Формирование икт компетентности

«Формирование базовой ИКТ-компетентности на уроке русского языка в 1 классе»

 

Урок русского языка в 1 классе по теме  “Заглавная буква в словах”  разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО (УМК “Школа России”) на основе учебного материала учебника «Русский язык 1 класс». Автор – В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011). На  этом  уроке учащиеся работают с текстом,      отвечают на вопросы, сопоставляют факты, находят  объяснения, соотносят полученные знания с примерами; у учащихся  формируется готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами.

Тематическое планирование  –     в тематическом  планирование   в разделе « Звуки и буквы», урок  по теме: «Заглавная буква в словах» первый.

п/п

Тема раздела Тема урока Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Характеристика деятельности учащихся Материально-техническое

и информационно-техническое обеспечение

Дата Корректи-

ровка

Предметные результаты Метапредметные

результаты

Личностные результаты
47 Звуки и буквы

1.

Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. (общее представление). Учащийся научится писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание, использовать в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

Учащийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться находить информацию о названии своего города (села); участвовать в презентации проекта.

познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Анализировать таблицу с целью поиска сведений об именах собственных.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов.

Находить информацию о названии своего города или посёлка (в процессе беседы со взрослыми).

Писать имена собственные с заглавной буквы, объяснять их написание.

Работать с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв».

Электронное приложение к учебнику

 

  Урок разработан в концепции деятельностного подхода в обучении. Основу концепции которого, составляет положение: усвоение содержания, обучение и развитие ученика проходит в процессе его собственной деятельности. Мультимедийное сопровождение позволяет реализовать принцип наглядности, увеличить плотность урока. Урок построен с учётом здоровьесберегающих технологий. Просмотр слайдов презентации осуществляется в течение урока «пунктирно» не более 20 минут и чередуется сменой видов деятельности. Для снятия утомляемости проводится гимнастика для глаз и тематическая физкультминутка.

 

Урок – « Заглавная буква в словах»

Тип урока: урок “открытия” нового знания.

Виды учебной деятельности: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа, работа под руководством учителя.

Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:

Цель: создание условий для ознакомления с правилом употребления заглавной буквы в именах собственных и формирования умения отличать имена собственные от имён нарицательных.

Задачи урока:

образовательная: формировать знания о правилах написания имён, отчеств, фамилий людей, кличек животных, названий городов, рек, деревень, улиц, персонажей сказок; учить использовать полученные знания на практике;

развивающая: содействовать развитию речи учащихся, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы

воспитательная: способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям, вызвать интерес к изучению названий населённых пунктов своей страны.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы, объяснять их написание; получат возможность научиться: находить информацию о названии своего населённого пункта, составлять ответы на вопросы;

метапредметные:

познавательные – работать с текстом, отвечать на вопросы, сопоставлять факты, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;

коммуникативные: формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение, пользоваться печатными средствами и электронными ресурсами;

регулятивные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять;

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества во взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

 

Ход урока

Этап урока Цель этапа Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационный момент: проверка готовности к уроку, оформление записей в тетради. Морально-этическая ориентация; устанавливать связь между учебной деятельностью и её мотивом.  А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?Присаживайтесь на свои места, начинаем работать. (Слайд1)

Сейчас мы с вами поиграем. Повернитесь и назовите друг другу ваши имена (Меня зовут…). А потом назовите свои имена, когда вы станете взрослыми (Меня будут звать…).   Правда, имена у всех красивые? (Слайд 2-3)

Молодцы!  Давайте попробуем записать наши имена. Но прежде чем начать письмо, давайте разогреем наши пальчики. (Слайд4)

 

 

Дети готовятся к работе.

 

 

 

 

 

 

 

Дети, работают в парах. Учатся взаимодействовать с учителем и со сверстниками.

 

 

Становятся в круг: пальчиковая гимнастика, упражнение «Заготавливаем капусту».  Пальчиковая гимнастика.

2 Мотивационный Самоопределение к учебной деятельности Кто готов написать на доске имя своего лучшего друга?

Я тоже запишу рядом имя своей подруги.

3 ученика записывают имена. Анализируют записанное.
3 Актуализация и пробное учебное действие. Умение анализировать, сопоставлять. Так почему же я написала с большой буквы, Серёжа с маленькой, а Света тоже с большой? Кто из нас прав? Ответить на вопрос нам поможет наш урок. Понимают, что могут допустить ошибки; способны понять причину своего неуспеха.

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

4 Выявление места и причины затруднения. Умение видеть проблему, формулировать её. В связи с чем у нас возникли трудности?

– Давайте посмотрим, на какой вопрос каждый из вас должен будет дать ответ в конце урока. (Стр. 122 учебника). Так вот в конце урока мы увидим, кто же правильно написал имя своего друга. (Слайд 5)

Не знаем точно, как правильно писать.

 

ž Чему будем учиться?

ž Чему научимся?

ž Зачем нам нужно это знать?

 

5 Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять поиск необходимой информации, ставить цель, составлять план действий. Как вы думаете, какой будет тема урока? А зачем нужно это знать?  (Слайд 6)

– Встречали ли вы ещё слова, которые пишутся с заглавной буквы?

– Давайте посмотрим анимацию и попробуем ответить на вопрос, какие же слова в русском языке пишутся с большой буквы. (ЭОР к теме: «Заглавная буква в словах»)

Слайд 7

Вопросы после просмотра частей: Слайд 8 Какие буквы выделены? Что они обозначают?

А что обозначают буквы, выделенные на конверте? Как вы поняли?

Так как же пишутся фамилии, имена и отчества?

Почему некоторые буквы в словах выделены? Что обозначают эти слова?

– Попробуйте сделать вывод. Какие же слова пишутся с заглавной буквы?

Проверим наш вывод по упр. 1 с. 122. работаем в малых группах по 3 человека: по две группы слов каждой группе.. Так что же нужно сделать, чтобы правильно написать слова? Как определить, какую букву выбрать? Запишите по одному словосочетанию из любой группы слов. СЛАЙД 6: группы слов на слайде.

– А теперь давайте обратим внимание на слово Москва, записанное на с. 123. Что это за слово?

ЭОР: Работа со словарным словом.

– Кто может сказать, как пишется это слово? Почему нужно запомнить его правописание? Запишем слово в тетрадь. Составим предложение.

-Ребята, а вы знаете, что названия городов, деревень, посёлков появились не просто так? (Слайд9) Вопрос о названии городов.

– Давайте попросим группу экспертов рассказать, почему именно так названы города Орехово- Зуево, Тобольск, Лермонтов.

Слушаем экспертов.

– Как вы поняли, почему именно так названы города?

Формулируют тему, цель.

 

Дети отвечают.

 

Отвечают, какие слова пишутся с большой буквы.

Участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи.

 

 

Действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий.

 

 

 

 

Делают вывод.

 

 

 

Каждая группа делает вывод по своим словам.

 

 

 

Записывают словосочетания.

 

 

 

 

Называют: словарное.

 

Прослушивают информацию о слове Москва.

 

Записывают. Составляют предложение.

 

Группа ребят из 3 человек работает с материалами странички для любознательных. Остальные ребята выполняют задание в рабочей тетради упр. 76. Взаимопроверка, выявляют причины затруднения.

Ребята сами выбирают, кто о каком городе рассказывает.

 

Отвечают.

Зарядка для глаз (Слайд 10)
6 Реализация построенного проекта. Умение  самостоятельно создавать способы решения проблемы. А теперь давайте вспомним игру в начале урока. Почему вас сейчас называют Света, Таня, Серёжа, а в будущем будут называть Светлана, Татьяна, Сергей? Это что – разные имена

– О том, как называются эти имена, узнаем из текста учебника с. 123.

 

 

Работа в парах: упр. 2 (разбиваем столбики между парами учащихся).
7 Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Умение структурировать знания, выбирать способы решения задач. Как будем выполнять задание?

-А теперь каждый из вас попробует сам найти полные и сокращённые имена и написать своё полное и сокращённое имя.

Ответы, уточнения.
7 Физминутка

 

 

Очень трудно так стоять –

Ножку на пол не спускать.

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

Выполняют упражнения.
8 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Умение контролировать и оценивать процесс и результат учебной деятельности. Выполняем упр. 75 из РТ

 

Проверка с помощью ЭОР: «упражнение из рабочей тетради».

-Кто допустил ошибку. Как думаете, почему?

– А теперь давайте выполним тестовые задания с. 44 з. №2, с. 45 з. 6, 7.

(Правильные ответы на доске). Выяснение, кем и почему допущены ошибки. (Слайд 11) (правильные ответы на тестовые задания).

 

 

Самопроверка.

9 Включение в систему знаний и повторение. Самопроверка, анализ написанного, обоснование орфограмм. Почему одних людей называют по имени, а других по имени отчеству? Как лучше?

– Давайте прочтём заметку, с. 124.

Да действительно, ребята, называя собеседника по имени, отчеству, мы показываем своё уважительное к нему отношение.

– И последнее задание на сегодня. Запишем предложение и подчеркнём известные нам орфограммы. (Слайд 12)

У Наташи Егоровой живёт чудесный кот Щёголь.

Высказывают своё мнение.

 

 

 

 

 

 

 

Ресурсы:

Оборудование урока в соответствии с ФГОС НОО: учебник «Русский язык. 1 класс», автор – В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011); Электронное приложение к учебнику;  презентация, выполненная учителем;  рабочая тетрадь «Русский язык. 1 класс», автор – В. П. Канакина (М.: Просвещение, 2011);  Е. М. Тихомирова. «Тесты по русскому языку. 1 класс». Ч. 2 (М.: Издательство «Экзамен», 2013);  компьютер с необходимым программным обеспечением, проектор, экран.

волшебник http://www.now-us.eu/Abracadabra/images/C23-33.jpg

Земля http://wwf.usue.ru/pic/earth.gif

 

Методические рекомендации:   Разработка включает в себя конспект урока и презентацию. Задания не привязаны к конкретному учебнику, поэтому представленный урок можно провести в рамках любого УМК.

0

Автор публикации

не в сети 19 часов

admin

2
Комментарии: 3Публикации: 409Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − девять =