ПОРТФОЛИО КАК МЕХАНИЗМ ОБЪЕКТИВНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Система повышения квалификации – это не только освоение новых современных научно-педагогических и актуальных предметных знаний, включение слушателей в систему работы проблемных групп, научно-практических семинаров, конференций, стажировок и т.д., но и предоставление возможности осваивать инновационные формы и методы работы с информацией, контроля и самоконтроля. Все это способствует глубокому осмыслению слушателями современных тенденций в образовании, компетентных подходов к решению актуальных психолого-педагогических и управленческих проблем, формированию готовности продуктивно решать их.

При этом в современной системе повышения квалификации важна ситуация, позволяющая учитывать не только операциональную сторону участия слушателей в образовательном процессе, но и их реальные образовательные достижения, полученные как в период обучения на курсах, так и в межкурсовой период. Это позволит полно оценить уровень готовности слушателей к решению проблем организации учебно-воспитательного процесса и управления им в собственном образовательном учреждении.

Такая всесторонняя оценка образовательных достижений слушателей системы повышения квалификации может быть обеспечена введением индивидуальной накопительной  оценки,  индивидуального портфеля учебных достижений – «портфолио».

 

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений и т.д. В данном случае портфолио выступает как один из способов «аутентичного» (истинного, настоящего, подлинного, верного)

 индивидуализированного оценивания, ориентированного на развитие самооценивания, то есть переноса акцентов с педагогической оценки преподавателя на самооценку слушателя.

Наряду с этим портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые слушателем в разнообразных видах деятельности – учебной, нормотворческой, научно-методической, социальной, коммуникативной и др. Кроме того, портфолио помогает увидеть картину значимых для слушателя образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание его индивидуального прогресса в  широком образовательном контексте, продемонстрировать способности практически применять приобретенные знания и умения.

То есть портфолио выступает как важный элемент практико-ориентированного, деятельностного подхода к обучению, позволяя осуществить интеграцию количественной и качественной оценок.

По замыслу специалистов, работающих над проблемой включения портфолио в различные направления образовательной деятельности (Новикова Т.Г., Пинский А. А., Прутченков А.С, Чистякова Т.Г., Федотова Е.Е. и др.) основной смысл портфолиосоздать педагогическую ситуацию, в которой обучающийся может показать все, на что он способен, сместить акценты с того, что он не знает и не умеет, на то, что он знает, умеет и что для него актуально в данной проблеме. Следовательно, портфолио может выполнять разнообразные функции.

Функции портфолио

·        Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени

·        Целеполагания – поддерживает учебные цели

·        Мотивационная – поощряет к различным видам деятельности и достижение при этом качественных результатов обучающихся

·        Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых обучающимся  работ, показывает круг его профессиональных интересов

·        Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения во время курсовой подготовки и в межкурсовой период

·        Рейтинговая – показывает диапазон усвоенной информации, навыков, умений, востребованных слушателями

·        Презентационная – показывает сформированность культуры самопрезентации слушателя.

 

 

 

Портфолио – это не только современная эффективная форма объективного оценивания, но и средство решения важных педагогических задач:

  • поддерживать высокую учебную мотивацию;
  • поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения;
  • развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
  • развивать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность;
  • инициировать профессиональное общение с преподавателями и сокурсниками;
  • содействовать индивидуализации (персонализации) процесса повышения квалификации.

Чтобы обеспечить механизм введения портфолио в образовательный процесс повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, на кафедре управления образовательными учреждениями НИПКиПРО разработано учебно-методическое пособие для слушателей «Портфолио как механизм объективной оценки в системе повышения квалификации».

«Портфолио документов» – портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений. Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов портфолио.

Преимущества данного варианта:     

Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации).

Ограничения данного варианта:

Портфолио этого типа даёт представление о результатах, но не описывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, его учебного стиля, интересов и т.п.

Примерный перечень документов «портфолио документов»:

  • Аттестат и вкладыш к аттестату;
  • Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, гранты (международного, федерального, областного уровней);
  • Дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, гранты (муниципального, городского, окружного, школьного уровней);
  • Сертификаты учреждений дополнительного образования, общественных и других организаций, осуществляющих официальной взаимодействие с органами образования.

 

 

«Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др.

Портфолио оформляется в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей.

Преимущества данного варианта:

Портфолио этого типа даёт широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

Ограничения данного варианта:

Качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей. Однако в ряде случаев она может быть педагогически весьма значимой, поскольку есть много учеников, для которых «портфолио работ» есть дополнительная форма выражения успешности, «состоятельности» подростка в его образовательной карьере.

 Примерный вариант записей в «портфолио работ»:

  • Проектные работы. Указывается тема проекта, даётся описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте.
  • Исследовательские работы и рефераты. Указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.
  • Техническое творчество: модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, даётся её краткое описание.
  • Работы по искусству. Даётся перечень работ, фиксируется участие в выставках.
  • Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах.
  • Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия.
  • Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, её продолжительность.
  • Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты.
  • Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат.
  • Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нём ученика.
  • Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда.

«Портфолио отзывов» включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов.

Преимущества данного варианта:

Эта форма портфолио дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением  и выбором профильного направления.

Ограничения данного варианта:

Сложность формализации и учета собранной информации.

Примерный перечень документов «портфолио отзывов»:

  • Заключение о качестве выполненной работы (например, в НОУ);
  • Рецензия на статью, опубликованную в СМИ;
  • Отзыв о работе в творческом коллективе учреждения дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции старшеклассников;
  • Резюме, подготовленное школьником, с оценкой собственных учебных достижений;
  • Эссе школьника, посвящённое выбору направления дальнейшего обучения;
  • Рекомендательное письмо о прохождении социальной практики.

Введение портфолио в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений стимулирует их образовательную активность, уровень осознания собственной компетенции, своих целей и возможностей, перспектив личностного и профессионального развития. Портфолио выступает как один из способов объективного оценивания конкретных достижений слушателя за период обучения на курсах, а учебно-методическое пособие «Портфолио как механизм объективной оценки в системе повышения квалификации», разработанное преподавателями кафедры управления ОУ, выполняет дидактическую функцию в работе слушателя на курсах.

0

Автор публикации

не в сети 8 часов

admin

2
Комментарии: 3Публикации: 397Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × 2 =