Принципы расчетов базовой части заработной платы педагогов

Представляется необходимым переход с тарифной системы на отраслевую систему оплаты труда педагогических работников без применения тарификации по учебных часам. Такой переход предполагает введение штатного расписания для педагогических работников школ, введение индивидуальных планов работы педагогических работников и установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление «рамочного» нормирования по часам всех видов работы преподавателя. При этом размер заработной платы преподавателя школы не должен находиться в зависимости от установленных в индивидуальном плане соотношений объема учебных занятий и объема других видов работы. Преподаватель получает оклад (ставку), установленный штатным расписанием, и доплаты, надбавки за выполнение индивидуального плана, который может корректироваться по согласованию с администрацией в течение учебного года. Это дает возможность установления различных соотношений аудиторной и внеаудиторной работы, например, при минимальной учебной нагрузке в рамках вилки (допустим от 14 до 24 часов в неделю), преподаватель может вести больший объем  внеаудиторной работы и получать установленный ему полный оклад.

Необходимо также определить количество преподавателей по каждому предмету, вилки их окладов, и ввести преподавателей в штатное расписание общеобразовательного учреждения приказом руководителя.

Для установления той или иной системы оплаты труда образовательное учреждение разрабатывает и принимает по согласованию с учредителем локальный нормативный акт «Положение об оплате труда», при необходимости — вносит изменения в коллективный договор.  При разработке такого локального акта следует учитывать требования законодательства, в соответствии с которыми введение новой системы оплаты труда не может ухудшать положение работника по сравнению с его положением, ранее установленным законодательством, коллективным договором или локальными актами. Заработная плата при установлении новой системы оплаты труда не может быть уменьшена – это требование трудового законодательства.

 

В соответствии с требованиями ст. 57 ТК РФ: «В трудовом договоре указывается должностной оклад, который состоит из базового оклада, помноженного на повышающие коэффициенты, предусмотренные действующей схемой должностных окладов, а также указываются доплаты и надбавки к должностному окладу,  предусмотренные компенсационной частью ФОТ,  и не подлежащие изменениям на новый учебный год».

уровень квалификационной подготовки учитывается в схеме должностных окладов и в виде повышающего коэффициента определяет размер должностного оклада, т.е. принадлежит базовой части ФОТ.

Доплаты за сложность и объем выполняемой работы относятся к компенсационной части ФОТ.

Эти доплаты могут меняться, а могут и не меняться на новый учебный год. Например, в зависимости от того, что понимается под сложностью работы (интенсивность, количество учеников (наполняемость) либо особые условия участка работы, более трудоемкий предмет, работа в коррекционных классах) доплата за сложность может быть постоянной, и включена в виде повышающего коэффициента в схему должностных окладов, т.е. принадлежать базовой части ФОТ. Или может быть не постоянной и  включена в компенсационную часть ФОТ.

Таким образом, схема окладной системы проста:

(1) базовый (минимальный должностной) оклад умножаем на повышающие коэффициенты, предусмотренные схемой окладов. (Эти коэффициенты должны носить постоянный характер, т.е. быть привязаны к виду учреждения, уровню образования, уровню квалификации, стажу работы),  и получаем должностной оклад работника. Это – базовая часть ФОТ, состоящая из  должностных окладов увеличенных на повышающий коэффициент. Должностной оклад не изменяется на новый учебный год, а выплачивается в установленном (фиксированном) размере ежемесячно и постоянно (как минимум, до изменения показателя повышающего коэффициента, например, получения  категории, повышения уровня образования, после чего должностной оклад подлежит перерасчету).

(2) к должностному окладу назначаем доплаты за дополнительную работу и надбавки за сложность, интенсивность. Это — компенсационная часть, она не обязательно имеет постоянный характер и зависит от наличия данных условий труда в данный период работы. Поэтому доплаты и надбавки невозможно применять в качестве повышающих коэффициентов в схеме должностных окладов, и поэтому они не должны называться коэффициентами, даже если выражены в процентах или в долях к окладу;

 

Должностной оклад выплачивается за исполнение должностных обязанностей, в которые входят учебная нагрузка вместе с другими видами работ по занимаемой должности. Соотношение видов работ может устанавливаться в зависимости от конкретной должности (например, в школе 12 часов географии, и предусмотрена полная должность учителя географии, в обязанности которого включена дополнительная  внеклассная работа —  походы, экскурсии с полевыми занятиями и т.п.). Формой учета и нормирования трудовых обязанностей является индивидуальный план учителя, составляемый на месяц или четверть или иной период времени. В плане отражается планируемая работа и работа, выполненная по факту. Приказ МОН об особенностях  режима рабочего времени от 27.03.2006 № 69 в части разрешения «не конкретизированного в часах» и, потому, не учитываемого времени работы учителей противоречит требованиям федерального законодательства и не подлежит применению. Статья 91 ТК РФ обязывает работодателя вести учет времени, фактически отработанного каждым работником  (МОН не имел права своим приказом отменять эту норму федерального закона). Статья 159 ТК РФ гарантирует работникам государственное содействие в нормировании труда и применение систем нормирования, определяемых работодателем (МОН не имел права запрещать своим приказом применение работодателем нормирования труда внеаудиторной работы). Приказ МОН № 69 должен быть изменен в части рассуждений о не учитываемом времени работы учителя, как грубо противоречащей нормам и принципам трудового права.

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

2
Комментарии: 8Публикации: 452Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два × 4 =