Рабочая программа предмета «Химия»

Рабочая программа предмета «Химия» для 8 класса на 2017 – 2018 учебный год

 

  Рабочая программа

предмета «Химия»

для 8 класса на 2017 – 2018 уч.г.

 

Учитель химии

 

 

 

 

 

Планируемые результаты  изучения учебного  курса химии 8 класса по темам

Введение

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или сим­вол», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»;
  • знать: предметы изучения естественнонаучных дисциплин, в том числе химии; химические символы(AL, Ag, C, Ca, Cl, Cu, Fe, H, K, N, Mg, Na, O, P, S, Si, Zn), их названия и произношение;
  • классифицировать вещества по составу на простые и сложные;
  • различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;
  • описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); таб­личную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя по­нятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная под­группа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);
  • объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;
  • характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); веще­ство по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицатель­ную) в жизни человека, аргументировать свое отношение к этой проблеме;
  • вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях;
  • проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происхо­дящих с веществами;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

  • определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие меж­ду желаемым и действительным;
  • составлять сложный план текста;
  • владеть таким видом изложения текста, как повествование;
  • под руководством учителя проводить непосредственное на­блюдение;
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;
  • использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере знаков химиче­ских элементов, химических формул);
  • использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как физическое моделирование (на примере модели­рования атомов и молекул);
  • получать химическую информацию из различных источников;
  • определять объект и аспект анализа и синтеза;
  • определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;
  • осуществлять качественное и количественное описание ком­понентов объекта;
  • определять отношения объекта с другими объектами;
  • определять существенные признаки объекта.

 

Тема 1. Атомы химических элементов

Предметные результаты обучения

Ученик научится:                          

  • использовать при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое чис­ло», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характерис­тике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроот­рицательность», «валентность», «металлическая связь»;
  • описывать состав и строение атомов элементов с порядковы­ми номерами 1—20 в Периодической системе химических эле­ментов Д. И. Менделеева;
  • составлять схемы распределения электронов по электрон­ным слоям в электронной оболочке атомов; схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, метал­лической);
  • объяснять закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметалличе­ские свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Перио­дической системы химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения теории строения атома;
  • сравнивать свойства атомов химических элементов, находя­щихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрица­тельность, металлические и неметаллические свойства);
  • давать характеристику химических элементов по их положе­нию в Периодической системе химических элементов Д. И. Мен­делеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома — за­ряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям);
  • определять тип химической связи по формуле вещества;
  • приводить примеры веществ с разными типами химической связи;
  • характеризовать механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи;
  • устанавливать причинно-следственные связи: состав веще­ства — тип химической связи;
  • составлять формулы бинарных соединений по валентности;
  • находить валентность элементов по формуле бинарного со­единения.

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

  • формулировать гипотезу по решению проблем;
  • составлять план выполнения учебной задачи, решения проб­лем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;
  • составлять тезисы текста;
  • владеть таким видом изложения текста, как описание;
  • использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);
  • использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как аналоговое моделирование;
  • использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);
  • определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов;
  • выполнять неполное однолинейное сравнение;
  • выполнять неполное комплексное сравнение;
  • выполнять полное однолинейное сравнение.

 

Тема 2. Простые вещества

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • использовать при характеристике веществ понятия: «метал­лы», «пластичность», «теплопроводность», «электропровод­ность», «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизмене­ния, или модификации»;
  • описывать положение элементов-металлов и элементов-неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;
  • классифицировать простые вещества на металлы и неметал­лы, элементы;
  • определять принадлежность неорганических веществ к одно­му из изученных классов — металлы и неметаллы;
  • доказывать относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы;
  • характеризовать общие физические свойства металлов;
  • устанавливать причинно-следственные связи между строе­нием атома и химической связью в простых веществах — метал­лах и неметаллах;
  • объяснять многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия;
  • описывать свойства веществ (на примерах простых веществ — металлов и неметаллов);
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
  • использовать при решении расчетных задач понятия: «коли­чество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», «нормальные условия»;
  • проводить расчеты с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «посто­янная Авогадро».

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик научится:

  • составлять конспект текста;
  • самостоятельно использовать непосредственное наблюдение;
  • самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;
  • выполнять полное комплексное сравнение;
  • выполнять сравнение по аналогии.

 

Тема 3. Соединения химических элементов

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • использовать при характеристике веществ понятия: «степень окисления», «валентность», «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсо­держащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная сре­да», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала рН», «соли», «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристал­лическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атом­ная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «смеси»;
  • классифицировать сложные неорганические вещества по со­ставу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли — по растворимости в воде; кислоты — по основности и содер­жанию кислорода;
  • определять принадлежность неорганических веществ к одно­му из изученных классов (оксиды, летучие водородные соедине­ния, основания, кислоты, соли) по формуле;
  • описывать свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлори­да натрия, карбоната кальция, фосфата кальция);
  • определять валентность и степень окисления элементов в ве­ществах;
  • составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;
  • составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей; сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, осно­вания, кислоты и соли по составу;
  • использовать таблицу растворимости для определения рас­творимости веществ;
  • устанавливать генетическую связь между оксидом и гидроксидом и наоборот; причинно-следственные связи между строе­нием атома, химической связью и типом кристаллической решет­ки химических соединений;
  • характеризовать атомные, молекулярные, ионные металли­ческие кристаллические решетки; среду раствора с помощью шкалы рН;
  • приводить примеры веществ с разными типами кристалли­ческой решетки;
  • проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • исследовать среду раствора с помощью индикаторов; экспериментально различать кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;
  • использовать при решении расчетных задач понятия «массо­вая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного ве­щества», «объемная доля газообразного вещества»;
  • проводить расчеты с использованием понятий «массовая до­ля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещест­ва», «объемная доля газообразного вещества».

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять на основе текста таблицы, в том числе с примене­нием средств ИКТ;
  • под руководством учителя проводить опосредованное на­блюдение
  • под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;
  • осуществлять индуктивное обобщение (от единичного до­стоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;
  • осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единич­ного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов;
  • определять аспект классификации;
  • осуществлять классификацию;
  • знать и использовать различные формы представления клас­сификации.

 

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • использовать при характеристике веществ понятия «дистилляция», «перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «фильтрование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «центрифугирование», «химическая реакция», «химическое уравнение», «реакция соединения», «реакция разложения», «реакция обмена», «реакция замещения», «реакция нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «реакции горения», «катализаторы», «ферменты», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», «некаталитические реакции», «ряд активности металлов», «гидролиз»;
  • устанавливать причинно-следственные связи между физическими свойствами веществ и способом разделения смесей;
  • объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;
  • составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;
  • описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
  • классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; на­правлению протекания реакции; участию катализатора;
  • использовать таблицу растворимости для определения воз­можности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможно­сти протекания реакций между металлами и водными раствора­ми кислот и солей;
  • наблюдать и описывать признаки и условия течения химиче­ских реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
  • проводить расчеты по химическим уравнениям на нахожде­ние количества, массы или объема продукта реакции по количе­ству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содер­жит определенную долю примесей.

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

  • составлять на основе текста схемы, в том числе с примене­нием средств ИКТ;
  • самостоятельно оформлять отчет, включающий описание экс­перимента, его результатов, выводов;
  • использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений хи­мических реакций);
  • различать объем и содержание понятий;
  • различать родовое и видовое понятия;
  • осуществлять родовидовое определение понятий.

 

Тема 5. Практикум 1.

Простейшие операции с веществом

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • обращаться с лабораторным оборудованием и нагреватель­ными приборами в соответствии с правилами техники безопас­ности;
  • выполнять простейшие приемы работы с лабораторным обо­рудованием: лабораторным штативом; спиртовкой;
  • наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходя­щими с веществами;
  • описывать химический эксперимент с помощью естествен­ного (русского или родного) языка и языка химии;
  • делать выводы по результатам проведенного эксперимента;
  • готовить растворы с определенной массовой долей раство­ренного вещества;
  • приготовить раствор и рассчитать массовую долю растворен­ного в нем вещества.

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик научится:

  • самостоятельно использовать опосредованное наблюдение.

 

Тема 6. Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов

 

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • использовать при характеристике превращений веществ по­нятия: «раствор», «электролитическая диссоциация», «электроли­ты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные элект­ролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли», «ионные реакции», «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кис­лотные оксиды», «средние соли», «кислые соли», «основные соли», «генетический ряд», «окислительно-восстановительные ре­акции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восста­новление»;
  • описывать растворение как физико-химический процесс;
  • иллюстрировать примерами основные положения теории элек­тролитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между веществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль);
  • характеризовать общие химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиций тео­рии электролитической диссоциации; сущность электролитиче­ской диссоциации веществ с ковалентной полярной и ионной химической связью; сущность окислительно-восстановительных реакций;
  • приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований и солей; существование взаимосвязи между основными класса­ми неорганических веществ;
  • классифицировать химические реакции по «изменению степе­ней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»;
  • составлять уравнения электролитической диссоциации кис­лот, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод элек­тронного баланса; уравнения реакций, соответствующих после­довательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;
  • определять окислитель и восстановитель, окисление и вос­становление в окислительно-восстановительных реакциях;
  • устанавливать причинно-следственные связи: класс вещест­ва — химические свойства вещества;
  • наблюдать и описывать реакции между электролитами с помо­щью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
  • проводить опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

  • делать пометки, выписки, цитирование текста;
  • составлять доклад;
  • составлять на основе текста графики, в том числе с примене­нием средств ИКТ;
  • владеть таким видом изложения текста, как рассуждение;
  • использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений реакций диссоциации, ионных уравнений реакций, полуреак­ций окисления-восстановления);
  • различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства);
  • осуществлять прямое индуктивное доказательство.

 

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов

 

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

  • обращаться с лабораторным оборудованием и нагреватель­ными приборами в соответствии с правилами техники безопас­ности;
  • выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой;
  • наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходя­щими с веществами;
  • описывать химический эксперимент с помощью естествен­ного (русского или родного) языка и языка химии;
  • делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

 

Метапредметные результаты обучения

Ученик получит возможность научиться:

  • определять, исходя из учебной задачи, необходимость непо­средственного или опосредованного наблюдения;
  • самостоятельно формировать программу эксперимента.

 

Личностные результаты обучения

Ученик научится:

  • понимать: основные исторические события, связанные с развитием химии и общества, достижения в области химии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны; общемировые достижения в области химии; основы здорового образа жизни; правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ; социальную значимость и содержание профессий, связанных с химией; основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессиональным и жизненным самоопределением;
  • испытывать: чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории её развития; уважение и принятие достижений химии в мире; уважение к окружающим (учащимся, учителям, родителям и др.) – уметь слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников; самоуважение и эмоционально – положительное отношение к себе;
  • признавать: ценность здоровья (своего и других людей); необходимость самовыражения, самореализации, социального признания;
  • осознавать: готовность (или неготовность) к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты;  готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;
  • проявлять: доброжелательность, доверие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи нуждающимся в ней; устойчивый познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и реакций; целеустремлённость и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убеждённость в возможности познания природы, необходимости разумного использования достижений науки и технологий для развития общества;
  • устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами); выполнять прогностическую самооценку, регулирующую активность личности на этапе её включения в новый вид деятельности, связанный с началом изучения нового учебного предмета – химии; выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии;  строить жизненные и профессиональные планы с учётом конкретных социально – исторических, политических и экономических условий; осознавать собственные ценности и их соответствие принимаемым в жизни решениям; вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; выделять нравственный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других людей)  и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание курса химии в 8 классе

  1. Введение. Первоначальные химические понятия(6 ч)

Предмет химии.  Методы  познания  в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, её получение, анализ и представление  его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.  Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И.Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа № 1

  1. Правила безопасной работы в химкабинете. Лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним.

Лабораторные работы: №1.Сравнение свойств твёрдых кристаллических веществ и растворов. №2 .Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Демонстрации: Модели атомов  химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Модели простых и сложных веществ. Коллекция стеклянной химической посуды.

 

 

Тема 1.   Атомы химических элементов (1 1 ч)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».  Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов №1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь.

Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Лабораторные работы: №3.Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. №4.Изготовление моделей молекул бинарных соединений.

Демонстрации: Модели атомов  химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Тема 2. Простые вещества (7 ч)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия.  Аллотропные  модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Число  Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Лабораторные работы: №5.Ознакомление с коллекцией металлов.№6.Ознакомление с коллекцией неметаллов.
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.

Тема 3
Соединения химических элементов (12+2пр.р.=14 ч)

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь. Представители летучих водородныхсоединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Понятие о шкале кислотности (шкала рН).
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия доля.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.  2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворённого  вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Практическая работа № 2

Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.

Практическая работа № 3

Анализ почвы и воды.

Лабораторные работы: №7.Ознакомление с коллекцией оксидов. №8.Ознакомление со свойствами аммиака. №9.Качественная реакция на углекислый газ. №10.Определение рН растворов кислоты, щёлочи и воды. №11.Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов. №12.Ознакомление с коллекцией солей. №13.Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решётки. Изготовление моделей кристаллических решёток. №14.Ознакомление с образцом горной породы.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV).  Кислотно-шелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах. Шкала рН.

Тема 4  Изменения, происходящие с веществами (12+2 пр.р=14ч)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Практическая работа №4. «Наблюдение за горящей свечой»

Практическая работа №5. «Признаки химических реакций»

Лабораторные работы: №15.Прокаливание меди в пламени спиртовки. №16.Замещение меди в растворе сульфата  меди (ΙΙ) железом.

Демонстрации. Примеры физических явлений; а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах;        д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови.

 

Тема 5.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18+2пр.р.=20ч)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.  Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Практическая работа №6. «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа №7.«Решение экспериментальных задач»

Лабораторные работы: №17.Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра, №18.Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотам, №19.Взаимодействие кислот с основаниями, №20.Взаимодействие кислот с оксидами металлов, №21.Взаимодействие кислот с металлами, №22.Взаимодействие кислот с солями, №23.Взаимодействие щелочей с кислотами, №24.Взаимодействие щелочей с  оксидами неметаллов, №25.Взаимодействие щелочей с солями, №26.Получение и свойства нерастворимых оснований, №27.Взаимодействие основных оксидов с кислотами, №28.Взаимодействие основных оксидов с водой, №29.Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами, №30.Взаимодействие кислотных оксидов с водой, №31.Взаимодействие солей с кислотами, №32.Взаимодействие солей с щелочами, №33.Взаимодействие солей с солями, №34.Взаимодействие растворов солей с металлами.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серной, соляной кислотами, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Изменения, внесенные в программу, обоснования

Авторская программа рассчитана на 68 часов, а в соответствии с учебным планом МБОУ  КСОШ№1 на изучение химии в 8 классе отводится 72 часа (2 часа в неделю), из них на контрольные работы – 5 часов, на практические – 7 часов, 2часа резерва добавляются в тему №5: 1час – обобщение и систематизация знаний по курсу 8 класса,

1 час – проектная деятельность учащихся.

Так,  практикум №1, состоящий из 5-ти практических работ (Тема №5) и практикум №2 (Тема №7),  состоящий их 2-х практических (при 2-х часовом прохождении программы) проводится не блоками, а включен в соответствующие темы курса химии 8 класса с целью привития интереса к предмету и изученные темы подтверждаются экспериментально.

 

 

 

 

Тематическое планирование курса 8 класса

Содержание темы Количество часов
1. Введение. Первоначальные химические понятия 5+1пр.р=6
2. Тема 1. Атомы химических элементов 11
3. Тема 2. Простые вещества 7
4. Тема 3. Соединения химических элементов 12+2пр.р.=14
5. Тема 4. Изменения, происходящие с веществами 12+2пр.р.=14
6. Тема 5.Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов 18+2пр.р.=20
  итого 65+7пр.р.=72

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

№ урока № урока в теме Тема урока Сроки

проведения,

Л/р

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

4

 

5

6

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

4

 

5

6

Введение.

Первоначальные химические понятия (6часов)

Предмет химии. Вещества

 

 

 

 

Превращения веществ.  Роль химии в жизни человека

 

 

 

 

 

Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов

Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы

Расчёты по химической формуле вещества

Практическая работа №1 «Правила безопасной работы в химкабинете. Лабораторное оборудование и приёмы обращения с ним»

 

 

 

Л/р№1.Сравнение свойств  твёрдых кристаллических веществ и растворов.

 

Л/р№2.Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги

 

 

 

 

 

 

 

®

 

 

7

 

 

 

 

8

9

10

11

 

12

13

14

 

 

15

16

17

 

 

1

 

 

 

 

2

3

4

5

 

6

7

8

 

 

9

10

11

Тема №1

Атомы химических элементов (11 часов)

Основные сведения о строении атомов

 

 

 

 

Ядерные реакции. Изотопы

Строение электронных оболочек атомов

Строение электронных оболочек атомов

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

Ионная связь

Ковалентная неполярная химическая связь

Ковалентная полярная химическая связь

 

 

Металлическая связь

Урок повторения и обобщения материала

Контрольная работа №1 (по теме №1 и введению)

 

 

Л/р№3.Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р№4.Изготовление моделей молекул бинарных соединений.

 

 

 

 

 

 

 

18

 

19

 

 

20

 

21

22

 

23

24

 

 

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

3

 

4

5

 

6

7

 

 

 

 

 

Тема №2

Простые вещества (7 часов)

Простые вещества – металлы

 

Простые вещества – неметаллы

 

 

Количество вещества. Молярная масса

 

Молярный объём газов. Закон Авогадро

Решение задач с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём», «число Авогадро»

Решение задач. Обобщение и систематизация знаний по теме.

Контрольная работа №2 по теме «Простые вещества»

 

 

 

 

 

 

 

Л/р№5.Ознакомление с коллекцией металлов.

Л/р№6.Ознакомление с коллекцией неметаллов.

 

 

 

25

26

 

 

 

 

27

 

 

 

28

 

 

 

 

 

 

 

29

30

 

 

31

 

 

 

 

 

 

 

 

32

 

 

33

34

 

35

36

 

37

 

38

 

 

 

1

2

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

6

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

9

10

 

11

12

 

13

 

14

Тема №3

Соединения химических элементов

 (12 часов + 2 часа пр. раб.) (14часов)

Степень окисления  и валентность. Бинарные соединения

Оксиды.  Летучие водородные соединения

 

 

 

 

Основания

 

 

 

Кислоты

 

 

 

 

 

 

 

Соли

Соли

 

 

Кристаллические решётки

 

 

 

 

 

 

 

 

Чистые вещества и смеси

 

 

Массовая и объёмная доли компонентов смеси (раствора)

Решение расчётных задач на нахождение объёмной и массовой долей смеси

Урок повторения и обобщения материала

Контрольная работа №3 по теме «Соединения химических элементов»

Практическая работа №2. «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе»

Практическая работа №3. «Анализ почвы и воды»

 

 

 

 

 

 

 

Л/р№7.Ознакомление с коллекцией оксидов.

Л/р№8.Ознакомение со свойствами аммиака.

 

Л/р№9.Качественная реакция на углекислый газ.

 

Л/р№10.Определение рН растворов кислоты, щёлочи и воды.

Л/р№11.Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.

 

 

Л/р№12.Ознакомление с коллекцией солей.

 

Л/р№13.Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом кристаллической решётки. Изготовление моделей кристаллических решёток.

 

Л/р№14.Ознакомление с образцом горной породы.

 

 

 

 

 

 

®

 

®

 

 

 

 

 

 

39

40

41

42

43

44

45

 

 

 

46

 

 

 

 

47

48

49

50

51

52

 

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

8

 

 

 

 

9

10

11

12

13

14

 

Тема №4

Изменения, происходящие с веществами (12 часов + 2 часа пр. раб.) (14 часов)

 

Физические явления. Разделение смесей

Химические реакции

Химические уравнения

Расчёты по химическим уравнениям

Расчёты по химическим уравнениям

Реакции разложения

Реакции соединения

 

 

 

Реакции замещения

 

 

 

 

Реакции обмена

Типы химических реакций на примере свойств воды

Практическая работа №4. «Наблюдение за горящей свечой»

Практическая работа №5. «Признаки химических реакций»

Урок повторения и обобщения материала

Контрольная работа №4 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л/р№15.Прокаливание меди в пламени спиртовки.

 

Л/р №16.Замещение меди в растворе сульфата  меди (ΙΙ) железом

 

 

 

®

®

 

 

 

53

54

55

56

57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

61

 

 

 

 

 

 

 

 

 

62

 

63

64

 

65

 

66

 

67

 

68

 

69

70

 

71

72

 

 

 

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

11

12

 

13

 

14

 

15

 

16

 

17

18

 

19

20

 

Тема №5

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

(18 часов + 2 часа пр. раб.) (20 часов)

Растворение. Растворимость веществ в воде

Электролитическая диссоциация

Основные положения теории электролитической диссоциации

Диссоциация кислот, оснований, солей

Ионные уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кислоты, их классификация и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основания, их классификация и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оксиды, их классификация и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соли, их классификация и свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Генетическая связь между основными классами неорганических веществ

Окислительно – восстановительные реакции

Урок – упражнение в составлении окислительно-восстановительных реакций

Практическая работа №6 по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»

Практическая работа №7 по теме «Решение экспериментальных задач»

Обобщение и систематизация знаний по курсу  8 класса, решение расчётных задач

Обобщение и систематизация знаний по курсу  8 класса, решение расчётных задач

Обобщение и систематизация знаний по курсу  8 класса

Контрольная работа №5 по теме «Растворы. Растворение. Свойства растворов электролитов»

Итоговый урок

Проектная деятельность учащихся

 

 

 

 

 

 

 

Л/р№17.Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.

Л/р№18.Получение нерастворимого гидроксида и взаимодействие его с кислотами.

 

Л/р№19.Взаимодействие кислот с основаниями.

Л/р№20.Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

Л/р№21.Взаимодействие кислот с металлами.

Л/р№22.Взаимодействие кислот с солями.

 

Л/р№23.Взаимодействие щелочей с кислотами.

Л/р№24.Взаимодействие щелочей с  оксидами неметаллов.

Л/р№25.Взаимодействие щелочей с солями.

Л/р№26.Получение и свойства нерастворимых оснований.

 

Л/р№27.Взаимодействие основных оксидов с кислотами.

Л/р№28.Взаимодействие основных оксидов с водой.

Л/р№29.Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.

Л/р№30.Взаимодействие кислотных оксидов с водой.

 

Л/р№31.Взаимодействие солей с кислотами.

Л/р№32.Взаимодействие солей с щелочами.

Л/р№33.Взаимодействие солей с солями.

Л/р№34.Взаимодействие растворов солей с металлами.

 

 

 

 

 

 

®

 

®

 

 

 

 

 

 

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

admin

3
Комментарии: 8Публикации: 466Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

15 − восемь =