Естественно-научная и гуманитарная культуры. Наука и общество

     В чем заключается социальная обусловленность развития науки?

 

Тему социокультурной обусловленности науки невозможно разместить в какой-то одной плоскости. Здесь необходимо различать отдельные подтемы. Согласно предложению Е. А. Мамчур можно говорить о существовании трех уровней влияния социума и культуры на науку, характеризующихся различной степенью и способом воздействия, таких как:
1) социокультурная природа познания;
2) социокультурная обусловленность;
3) социокультурная детерминация.

 

–     Каково место науки в современном обществе?

 

Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания.       В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой – как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция, безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее – разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации.

4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

 

  1. Вспомнить и выписать в тетрадь конкретные примеры развития научных дисциплин в соответствии с потребностями общества.

 

В качестве примера назовем исследовательские решения важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии, в печатном деле, художественном творчестве позволили создать и развить мощнейшую систему печатных электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества. Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим.

Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.

Известна потребность общества и в энергетических ресурсах. Здесь научный поиск может привести к фантастическим результатам. Кукуруза вместо нефти — таков смелый и осуществляемый замысел. В США уже разработана биотехнология получения топливного спирта из стеблей кукурузы, которые фермеры прежде сжигали. Данная технология не только дешева, но, по утверждению ее создателей, позволяет надеяться на то, что через 25 лет четверть химической промышленности США может быть переведена на растительное сырье.

 

 

 

  1. Заполнить в тетради табл. 1.

Таблица 1

Сходства и различия естественно-научной и гуманитарной культур

Сравнительный признак Гуманитарная культура Естественно-научная культура
Мнение – реальность.

 

Процесс – наблюдение

 

 

 

Образы – термины и числа

 

 

 

 

Объяснение – понимание

 

 

Генерализация – индивидуализация

 

 

Отношение к ценностям

 

 

 

 

 

 

Антропоцентризм

 

 

 

 

Идеологическая нейтральность – нагруженность

 

 

 

 

 

Субъектно-объектное отношение

 

 

 

 

Количество – качество

 

 

 

 

 

 

Эталон – уникальность

 

 

 

 

Историчность – неисторичность

 

 

Хорошо или плохо

 

 

гуманитарий вносит в любой процесс элемент искусственности

 

 

гуманитарная культура опирается на язык образов

 

 

 

у гуманитариев явления личностны (Я так понимаю).

 

гуманитарии ищут в них неповторимость, уникальность

 

у гуманитариев преобладает аргументация под заранее сделанный выбор (так должно быть);

 

 

 

у гуманитариев человек – центр Вселенной

 

 

гуманитарий нагружен идеологией, а поэтому стремится обосновать и оправдать какой-либо социальный интерес);

 

 

в сфере гуманитарной субъект (человек) и объект познания (общество) частично совпадают);

 

гуманитарные науки в большей степени оперируют качественными показателями, тем более с учетом моральных запретов);

 

гуманитарии ценят уникальность, выделенную из общего);

 

 

 

гуманитарное знание исторично

Есть реальность, а оценка вторична.

 

естественник лишь наблюдает (описывает) реальность)

 

 

естественнонаучная – на язык терминов и чисел)

 

 

 

 

у естественников безличностны (Есть, так как есть)

 

естественники выделяют общее в вещах

 

 

у естественников ценность истинна как объективная повторяемость (диктатура фактов)

 

 

 

 

 

у естественников человек – часть природы,

 

 

естественник ищет истину

 

 

 

 

 

в области естествознания субъект (человек) и объект познания (природа) строго разделены

 

 

 

 

естествознание опирается на экспериментально-математические методы.

 

 

 

в естествознании стремятся уникальность привести к эталону (к общему)

 

 

естественнонаучное – не обязательно

 

 

 

Тема 1.2. Естествознание как комплекс наук о природе. Научный метод

  1. Ответить на вопросы:

     Что такое естествознание?

 

Естествознание – это совокупность наук о природе, взятых в их взаимосвязи. Однако данное определение не отражает в полной мере сущности естествознания, поскольку природа выступает как единое целое. Это единство не раскрывается ни одной частной наукой, ни всей их совокупностью. Множество специальных естественнонаучных дисциплин своим содержанием не исчерпывает всего, что мы подразумеваем под природой: природа глубже и богаче всех имеющихся теорий.

Современное естествознание развивает новые подходы к пониманию природы как единого целого. Это выражается в представлениях о развитии природы, о различных формах движения материи и разных структурных уровнях организации природы, в расширяющемся представлении о типах причинных связей. Например, с созданием теории относительности существенно видоизменились взгляды на пространственно-временную организацию объектов природы; развитие современной космологии обогащает представления о направлении естественных процессов; развитие экологии привело к пониманию глубоких принципов целостности природы как единой системы.

► В настоящее время под естествознанием понимается точное естествознание, то есть такое знание о природе, которое базируется на научном эксперименте, характеризуется развитой теоретической формой и математическим оформлением.

 

Каковы его предмет, цель, задачи?

 

Предметом естествознания являются различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстраты), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи, их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия – пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, так и сᴨȇцифического характера.

 

Цели естествознания – двоякие:

1) находить сущность явлений природы, их законы и на этой основе предвидеть или создавать новые явления;

2) раскрывать возможность использования на практике познанных законов, сил и веществ природы.

 

Задачей естествознания является познание объективных законов природы и содействие их практическому использованию в интересах человека. Естественнонаучное знание создается в результате обобщения наблюдений, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей, и само является теоретической основой их деятельности.

 

  1. Составить в тетради схему классификации методов естествознания в соответствии с уровнями научного познания.

 

 

 

  1. Привести в тетради примеры научных и ненаучных высказываний. Объяснить, почему вы считаете эти высказывания научными или нет, используя знания о принципах верификации и фальсификации.

Ненаучное заблуждение:
– как вариант вера в гороскоп (т.е. вера в то, что определенное расположение звезд в момент рождения каким-то образом влияет на судьбу и характер будущего человека).
Данное утверждение неверифицируемо (т.е. не подлежит научной проверке, основывается на слепой вере человека в нечто предопределенное).
Так же данное заблуждение (вера в гороскоп) можно отнести к  эффекту Барнума. (Суть эффекта – люди склонны верить в самые общие описания, подходящие ко всем людям, и принимать эти описания на свой счет как достоверные, если верят, что подобные данные составлены исключительно для них).

Научное заблуждение:
В момент открытия элементарных частиц, к ним была сначала приложена ньютоновская механика. (на тот момент это было научное заблуждение, т.к. в процессе опытов было показано, что движение элементарных частиц не согласуется с механикой Ньютона, как следствие были разработаны другие более адекватные модели – квантовая механика Нильса Бора, а так же работы Эйнштейна).

На вышеприведенных примерах видны различия научных и ненаучных заблуждений, суть которых – верифицируемость (т.е. в проверяемость научных; и принципиальная непроверяемость ненаучных).

Принцип фальсификации не признаёт научным такое утверждение, которое подтверждается любыми другими утверждениями (порою даже взаимоисключающими), и не может быть даже в принципе опровергнуто. Существуют люди, для которых любое утверждение есть очередное доказательство того, что именно они были правы. Сообщишь такому что-нибудь, он в ответ: “А я что говорил!” Скажешь ему что-нибудь прямо противоположное, а он снова: “Вот видишь, я был прав!”

  1. 7.Заполнить в тетради табл. 2.

Таблица 2

Ограничения естествознания

Тип ограничения Вид ограничения Пример проблемы, соответствующей данному ограничению
 

 

 

 

 

  1. Ответить на вопрос: каковы основные элементы научной картины мира, какие научные картины мира обычно выделяют?

Различают частные и общие научные картины мира. Частная картина функционирует в конкретных областях знания. В развитии физики, например, выделяют смену трех физических картин — механическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую, находящуюся в становлении. Общая картина мира возникает в результате синтеза философии и обобщений различных наук. Долгое время роль такой общей картины мира выполняла натурфилософия.

Ядром научной картины мира являются элементы философско-мировоззренческого характера. Научная картина мира является опосредствующим звеном между наукой, теорией, философией и культурой. Наука имеет дело с абстрактными теоретическими конструктами. Однако она не может обойтись без некоторых наглядно представляемых моделей изучаемых объектов. Научная картина мира придает наглядность ненаглядным теоретическим конструктам, объективирует их. На основе одной конкретно-научной картины мира могут создаваться и существовать несколько общих теорий. Трудно полностью абстрагировать научную картину мира от общей теории, поскольку язык научной картины входит в нее. Язык картины мира более приближен к языку обыденной речи, он более обобщен и образен, менее точен и конкретен, менее формализован. Методологические функции картины мира многообразны. Научная картина, обладая эвристическим потенциалом, участвует в выдвижении и элиминации гипотез, ориентирует на способы решения научных проблем, очерчивая область возможных средств.

Особенно ее эвристическая роль значима в период становления фундаментальных теорий. Когда отсутствует надлежащее теоретическое объяснение, она может сама обладать такой силой. Научная картина мира связывает теоретический уровень с эмпирическим, способствуя выработке экспериментальных схем и интерпретации полученных результатов. Научная картина цементирует научное сообщество, обеспечивая единое пространство понимания изучаемых процессов, способствует переводимости языка тео-рий, сосуществующих или сменяющих друг друга в ее границах. В XVII—XIX вв. господствовала так называемая механическая картина мира. На ее основе пытались строить не только естественно-научные теории, но и гуманитарные дисциплины — психологию, социологию, историю.

В конце XIX—начале XX вв. ряд философов выступил с требованием вывести «науки о духе» (Дильтей), «науки о культуре» (Риккерт) из-под сферы влияния методологии, разрабатывавшейся для естественных наук. Категория «научная картина мира» может быть соотнесена с другими категориями философии науки — «парадигмой» (Кун), «исследовательской программой» (Лакатос, Фейерабенд), стилем научного мышления. Научная картина мира является одним из базовых компонентов этих логико-методологических образований.

 

 

 

Тема 1.3. История естествознания

Рекомендации по изучению темы:

  1. Ответить на вопросы:

–     Каковы основные особенности наиболее известных концепций развития науки?

С 17 в. до начала 20 в. считалось, что в научном познании удается избежать влияние субъекта на процесс познания, а значит и на его достоверность. Данная модель науки получила название классической концепцией развития науки.

В начале 20 в. теория относительности Эйнштейна значительно изменило представление о роли субъекта в познании. В результате в модель науки был включен субъект. Данная модель науки получила название неклассическая концепция развития науки.

Начиная с середины 20 в. субъект становиться ведущей стороной познания. И сегодня стоит проблема формализовать положение субъекта, не лишив его при этом главного его достоинства индивидуального подхода в познавательной деятельности, творческого начала, уникальности.

Исследуя проблему соотношения когнитивных и социальных структур в процессе познания, философия науки рассматривает ученых как социальных существ, а науку как социальную деятельность. Новое научное знание есть продукт производства группой объединенной общей парадигмой научного мышления. Такая модель науки получила название постнеклассическая концепция развития науки. Такая модель характерна для философии науки конца 20 века.

Таким образом, наука — это социальная деятельность, которая вырабатывает коллективные средства, опережающие наличные потребности для приспособления к среде и ее изменения. Ее сверхзадачей является определение границ неопределенности познания в наличный момент времени, поиск проблемных ситуаций познания, формулировка проблем и их решение, прежде всего, на фундаментальном уровне.

 

     Чем отличаются периоды научных революций от периодов нормальной науки?

 

В ходе научной революции происходит выделение качественно нового типа объектов, резко изменяется система методологических установок познания, идеалов познания, критериев оценки результатов познания, критикуются старые и утверждаются новые ценности познания. Научная революция имеет свою структуру, основные этапы развития.

Первый этап научной революции — формирование непосредственных предпосылок (эмпирических, теоретических, ценностных) нового способа познания в недрах старого. Оно осуществляется в русле образования и попыток разрешения некоторой проблемной ситуации в науке. Такая проблемная ситуация развивается от осознания потребности в новом способе познания до формирования идеи о содержании его основания.

Второй этап нацелен на непосредственное развитие оснований нового способа познания. Он начинается с выдвижения идеи (т.е. с того, чем заканчивается первый этап), продолжается ее развитием вплоть до формулирования принципов фундаментальной теории и завершается выработкой методологических установок познания.

Третий этап научной революции — утверждение качественно нового способа познания. При этом старый, исходный способ познания превращается в подчиненный момент нового способа познания. В реальной практике научного познания на данном этапе осуществляются проверка, применение, подтверждение новой фундаментальной теории, уточнение ее соответствия предшествующему теоретическому знанию и данным нового эмпирического базиса, а также новым методологическим установкам познания.

Этапом утверждения оснований нового способа познания, превращения его в устойчивую стабильную целостность завершается период научной революции и начинается период эволюционного развития науки.

 

Перечислить глобальные научные революции.

 

В истории науки выделяют три глобальных научных революции:

-Аристотелевская (комплексная научная революция, условно-глобальная);

-Ньютоновская;

-Эйнштейновская.

Определим кратко суть изменений:

В VI – IV в.в. до н.э. произошла первая НР, в результате появилась на свет наука. Истинный смысл этой НР в том, что науку стали отличать от других форм познания мира. Наиболее ясно наука была осознана в трудах Аристотеля. Он создал учение о доказательствах, разработал категориально-понятийный аппарат науки, утвердил канон организации научного исследования, предметно дифференцировал само научное знание.

Заданные им нормы научности знаний, образцы объяснения и описания в науке пользовались непререкаемым авторитетом более тысячи лет, а многое (например, законы формальной логики) действуют и поныне.

Вторая НР приходится на XVI – XVII векá: от геоцентрической модели к гелиоцентрической. Это время становления классического естествознания, которое заговорило языком математики. Новое естествознание сумело выделить строго объективные количественные характеристики земных тел и выразить их в строгих математических закономерностях. Наука вооружилась экспериментом, который позволил изучать, анализировать природу, а не просто созерцать ее. Доминантой классического естествознания становится механика. Утверждается механистическая картина природы. Итог второй НР — механистическая картина мира на базе экспериментально-математического естествознания.

Третья научная революция — “потрясение основ” – случилась на рубеже XIX – XX вв. Наиболее значимыми теориями, составившими основу новой парадигмы научного знания, стали теория относительности и квантовая механика. Теория относительности дает новое понимание пространства и времени, а вторая обнаруживает вероятностный характер явлений микромира и корпускулярно-волновой дуализм, лежащий в основе свойств материи.

 

 

  1. Заполнить в тетради табл. 3.

Таблица 3

Этапы развития естествознания

Этап, его границы Особенности общественного устройства Ведущие направления естествознания, причины их выделения Важнейшие научные достижения, их авторы

 

     

0

Автор публикации

не в сети 22 часа

admin

2
Комментарии: 3Публикации: 409Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + 17 =