Урок ФГОС “Архитектура и живопись XIV- XVI веков”

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  истории в 6 классе

Тема урока:   Архитектура и живопись XIV- XVI  веков.

1.      ФИО (полностью) Иксанова Мария Ивановна
2.      Место работы МКОУ Новомайзасская СОШ
3.      Должность Учитель истории и обществознания
4.      Предмет История
5.      Класс 6
6.      Тема и номер урока в теме  Архитектура и живопись XIV- XVI вв. 13 урок
7.      Базовый учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России с древнейших времён до конца XVI века, 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Москва, Просвещение 2012г.

Цель  урока: Сформировать знания  о том, какие  черты были характерны для русского зодчества и живописи в XIV- XVI веках, каково было значение строительства Московского Кремля, как изменился его облик в XVI веке.

Предметные результаты:

обучающиеся научатся называть самые  значительные памятники архитектуры указанного периода, извлекать учебную информацию из различных источников, получат возможность научиться давать общую характеристику

архитектуры и живописи XIV- XVI веков.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Обучающиеся определяют последовательность  промежуточных целей с учётом

конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: Обучающиеся ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Личностные УУД: Обучающиеся выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни.

9. Задачи:

– обучающие: сформировать  знания учащихся о развитии зодчества и  живописи в данный период (XIV- XVI вв), изучить основные этапы и направлениях в их развитии,

взаимосвязь национальных и итальянизирующих мотивов в творчестве  выдающихся архитекторов и живописцев.

сформировать представление о целостности мировой художественной культуры.

-развивающие: описывать памятники культуры

на основе  материалов, найденных в Интернете, слайдов презентации,

иллюстраций учебника, собирать информацию и готовить сообщения,

презентации об иконах и храмах XIV- XVI вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства.

воспитательные: формирование у обучающихся ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире.

Тип урока: урок открытия нового знания

Формы работы учащихся: самостоятельная, практическая, групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:

компьютеры, мультимедийная презентация, проектор, экран.

Структура и ход  урока:

План – конспект урока

Этап урока Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика Время

(в мин.)

1 2 3 5 6 7
1 Мотивация к учебной деятельности http://fcior.edu.ru/card/12996/arhitektura-i-zhivopis-xvi-veka.html

http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/2430-zodchestvo-i-zhivopis-rusi-xiv-xv-vv.html

Создаёт условия для внутренней потребности включения в учебную деятельность

Знакомит с содержанием  отрывков из произведения Д. Кедрина « Зодчие», демонстрирует слайды презентации».

( слайды 12,13 )

Анализируют отрывки из произведения Д. Кедрина  «Зодчие»  ( Слайд №13 )

Отвечают на вопросы:

Какова роль Постника и Бармы  ( или один мастер Барма Постник )в развитии архитектуры XVI века»?

Почему царь Иван IV приказал выколоть глаза зодчим? К счастью, это всего лишь легенда. Барма и Постник ( или один мастер- Барма Постник ) позже работали во многих городах.

2
Какие цели ставил перед собой Иван IV вынося такой приговор зодчим?

Вырази своё отношение к  такому решению царя: (уничтожает человеческие жизни ради того, « чтоб в земле его церковь стояла одна такова, чтобы в Суздальских землях и в землях Рязанских не поставили лучшего храма, чем храм Покрова».) ( Слайд №11)

2 Актуализация

и пробное учебное

действие

Объясняет, что нынешний учебный год наполнен памятными датами и событиями, связанными с развитием культуры: 2,5 века исполнится Эрмитажу ( 245 лет со дня его основания Екатериной II, 1150 лет со времени возникновения славянской письменности: в 863 г. братья Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность, а также будем отмечать 1025-летие Крещения Руси и 700-летие Преподобного Сергия Радонежского.) Обсуждают с учителем тему урока, цель.

Пытаются самостоятельно выполнить индивидуальное учебное задание.

Проиллюстрируйте

отрывки из произведения Д. Кедрина «Зодчие»

(на выбор несколько отрывков):

1.» А можете ль сделать пригожей

Благолепнее этого

Храма

Другой

И, тряхнув волосами ответили зодчие:» Можем!

Прикажи, Государь!»

И ударились в ноги царю».

2. «Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье свое

Приходить мастерам.

И велел благодетель, –

Гласит летописца сказанье, –

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных,

Босых,

Молодых.

2
Создаёт условия для включения класса в учебную деятельность, для формулировки  темы и постановки цели , уточняет изучаемый на уроке период в развитии культуры. И в посконных рубахах

Пред Иоанном Четвертым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.»

3. « Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды».

4. «И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!»

5. «Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

Их клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли.

3

4

Выявление причины и места затруднения.

Построение выхода из затруднения

Фиксирует возникшие у обучающихся затруднения при выполнении индивидуального пробного учебного задания.

Помогает выявить причины затруднения.

Направляет деятельность обучающихся по построению выхода из затруднения.

клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Темных,

На стылое лоно земли».

6. « И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

“Государево слово и дело!” –

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд».

Предлагают тему урока,

формулируют цели урока.

Находят причины затруднения.

Составляют алгоритм исправления ошибок.

2

2

5

6

 Первичная реализация проекта

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

http://fcior.edu.ru/card/12996/arhitektura-i-zhivopis-xvi-veka.html

http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/2430-zodchestvo-i-zhivopis-rusi-xiv-xv-vv.html

http://fcior.edu.ru/card/12996/arhitektura-i-zhivopis-xvi-veka.html

Организует работу с учебником, слайдами презентации, ЭОР.

Организует поиск исторической информации в учебнике, презентации об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях.

Организует самостоятельное выполнение

типовых заданий учащимися на новый способ действия.

Организует самопроверку обучающимися своих решений.

Проводит физминутку

 Презентация Физминутка

Составляют план реализации проекта,

работают с вопросами учебника с.233-с.234 знакомятся с презентацией к уроку.

(Слайды № 2-11, 28- 31 )

Обучающиеся составляют описание памятников материальной и художественной культуры на основе слайдов  презентации, ЭОР

Составляют в тетради таблицу « Развитие архитектуры и живописи в XIV-XVI вв».

Основные понятия Памятники зодчества Выдающиеся архитекторы Важнейшие даты
Шатровый стиль Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой ? 1532г.

Представляют и обосновывают результаты заполнения таблицы.

Участвуют в физминутке.

14

1

7  Включение в систему знаний и повторения http://fcior.edu.ru/card/12996/arhitektura-i-zhivopis-xvi-veka.html

http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/2430-zodchestvo-i-zhivopis-rusi-xiv-xv-vv.html

http://fcior.edu.ru/card/12996/arhitektura-i-zhivopis-xvi-veka.html

Презентация ( слайд № 10 )

Фиксирует границы применимости нового знания.

Организует выполнение обучающимися заданий, в которых новый способ знаний связывается с ранее изученными.

Обучающиеся работают со слайдами презентации, ЭОР в группах, выполняют задания, в которых новый способ  действия связывается с ранее изученными.

Задания из Рабочей тетради №1, №2, №3, №4 с. 86-87.

Соотнесите памятники зодчества и имена, создавших их архитекторов.

Подпишите названия храмов. С какими событиями  связано их строительство.

А.-Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.

Б.Собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве).

3. Проведите соединительные линии разных цветов между именами художника и названием соборов, которые он расписывал.

4. Выберите правильный ответ.

Французский композитор Берлиоз написал об одной из русских церквей: « передо мной предстала красота целого. Во мне  всё дрогнуло. Это была таинственная тишина. Гармония красоты законченных форм. Я видел какой- то новый вид архитектуры».

О какой церкви идёт речь?

А.Успенский собор на Городке в Звенигороде

Б.Церковь Вознесения в селе Коломенском

В. Собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре.

Какой новый стиль был применён при её строительстве?

А. –шатровый

Б. –византийский

В. – барокко

20
8

9

 Рефлексия

Домашнее задание.

Вопрос 4, с.243 учебника.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Каковы характерные черты его манеры живописи?

Возможно индивидуальное задание: Составить хронику культуры данного периода.

Учитель организует контроль и взаимоконтроль( самопроверку) выполненных учащимися заданий, выставляет оценки в дневник. Обучающиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности, самопроверку решений по эталону ,оценивают степень их соответствия эталону.

Намечают цели дальнейшей деятельности

и определяют задания для самоподготовки.

2

Презентация к уроку

Стихотворение к уроку

     

0

Автор публикации

не в сети 19 часов

admin

2
Комментарии: 3Публикации: 409Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 3 =