Сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного образования

Сравнительный анализ Примерных основных образовательных программ дошкольного образования

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки детей и условий для их успешной социализации и индивидуализации

 

Название При­мер­ной основной образовательной про­граммы Структура программы Целевые установки или Кон­цептуальные основы про­граммы Кадровые условия Развивающая Предметно-пространственная среда
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

 

 

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный.

1. Целевой раздел.

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Планируемые результаты освоения ООП ДО.

2. Организационный раздел.

3. Содержательный раздел.

3.1. Содержание образования по пяти образовательным областям.

3.2. Формы, способы, методы и средства реализации ООП ДО.

3.3. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей.

4. Краткая презентация ООП ДО (дополнительный раздел).

Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки детей и условий для их успешной социализации и индивидуализации.

Система М. Монтессори предполагает объединение в один процесс присмотр и уход за детьми, их образование и обучение, которые осуществляются в ежедневной и ежечасной  педагогической деятельности.

Основная цель работы педагогического коллектива по Программе – создание  наилучших условий для благополучия детей, позволяющих им раскрыть свой природный потенциал и адаптироваться к условиям жизни в современном обществе.

Основой программы является система саморазвития детей в специально-подготовленной предметной развивающей среде.

Средством становления личности ребенка является его собственная активная деятельность по освоению окружающей среды, основанная на свободном выборе предмета деятельности, партнера, места и темпа своей работы.

2.12. Взаимодействие педагогов и иных специалистов при реализации Программы

В зависимости от масштаба Организации, ее возможностей привлекать к работе штатных и внештатных специалистов, выстраивается взаимодействие и совместная работа по достижению целей и задач Программы.

К таким специалистам относятся:

1.психолог

2.логопед

3.Монтессори-терапевт

Монтессори-терапевт – это особый специалист высокой квалификации, который совмещает функции и врача, и психолога, и дефектолога.

4.коррекционный педагог  (дефектолог)

5. врач-педиатр

6.врачи-специалисты, например, психоневролог, фитотерапевт и другие.

3.8. Специальные компетенции педагогических кадров (характеристика педагога Монтессори-группы).

Сотрудникам Организации необходимо разделять  основные принципы системы Монтессори, создавая единое ценностное поле.

Профессиональными задачами педагога, реализующего принципы системы М.Монтессори, являются:

-понимать потенциал детей в собственном их развитии и обучении;

-поощрять самостоятельность и независимость детей, и в то же время,

-придавать им уверенность, что в случае необходимости они всегда получат поддержку и помощь;

-создавать и поддерживать специально-подготовленную предметную среду и/или среду для проведения творческих занятий;

-глубоко знать дидактический материал,  уметь предъявлять его детям;

-уметь организовывать свободную работу детей в группе и ежедневные коллективные занятия («движение по линии», «урок тишины», «дидактический круг»);

-владеть методами организации, планирования, анализа и оценки собственной деятельности, деятельности конкретного ребенка и группы;

-уметь наблюдать  свободную деятельностью детей, точно фиксировать наблюдения в специальных индивидуальных дневниках и на основе анализа увиденного, преобразовывать среду группы для создания наиболее благоприятных условий для развития каждого ребенка;

-подбирать коллекцию детских работ для индивидуальных портфолио, анализ и представления которых, использовать в беседах с родителями 2 раза в год.

-заполнять индивидуальные карты достижений детей и 2 раза в год -предоставлять эту информацию родителям и другим заинтересованным участникам образовательного процесса.

-вдохновлять и побуждать детей к познавательной деятельности;

-понимать и принимать каждого ребенка, быть отзывчивым и способным правильно реагировать на чувства и потребности детей;

проявлять терпение в отношениях с детьми и с каждым отдельным ребенком;

создавать и поддерживать атмосферу дружеских отношений между детьми;

-проявлять уважение к родителям детей, выстраивать партнерские отношения с ними, по возможности включать их в воспитательно-образовательный процесс;

-регулярно анализировать свою деятельность, постоянно учиться, повышая свой профессиональный и личностный уровень;

Посредством организации специально-подготовленной среды развития, а также различных способов совместной деятельности педагоги передают опыт предшествующих поколений, наследие культуры нашей Родины и аспекты современных научных знаний.

Требования к образованию педагогов/ассистентов детского сада/группы Монтессори

Педагог должен быть дипломированным специалистом в области педагогики/ психологии и иметь  диплом о переподготовке или свидетельство о повышении квалификации (не менее 200 академических часов) в области Монтессори-педагогики.

Ассистент Монтессори-педагога должен иметь среднее специальное или высшее  образование в области педагогики/психологии и диплом о переподготовки или свидетельство о повышении квалификации (не менее 200 академических часов) в области Монтессори-педагогики.

 

Точное содержание и организация предметно-пространственной развивающей среды в детском саду по системе М. Монтессори имеет едва ли ни решающую роль в жизни детей. Ребенок впитывает знания из своего окружения с помощью так называемого «впитывающего разума» (термин М.Монтессори»), присущего только детям.  Принципы:

Безопасность

Зонирование

 Развивающая среда выстраивается таким образом, чтобы каждое пространство (зона) выполнял определенную функциональную роль и, в то же время, гармонично сочетался с другими, образуя помещение комфортное для детей, вызывающее у них чувство безопасности, уверенности, стабильности. Основными разделами являются: пространство упражнений в навыках практической жизни, пространство сенсорного развития, пространство развития математических представлений, пространство освоения русского языка, пространство знакомства с основами культуры и естествознания. Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.

Помещение, в котором пребывает группа детей, должно состоять из нескольких комнат: раздевалка, гигиеническая комната, спальная комната (может совмещаться с игровым пространством), «Монтессори-класс» со специально-подготовленной средой.

Цветовая гамма (светлые оттенки)

Доступность

Все развивающие дидактические материалы, монтессори – материалы и дополнительные игры, пособия, книги, оборудование для творческой деятельности и труда доступны для каждого ребенка, имеют свое определенное место и назначение.

Расположение материалов в определенном порядке и соблюдение этого порядка

Предметная среда создается педагогами, трансформируется ими в соответствии с потребностями детей.

Соответствовать возрастным, физическим, психологическим особенностям и потребностям каждого ребенка разновозрастной группы, определенным сензитивным периодам развития

Предоставлять возможность для проявления инициативы ребенка, для наиболее полной реализации творческих возможностей, раскрытия природного потенциала;

Быть источником информации для организации самостоятельной и совместной деятельности ребенка, для самообучения;

Предоставлять возможность свободно выбирать деятельность, реализовать замысел, получать результат, а также оценивать, осознавать и отвечать за результат своей деятельности;

Предоставлять возможность широкого поля взаимодействия, общения со всеми членами сообщества группы и ДОУ на разных уровнях;

Обеспечить потребность ребенка в создании личного пространства деятельности, а при необходимости – уединения и релаксации;

Предоставлять возможность осознать себя значимой уважаемой личностью, способной адекватно оценивать себя, а также способной уважать и позитивно принимать других членов сообщества группы;

Предоставить возможность развивать в себе самостоятельность, независимость, умение помогать и просить о помощи, совершать ошибки, без страха их совершить, исправлять ошибки с помощью других и самостоятельно;

Способствовать формированию самодисциплины, умения следовать правилам: прежде всего, выполняя правило порядка (любой предмет имеет свое место, и после занятия с ним должен вернуться на это место), они поддерживают среду в рабочем состоянии, они становятся ответственными за то, что дидактический материал, которого ждет для работы другой ребенок, должен быть приведен в первоначальный вид и положен на свое место

Обеспечивать психологическую и физическую безопасность и защищенность каждого ребенка

В построении подготовленной развивающей среды Монтессори – группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности, реализации разных форм занятий, проводимых педагогами, – групповых, подгрупповых и индивидуальных.

Среда насыщена материалами различной тематики и дидактического содержания для развития психических процессов

Комплектация предметно-пространственной среды указана в разделах 2.4.1 и 2.4.2

Специально-подготовленная среда для групп детей от 1,5 до 3 лет; и от 3-х до 6-ти лет

 

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

admin

2
Комментарии: 5Публикации: 397Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 + 15 =