Формирование ответственности у детей 5-6 лет в процессе дежурства

На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие ответственности и произвольности детей. В целевых ориентирах прописано: ребенок способен к волевым усилиям. А развитие воли и ответственности тесно связано.

Среди проблем, связанных с формированием личности ребенка дошкольного возраста, одно из важных мест занимает проблема воспитания чувства ответственности. Значение этой проблемы определяется, как в плане становления и развития личности, так и в плане подготовки его к школе.

В методике развития произвольности старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию трудовой деятельности в развитии чувства ответственности детей: Я.З. Неверович, З. Н. Борисовой, К. А.Климовой и др. Все они свидетельствуют о возможности использования трудовой деятельности для развития ответственности детей.

  • В их исследованиях представлены задачи, содержание и методы работы с детьми по развитию познавательной активности.
  • А мы в свою очередь составили серию занятий по организации дежурства детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для воспитания самостоятельности и ответственности, так как эти личностные качества начинают возникать не только в связи с удовлетворением личностных потребностей ребенка, но и в связи с интересами коллектива, занятого важным и полезным делом. Детский психолог В.С.Мухина пишет, что ответственность должна занимать самое высшее положение в иерархии всех мотивов. В период дошкольного детства складываются взаимоотношения, обуславливающие необходимость ответственности со стороны ребенка. Чем ответственнее ребенок выполняет порученное ему дело в труде, тем охотнее другие дети вступают с ним в деловые отношения. Таким образом, чем ответственнее ребенок в своих взаимоотношениях с другими людьми, тем более активным и нужным членом складывающегося коллектива он становится.

Умение определить свои дела, ориентируясь на обязательное «надо» необходимо ребенку и при поступлении в школу.

Большинство детей нашей группы не обладают чувством ответственности, забывают порученное дело. Поэтому использование трудовой деятельности в форме дежурства по столовой является важным условием, обеспечивающим формирование ответственности у детей 5-6 лет.

Чувство ответственности — это сложное и важное нравственно-волевое качество личности, формирующееся в разных видах деятельности, в том числе и в трудовой.

Об условиях воспитания чувства ответственности узнала из работ Я.З. Неверович, З. Н. Борисовой, К. А.Климовой. В своих трудах они выделили следующие:

I.Организация системы коллективной трудовой деятельности в форме дежурств с вовлечением в нее всех детей.

2.Установление отношения взаимной ответственности между детьми.

3.Формирование у детей общественные мотивы деятельности.

4.Формирование системы трудовых знаний, умений, навыков, необходи­мых для ответственного выполнения дела.

5.Организация системы отчетности — общественное обсуждение и оценка результатов деятельности каждого ребенка воспитателям и всей группой.

6.Осуществление дифференцированного подход с учетом уровня сформированности начальных форм ответственности у каждого ребенка.

На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы. 

Цель работы:  формирование ответственности у детей 5-6 лет в процессе дежурства.

Задачи:

I.Воспитывать устойчивое положительное отношение к труду.

2.Формировать общественно значимые мотивы в труде.

3.Формировать представление об ответственном отношении к по­рученному делу.

  1. Формировать самоконтроль на основных этапах трудовой деятельности.

5.Воспитывать у детей умение адекватно оценивать результаты своего труда.

  1. Способствовать вовлечению родителей в образовательный процесс как активных субъектов совместной детско-родительской деятельности.

Ведущая идея: Использование процесса дежурства, применяемых в целостном образовательном процессе, будет способствовать формированию ответственности старших дошкольников.

Этапы работы

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание системы занятий  по организации дежурства детей старшего дошкольного возраста). (август — сентябрь)

  1. Основный (организация работы с воспитанниками, организация работы с родителями) (октябрь — апрель)

3.Итоговый (повторное обследование особенностей развития трудовой деятельности детей). (май)

На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализировано трудовые умения и навыки детей по методике Ю.А. Афонькиной и мы проводили беседы с воспитанниками и наблюдения за деятельностью дежурства.

В свободной уединенной обстановке ребенку предлагалось отве­тить на следующие вопросы:

  • Ты любишь дежурить?
  • Ты хочешь дежурить?
  • Для чего надо дежурить?
  • Как ты считаешь, а как ты дежуришь?
  • Кто должен убирать в группе, если в ней беспорядок?
  • Тебя … (имя, отчество воспитателя) просила что-нибудь
    ей помочь сделать?
  • Почему надо обязательно выполнить порученное тебе дело?

Таким образом, результаты наблюдений и бесед показали, что подавляю­щее большинство детей относится к среднему уровню развития ответ­ственности. Следовательно, ответственность как качество личности находится у них в начальной стадии формирования. Детьми в извест­ной степени усвоены представления об ответственности при выполнении общественно значимых дел, но эти представления не ре­гулируют пока их реального поведения. Результаты наблюдений еще раз показали, что у большинства детей недостаточно сформированы действия самоконтроля. Трудовые знания, умения, навыки требуют уточнения у всех детей.

На подготовительном этапе я так же составила серию занятий по организации дежурства детей старшего дошкольного возраста.

На основе полученных данных обследований, я определила следующие этапы работы по формированию ответственности у детей 5-6 лет в процессе дежурства в соответствии с логикой формирования деятельности, этапами формирования действий ребенка:

1 этап. Предварительный.

2 этап. Основной.

3 этап. Контрольный

Сначала мы обогатили РППО среду. Оформили и дополнили уголок по социально – коммуникативному развитию были приобретены необходимые материалы для трудовой деятельности: тряпочки, кисточки, фартуки, и в миницентр художественно – эстетического развития для труда: ножницы, клей, палочки и т.д. Нами был оформлен уголок по всем видам дежурств, что служило указателем для коллектива детей — кто за что из них сегодня ответственен.

На первом предварительном этапе работы нами была изменена система дежурств, так как нас не устраивала прежняя их организация, учитывая основные положения исследований Я.З.Неверович, З.Н.Борисовой, К.А.Климовой. В продуманной нами системе дежурные объединились в звено: двое дежурили по столовой, двое по уголку природы, двое по занятиям. Звено дежурило два дня. В конце второго дня происходил отчет звена перед группой о проделанной работе, анализ и оценка результатов дежурства всеми детьми с воспитателем и назначение на дежурство следующего звена.

Чтобы дежурства охватили всех детей, мы вели график дежурства, в котором предусматривалось, во-первых, очередность бригад, во-вторых, переход ребенка от одного вида работ к другому внутри звена.

Распределяя ребят по звеньям и объединяя дежурных в пары, мы исходили из характерных особенностей своих воспитанников, например, робкую и нерешительную Полину П. назначили в пару с активным, доброжелательным Владиком К.; неуравновешенного Эдика Б. — со спокойной, исполнительной Катей Г. Также учитывали сложившиеся между детьми отношения, предоставляли им самим возможность выбрать себе партнёpa по работе. Учитывали и уровень трудовых знаний, умений и навыков детей, чтобы хорошо владеющий способом выполнения задания ребёнок помогал и обучал своего товарища.

Организация новой системы дежурств началась с создания у детей общественной мотивации труда. Было необходимо, чтобы перед каждым ребенком очевидным образом выступила общественная сторона труда: польза, которую он приносит другим людям; ответственность перед коллективом за порученное дело; товарищеская взаимопомощь при достижении общей цели. Для этого провели беседу о важности самообслуживания. В беседе активизировали представления детей, задавая вопросы, побуждавшие детей самим искать ответы, вместе с воспитателем делать выводы. Например, объясняя детям значение дежурств для группы, спрашивали:

  • «Зачем надо дежурить?»,
  • «Почему работа дежурного необходима?» ,
  • «Представь­те, что было бы, если бы дежурства по столовой не было?» ,
  • «Почему работа дежурного полезна?… ответственна?»

Дети поняли, что, дежуря,

  • они поддерживают порядок в группе, экономят время, «мы быстрее и лучше можем сделать все дела!».
  • дети становятся самостоятельными, умелыми, учатся себя обслуживать.
  • заботятся обо всех детях,
  • отвечают перед всей группой за качество выполненной работы.

           На втором этапе работы чтобы поднять авторитет дежурных и усилить у них чувство ответственности за порученное дело, мы всех детей, обращающихся к нам с вопросами, касающимися круга обязанностей дежурных, направляли к другим детям, и сами также обращались к ним по всем вопросам самообслуживания. Например, перед занятием мы обратились к дежурным с вопросом: «Ну как, можно начинать играть? Все приготовили?» и после утвердительного ответа предложили: «Приглашайте ребят».

А перед началом занятия мы, обращаясь к группе, оцениваем: «Дежурные так быстро приготовили все необходимое, что можно сразу начинать играть. Спасибо всем, молодцы!». Все это повышает интерес ребят к делу. Они чувствовали, что их работа нужна, а поощрения педагогом их действий укрепляли уверенность в своих силах. Дети группы, видя, как воспитатель относится к труду дежурных, тоже учились благодарить дежурных за оказанные услуги, стали с уважением относиться к их труду.

В процессе дежурств, бесед, обсуждений дети усвоили, что теперь контроль за соблюдением требований к качеству и темпу работы возлагается на всех дежурных звена. Все дежурные не должны упускать из виду, как трудятся их товарищи. Каждый теперь был вправе предъявить свои претензии другим в отношении качества и темпа работы. На конкретных примерах постепенно дети усваивали, что от хорошей работы одних зависит и успешность работы других. Например, когда однажды дежурные по столовой задержались с уборкой столов, то дежурные по занятиям не смогли своевременно приступить к своему участку работы. Также в процессе дежурств дети постепенно поняли, что, работая вместе на одном участке, они несут общую ответственность за результат.

Чем более осознает ребенок, что качество работы каждого влияет на общий результат, тем больше он болеет за общее дело, и интересуется, как трудится товарищ. Однако в ходе работы увлеченность своим делом, сосредоточенность на собственных действиях нередко тормозили проявление внимания к работающим рядом.

Поэтому в процессе дежурств воспитателем совместно с детьми формулировались и вносились правила дружеского поведения:

1) сам делай хорошо, но и товарища не забывай;

2) настоящие друзья всегда интересуются, как друг у друга идут дела;

3) не жди, когда тебя попросят о помощи, зам предлагай ее;

4) если тебе трудно — попроси, тебе помогут;

5) во время работы не мешай другу, а помогай.

Но одного желания оказать помощь мало, надо еще уметь это делать. Нередко бывало так, что ребенок из добрых побуждений выполнял почти целиком чужую работу. Поэтому мы в руководстве трудовым процессом обращали внимание на то, чтобы дети учились помогать друг другу советом, показом, объяснением. Напоминали детям: «Если все делать вместо товарища, сам он ничему не научиться».

Правила распределения работы тесно связаны с правилами дружес­кого поведения. Так, например, в возникавших порою спорах между детьми о том, кто займет наиболее интересный участок работы (уха­живать за цветком, разливать клейстер по розеткам и т.п.), мы убеждали ребят: «Кто-то должен уступить, согласиться выпол­нять другое дело. Хороший товарищ всегда готов уступить желанию друга. Зато в следующий раз ты должен уступить ему. Тогда и ты поступишь по-товарищески. Научитесь уважать друг друга. Надо по очереди выполнять дела. Тогда каждый из вас научится все делать, а всякое дело важное, нужное и по-своему интересное».

В своей работе я также уделяла внимание и формированию самоконтроля у детей. Также детям предлагались взаимопроверки, повышающие взаимную требовательность. При этом обращалось внимание на то, умеют ли дети быть объективными в оценке действий товарища, достаточно ли тактично делают замечания, способны ли выслушать и принять крити­ку, используют ли в качестве аргумента необходимость выполнять дело ответственно. Этот прием оказался очень эффективным: дети после взаимопроверок стали более тщательно проверять свою работу, чтобы товарищ не нашел ошибки.

Труд детей оценивался по следующим критериям, вытекающим из понятия ответственности:

1) своевременно ли приступил к выполнению обязанностей;

2) старался ли преодолеть встречающиеся трудности;

3) степень самостоятельности в организации и осуществлении трудового процесса;

4) применяет наиболее рациональные приемы; работает старательно, аккуратно; не отвлекается;

5) отношением детей к материалам и инструментам;

6) выполненную работу самостоятельно проверяет, переделывает, если получилось недостаточно удачно, или есть ошибки;

7) доводит дело до конца, сообщает об исполнении;

8) взаимоотношения с товарищами в процессе труда;

9) полученный результат, его качество.

В результате проведенной работы оценка дежурств у большей части детей стала более развернутой и дифференцированной. (Олег Д. плохо дежурил»; «Андрюша и Слава дежурили хорошо! Они быстро и красиво все на столы накрыли… И ели быстро… И со столов все быстро убирали.

Во время чтения художественной литературы на данную тему (Л. Пан­телеев «Честное слово») мы выделили главное качество героя, дали его более полную характеристику. («Почему мальчик не мог уйти домой? Что его не пускало?»)

Мы старались обратиться к чувствам детей («А он хо­тел уйти? Что чувствовал мальчик, простоявший на часах весь день и оставшийся один в темном парке?»). По результатам предварительной работы воспитатель предложила детям рассказать о случаях из их жизни, когда они тоже поступили ответственно. Если же были самокритичные признания детей в неот­ветственных поступках, то воспитатель спрашивала: «Что ты сделал для того, чтобы исправить свой поступок?»

Мы понимали, что без помощи родителей решить данную проблему сложно, поэтому на родительском собрании познакомили   родителей с задачами работы по вопросу трудового воспитания детей.  В уголок для родителей поместили   консультацию на тему «Что должен уметь ребёнок 6–го года жизни» провели анкетирование родителей   на тему «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста трудолюбия, привычки к посильному труду». Проведённая работа с родителями помогла нам заинтересовать их проблемами трудового воспитания и установить единство задач и содержания образовательной работы с детьми по данному вопросу.

В результате предварительной работы у детей начали складываться представления о труде дежурных как о важном деле, имеющем значение для коллектива, и о тех требованиях, которые к этому труду предъявляются.

Для осуществления преемственности в содержании, методах и приёмах трудового воспитания детей  мы использовали  такие эффективные, на наш взгляд, формы работы с семьёй:

  • оформление папки – передвижки «Воспитываем трудолюбивых»
  • открытый просмотр трудовой деятельности. Цель: показать родителям приёмы руководства трудом детей.
  • разбор педагогических ситуаций.
  • домашние задания
  • совместный труд детей и родителей в группе, на участке.
  • Развлечение «Неразлучные друзья взрослые и дети»
  • «Семейная библиотека» (выставка методической литературы по трудовому воспитанию детей, выставка детской художественной литературы.
  • Фотовыставка на тему «Как мы трудимся в детском саду»
  • Семейная газета «Дело мастера боится»
  • Повторное анкетирование родителей по вопросу трудового воспитания детей в семье.

Из бесед с родителями выяснили, что они понимают важность задач нравственно –трудового воспитания детей, предоставляют детям возможность трудиться дома вместе со взрослыми.

Повторное обследование ответственности в трудовой деятельности методом бесед и наблюдений за поведением ребенка проводилось в мае 2018 года. Наблюдения показали, что в результате система­тического участия детей в коллективном выполнении обязанностей по самообслуживанию, изменился характер трудовой деятельности детей, появилось почти у всех детей устойчивое положительное отношение к выполнению трудовых заданий. Почти у всех детей произошел переход к более высокому уровню сформированности начальных форм ответственности.

Наблюдения показали, что большинство детей стали помнить о возложенной на них обязанности, выполняли работу без напомина­ний и отвлечений, стали проверять выполненное задание, доводить дело до конца.

У детей изменились и эмоциональные переживания задания, его характера и результата выполнения. В процессе дежурств у детей исчезло безразличное отношение к обязанностям, оно сменилось очень высокой эмоциональной чувствительностью к оценке окружаю­щими результатов детского труда. Часть детей начала выполнять свои обязанности не ради похвалы взрослого и не ради достижения высокого статуса в детском коллективе, а из-за стремления удовлетворить определенные нужды своей группы. Эта небольшая часть детей стала действовать по собственной инициативе, не до­жидаясь указаний и поощрений со стороны окружающих, что свидетель­ствует о превращении усваиваемых ими общественных норм и требова­ний во внутренние мотивы выполняемой деятельности.

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

marina45

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 29-11-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 12 =