пособии изложены наиболее простые и объективные методы педагогического контроля деятельности учеников и учителя. Сбор информации, осуществляемый в процессе педагогического контроля, в итоге способствует совершенствованию профессионально-педагогической подготовленности будущих педагогов.
Анализ урока физкультуры
I. Охрана труда на уроке | ||||
1. | Готовность помещения (освещенность, чистота, состояние воздуха) | 0 | 1 | 2 |
2. | Инструктаж по технике безопасности с росписью в журнале | 0 | 1 | 2 |
3. | Обеспечение мер безопасности по ходу урока, страховка учащихся | 0 | 1 | 2 |
4. | Наличие спортивной формы у учащихся | 0 | 1 | 2 |
5. | Организация деятельности освобожденных от урока учащихся | 0 | 1 | 2 |
6. | Организация деятельности учащихся, отнесенных к СМГ | 0 | 1 | 2 |
7. | Посещаемость % ___ | 0 | 1 | 2 |
II. Содержание урока и формы его реализации | ||||
1. | Соответствие методической структуры урока целям | 0 | 1 | 2 |
2. | Адаптация программы к возможностям данного класса | 0 | 1 | 2 |
3. | Внутриклассная дифференциация заданий | 0 | 1 | 2 |
4. | Смена видов деятельности на уроке | 0 | 1 | 2 |
5. | Проведение подготовительного этапа – разминки (12–15, 10–12 мин.) | 0 | 1 | 2 |
6. | Соответствие разминки предполагаемым упражнениям основной части | 0 | 1 | 2 |
7. | Моторная плотность урока (до 75 % на 1 ученика) | 0 | 1 | 2 |
8. | Общая плотность урока (%) | 0 | 1 | 2 |
9. | Проведение упражнений на расслабление, снижение частоты дыхания и пульса | 0 | 1 | 2 |
III. Психологические аспекты урока | ||||
1. | Создание психологического настроя в начале урока | 0 | 1 | 2 |
2. | Постановка целей | 0 | 1 | 2 |
3. | Формирование мотивов к обучению | 0 | 1 | 2 |
4. | Обеспечение благоприятного психологического климата по ходу урока | 0 | 1 | 2 |
5 | Уровень педагогического мастерства учителя | 0 | 1 | 2 |
б | Наличие обратной связи с учащимися | 0 | 1 | 2 |
7 | Эстетическое воздействие урока | 0 | 1 | 2 |
8 | Привитие учащимся интереса к предмету | 0 | 1 | 2 |
9 | Нравственная и мировоззренческая направленность урока | 0 | 1 | 2 |
IV. Оценка деятельности учащихся | ||||
1. | Степень активности | 0 | 1 | 2 |
2. | Организованность и дисциплина | 0 | 1 | 2 |
3. | Навыки самостоятельной деятельности | 0 | 1 | 2 |
V. Итоги урока | ||||
1. | Выполнение намеченного плана, степень достижения цели | 0 | 1 | 2 |
2. | Домашнее задание: посильность, объем, вариантность | 0 | 1 | 2 |
3. | Использование воспитательных возможностей оценки | 0 | 1 | 2 |
4. | Эффект последействия | 0 | 1 | 2 |
Сумма баллов _____Процент от макс. _________ Оценка урока _____
– «5» – 100–75%;
– «4» – 75–50%;
Анализ урока физической культуры
Методика урока
задачи | организация | средства | методы | принципы |
обучения | обучения | обучения | обучения | обучения |
Примерная схема анализа урока
Дата
Класс
Вид урока
Тип урока
Количество занимающихся
Вел урок
Задачи урока
Подготовка к уроку
Наличие конспекта урока, соответствие его рабочему плану.
Оценка задач урока (соответствие их программным требованиям, разносторонность задач, их конкретность, посильность и грамотность постановки).
Оценка содержания конспекта (правильный подбор средств в каждой части урока в соответствии с поставленными задачами, учет психологических, физиологических, педагогических закономерностей обучения, учет уровня физического развития и физической подготовленности учащихся, применение методов в соответствии со стадиями обучения и т.д. Содержательность организационно-методических указаний. Все подтвердить примерами.
Соответствие конспекта общеустановленной форме, достаточная грамотность и аккуратность написания.
Организация урока
Подготовленность мест занятий, оборудования, инвентаря. Санитарно-гигиеническое состояние зала, внешний вид учителя и учащихся, примеры.
Рациональность распределения времени в уроке по его частям и по снарядам, оценить.
Целесообразность использования площади спортивного зала, снарядов и инвентаря. Рациональность размещения и передвижений учащихся. Примеры.
Целесообразность применения методов организации работы учащихся, их соответствие возрасту, задачам, содержанию урока (фронтальный, групповой, круговой, индивидуальный).
Целесообразность выбора методов выполнения физических упражнений в каждой части урока, их влияние на нагрузку, плотность, на решение задач урока, соответствие возрасту (поточный, поочередный, одновременный).
Оценка плотности урока (общей и двигательной) ее соответствие виду и типу урока. Приемы повышения двигательной плотности используемые в каждой части урока, их эффективность. Примеры.
Эффективность работы общественного актива (физорг, дежурные, групповоды), степень их подготовленности, соблюдение правил безопасности. Контроль и оценка педагогом работы групповодов. Примеры.
Характеристика средств используемых в уроке.
Соответствие средств 1-ой части урока ее задачам (наличие специально-подготовительных и подводящих упражнений для организации учащихся). Соответствие применяемых средств контингенту, виду урока, условиям проведения.
Соответствие средств 2-ой части урока решаемым задачам (учет возможности занимающихся, соблюдение рациональной последовательности в преподнесении материала, использование педагогом облегченных заданий, учет положительного переноса навыка, достаточность повторности и вариативности заданий).
Подбор средств заключительной части урока (учет характера работы во второй части урока, правильность обеспечения восстановления организма и т.д.).
Домашнее задание, его правильность, соблюдение основных требований к их применению.
Характеристика методов используемых в уроке.
Качество владения методом слова (какие разновидности словесного метода использовались, соответствие их задачам, контингенту, содержательность передаваемой информации).
Использование методических приемов усиливающих словесные методы (сравнение, повторение, интонация и т. д.).
Общая культура речи педагога (грамотность, богатство языка, эмоциональность).
Качество владения методом показа (какие разновидности использовались, соответствие контингенту, задачам и содержанию).
Использование методических приемов усиливающих действие показа (быстро, замедленный показ и т.д.). Качество и выразительность показа.
Использование сочетания слова и показа.
Качество применения в уроке методов практического разучивания (целостного, расчлененного и целостно-расчлененного упражнения), их соответствие особенностям занимающихся, решаемым задачам, соблюдение последовательности.
Качество применения в уроке методов предупреждения и исправления ошибок (метод подводящих упражнений, метод изменения техники (акцентирование, утрирование, замедление), метод ориентиров)).
Методические приемы, используемые в целях освоения техники.
Методика воспитания физических качеств
Какое внимание в уроке уделялось формированию и совершенствованию осанки. Дать свою оценку и рекомендации.
Содержание работы по воспитанию физических качеств, какие задания предлагались, какие методы физического воспитания при этом применялись (повторный, переменный, соревновательный, игровой), их целесообразность и соответствие возрасту, задачам урока, условиям проведения и т.д.
Нагрузка в уроке (оценивается по внешним признакам), ее соответствие возрастным особенностям, задачам урока, стадиям обучения, условиям проведения и т.д. Рациональность используемых приемов регулирования объема и интенсивности нагрузки (за счет длины, скорости, темпа и т.д.). Паузы для отдыха, их продолжительность, частота.
Воспитательная работа педагога.
Какие задания предлагались в уроке для решения 3-ей воспитательной задачи
Как решались в уроке задачи умственного воспитания (сообразительности, находчивости, создание поисковых ситуаций, организация взаимообучения), нравственного воспитания (формирование навыков культурного поведения, воспитание дисциплинированности, организованности, коллективизма, товарищества, взаимопомощи), эстетического воспитания (чувств, вкусов, формирование красивой осанки, походки, красоты движений, красоты поступка и т.д.), трудового воспитания (трудолюбия, простейших трудовых навыков и т.д.).
Какие методы при этом применялись (наказание, убеждение, поощрение и т.д.) дать примеры и рекомендации.
Умение педагогом владеть классом, формировать сознательное отношение к занятиям, обеспечить заинтересованность учащихся.
Выводы и предложения
Образовательная ценность урока (как решена 1-ая задача урока).
Оздоровительная ценность урока (как решена 2-ая задача урока).
Воспитательная ценность урока (как решена 3-я задача урока).
Основные положительные стороны деятельности учителя.
Основные недостатки в работе учителя и конкретные практические рекомендации по их устранению.
Оценка урока в баллах.
– «3» – 50–25%;