Программа информатизации школы

 Современное образование тесно связано с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Выпускнику школы предстоит жить в мире, в котором умение использовать информационные технологии, наличие ИКТ-компетентности  будет во многом определять его профессиональные и личные (жизненные) успехи.

По-настоящему использовать ИКТ можно только в том случае, когда учащиеся активно применяют их как непосредственно в образовательном процессе, так и при подготовке учебных заданий.

С целью оптимизации информационно-технических ресурсов образовательного учреждения, создания условий для развития ИКТ-компетентности всех участников педагогического процесса,  необходимо разработать «Программу информатизации школы».

«Программа информатизации школы» как документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, обеспечит новое     качественное состояние образовательной системе учреждения.

Сегодня в учебном процессе применение ИКТ не вызывает особых трудностей и проблем в планировании, но во внеурочное время, как правило, мы исключаем вероятность их использования.

Во внеурочное время необходимо организовать:

  • внеурочную деятельность с применением ИКТ (кружки, предметные лаборатории, организация конкурсов и олимпиад и другие воспитательно-культурные мероприятия, т.д.);
  • работу школьных средств массовой информации с применением ИКТ
  • досуг детей в школьном компьютерном клубе (например, клуб программистов, Интернет-клуб, компьютер для младших школьников, клуб компьютерных презентаций, компьютерный шахматный клуб и т.д.)
  • проведение и консультирование учебной и проектной деятельности учащихся  в различных предметных областях с применением ИКТ (поиск информации, оформление работ и т.д.);
  • доступ в средствам ИКТ и другим ресурсам, оказание помощи в их применении учащимся и педагогам (познавательная и развивающая деятельность учащихся, разработка методик уроков, подготовка методических материалов, научных разработок, отчетной и диагностической документации, материалов для учебных и воспитательных мероприятий и прочее);

 

 

Разрабатывая «Программу информатизации школы», членам школьных команд следует помнить, что:

 

  • «Программа информатизации школы» является составной частью «Программы развития ОУ». Это означает, что она  должна органически вписываться в образовательную программу школы, стать ее составной частью.
  • тем не менее, программа информатизации каждой школы должна обязательно содержать некоторые основные разделы. К ним следует отнести:
    • Раздел «Общие положения», из которого должно быть ясно, в каких элементах Проекта ИСО принимает участие ОУ, каких планирует достичь результатов?
    • Особое внимание следует уделить описанию условий (внешних и внутренних по отношению к школе), которые во многом определяют степень достижения планируемых результатов.
    • При этом, следует  выделить (разделить) как результаты  значимые для школы, так и для всех уровней реализации проекта (муниципалитет, регион, федерация).
    • Раздел «Основные идеи, задачи» должен показать какие приобретения может получить школа от реализации программы, какие, при этом, может понести потери.    Те есть, данный раздел во многом определяет набор тех конкретных проектов, реализация которых обеспечивает осуществление первого этапа реализации Проекта ИСО.
    • Подразделы «Проекты». Здесь целесообразно перейти к описанию конкретных проектов, которые школа планирует осуществить на каждом этапе реализации Программы.

 

 

Схематически, программу информатизации школы можно представить следующим образом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Рекомендации разработчику Программы информатизации школы

 

Прежде чем приступать к разработке программы информатизации школы, необходимо разобраться для самих себя, ответить на следующие вопросы:

  • Что такое программа, чем она отличается от плана мероприятий (гораздо более привычной формы планирования)?
  • Из каких элементов (блоков) должна состоять программа? Какова «нагрузка» каждого элемента (блока)?
  • Как организованы эти элементы (блоки), какова структура программы?

 

Когда ответы на эти вопросы составителю программы ясны (ниже приведены необходимые объяснения), можно приступить собственно к составлению программы (разработке). На этом этапе также необходимо ясно представлять себе, как это делается. Здесь необходимо прояснить для себя следующее:

  • С чего начинать?
  • В какой последовательности двигаться?
  • На что обращать внимание в первую очередь?
  • Каковы критерии реальности программы?
  • Что необходимо проверить, учесть при составлении программы?

 

Программа – документ, отражающий системные, целостные изменения в образовательном учреждении, обеспечивающий новое     качественное состояние образовательной системе.

 

Программа, задавая результат, проявляет наши намерения, показывает в явном виде, на что именно направлены наши действия. И, следовательно, программа гораздо «строже» к результатам: прямо указывая, что должно быть получено.

 

Из каких элементов  должна состоять программа?

Основные элементы  программы: анализ реальной ситуации с формулировкой актуальных проблем, формулировку цели, задач, разработку проектов, планирование результатов, составление плана действий.

Для получения достоверных сведений необходимо воспользоваться  данными, полученными в ходе заполнения анкеты информатизации образовательного учреждения(о ней говорилось ранее), после чего приступать к анализу ситуации.

 

Анализ ситуации

 

При подготовке анализа, кроме описания действительного положения дел образовательного учреждения в области информатизации, должны быть: выявлены противоречия, обозначены проблемы, сформулирована тема программы информатизации.

Цель – чего мы хотим достичь, на какой результат выйти, выполняя программу? Элемент программы – «Цель» тесно связан с другим ее элементом – «Результат». Фактически это равнозначные элементы, организующие всю программу в целом.

Цель программы может быть сформулирована как «разрешающая проблему, которая стоит перед школой».  Например: Создать условия для повышения качества обученности школьников средствами ИКТ   или   Создание ИКТ-насыщенной среды для повышения качества обученности школьников

 

 

Вырабатывая тактику, определяются задачи, разрабатываются проекты, планируются мероприятия по достижению результатов, выбираются методы диагностирования, продумываются ресурсы и условия.

 

Задачи

 

Задачи — это конкретизированные или более частные цели. Задачи по отношении к цели выступают как самостоятельные «цели».

Вопрос: Какие промежуточные результаты нужно получить, чтобы достичь цели?

 

Деление цели на задачи – неизбежный процесс, делается это для того, чтобы:

  • выделить более простые и доступные для выполнения операции;
  • создать последовательность выполнения операций с учетом их связи, сложности и времени выполнения, то есть выработать тактику достижения цели;
  • смоделировать весь объем работы и рассчитать свои силы.

 

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие,  одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому,  задачи формулируются в виде перечисления  и, как правило,  их не бывает более 4-5.

 

Проекты

 

Проекты. В последние годы модным и часто употребляемым  стало слово «проект». В сущности, термины «программа» и «проект» близки. Их часто употребляют как синонимы. Некоторые авторы предлагают считать программой несколько взаимосвязанных проектов. Этого же понимания мы и предлагаем придерживаться.

 

Проект всегда имеет цель (перевод слова «проект» – брошенный вперед). В отличие от цели программы, цель проекта – гораздо конкретнее. Это может быть, например, отдельная задача. Но может быть и иначе в зависимости от структуры всей программы в целом.

 

Проект обязательно ограничен во времени. Про проект всегда понятно, сколько времени он будет реализовываться. В Проекте ИСО продолжительность программы в целом определяется продолжительностью Проекта. И в этом смысле временные рамки программы заданы извне (Проектом ИСО). Отдельные же школьные проекты в рамках программы имеют собственную продолжительность. Здесь уже длительность определяется не столько общей (внешней) временной рамкой, а собственно содержанием данного конкретного проекта, временем на достижение его результата.

 

Проект нацелен, как и вся программа в целом, на достижение  конкретного результата. Цель проекта и его результат – взаимосвязанные и отражающие друг друга элементы. Определяя проект, также лучше двигаться от результата к цели.

 

 

Результаты программы

 

Критерием всей программы является ее результат. Уже при составлении программы необходимо сформулировать результат. Именно результат (ожидаемый) определяет цель программы. Если цель программы может быть сформулирована в общем виде (мы уже приводили пример – повысить конкурентоспособность школы), она отвечает на вопрос, чего мы хотим достичь.

Цель программы и ее результат – взаимосвязаны. Формулируя цель, разработчики программы сразу же определяют круг возможных результатов. По конкретности планируемых результатов цель тоже приобретает черты определенности. Чем точнее сформулированы результаты, тем понятнее всем участникам становится цель программы в целом, тем легче она будет реализовываться.

Формулируя результаты, необходимо задуматься о том, в чем конкретно они будут «измеряться»: где их будет видно, насколько они изменят ситуацию в обучении.

 

Взаимодействие частей проекта

 

Нисходящие стрелки показывают логическую последовательность формулирования частей проекта. Восходящие – последовательность его осуществления

 

Цель направлена на решение проблемы (удовлетворение потребности).

Выполнение задачи необходимый шаг на пути достижения цели.

Мероприятия – действия, направленные на получение результата и выполнение задач.

Ресурсы – средства, необходимые для проведения мероприятий.

 

 

Как организованы элементы  программы, какова ее структура?

 

 

В организации программы главное – согласованность ее элементов.

Первое – взаимосвязанность элементов программы

Цель и результат программы – взаимосвязаны и отражают друг друга. Лучше,

возможно, сформулировать сначала результаты, а затем цели или делать это

параллельно. При таком соотношении цели и результатов программы становится ясно,

что под качеством образования разработчики программы понимают, с одной стороны,

условия организации образовательного процесса, с другой, – итоговый результат

образования. Такие результаты вполне наглядны и измеряемы.

Второй важный момент – согласование целей и задач программы и составляющих ее проектов. Здесь возможны различные варианты структуры.

Например, задачи формулируются как микро цели, каждая из которых отражает

отдельное направление деятельности школьной команды. Общая цель дробится на

свои составляющие, которые в свою очередь становятся проектами –

самостоятельными микропрограммами со своими частными результатами.

При такой структуре программы она с самого начала существует и далее развертывается как несколько относительно самостоятельных подпрограмм. Как правило, при такой организации на решение каждой задачи назначается отдельный человек (ответственный), который на протяжении всего срока существования программы курирует ее реализацию. Такая структура имеет свои преимущества. Она  наиболее проста для контроля и оперативного управления. Однако есть и недостаток – при такой организации наиболее вероятен разрыв между направлениями, конкурентные направления между нами, потеря общей цели и опасность не достичь общего результата

 

 

Возможна и другая структура программы

При такой структуре ни задачи, ни проекты не обособляются. А результаты не складываются, как в примере 1, а возникают как единый совокупный продукт

 

 

В программе школы по реализации Проекта ИСО это может быть, например, подготовка учителей, оборудование рабочих мест, апробация ЦОРов и т.д. Ясно, что выделение индивидуальных заданий исполнителям-членам школьной команды может происходить на этапе выделения отдельных проектов. При этом вся команда работает «единым фронтом»,  становится более сплоченной, что также способствует успеху. Хотя управление такой деятельностью усложняется

 

Здесь задачи планируются как отдельные шаги-этапы реализации программы, которые на определенном этапе дифференцируются на отдельные проекты.

 

 

В принципе вариантов структуры программы может быть много. Самое главное, чтобы при составлении программы школьная команда сразу представляла себе ее полную форму

Важно, чтобы все элементы были согласованы, относительно каждого было ясное представление о его назначении и результате.

Заметим, что программа информатизации школы составляется школьной командой для себя, для своей школы. Поэтому особенно важно, чтобы все элементы были ясны, все формулировки предельно конкретны, а способы выполнения отдельных заданий – заранее ясны.

Разработка «Программы информатизации школы» шла при содействии методистов ММЦ и проделанная работа уже дала определённые результаты:

  • созданы школьные команды;
  • разработаны пробные варианты «Программа информатизации школы»;
  • проведены первые учебные семинары по разработке сайта школы…
0

Автор публикации

не в сети 21 час

admin

2
Комментарии: 3Публикации: 409Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять + три =