Подготовка к ЕГЭ, основные трудности

Подготовка к ЕГЭ, основные трудности

 

ЕГЭ – абсолютно новое явление в образовательной системе РФ. Он представляет собой тестовый метод оценки знаний выпускника. Требуется не только обладать фактическими знаниями по предметам, но и разбираться в структуре тестовых заданий, уметь выполнять их именно в тестовом варианте. Учитывая, что в течение всего срока образования ученик обычно имеет дело с более традиционной формой проверки знаний, в которой акцент делается на умении выстраивать связи внутри отдельной темы, на умении поднести фактический материал, он сталкивается с тестовым методом только на ЕГЭ.

Для того чтобы успешно им овладеть, требуются определенные навыки, умение оперировать фактами, вырванными из контекста, умение выбирать стратегию деятельности, так как от нее будет напрямую зависеть результат. Количество заданий и структура теста требуют от экзаменуемого очень точной оценки своих сил и возможностей, а также умения точно оценить время, которое ему потребуется на решение того или иного задания. К тому же нужно рационально распределить все имеющееся в его распоряжении время между заданиями. В противном случае он рискует выбрать неэффективную стратегию и не выполнить даже те задания, которые мог бы.

Подобные знания ученикам в современных российских школах практически не даются, очень часто ученик не знает даже, каким образом будет оцениваться работа, т.е. фактически не имеет представления о том, к какому результату может привести выбор той или иной стратегии. Учитывая, что для каждого ученика такая стратегия является индивидуальной, подготовка и помощь в ее определении должны носить индивидуальный характер. И в этом ему не могут помочь даже взрослые, окружающие его вне школы. Поколение родителей нынешних выпускников сдавали выпускные экзамены в традиционном их варианте.

Все это усугубляет психологические трудности, с которыми сталкивается ученик. Помимо отсутствия информации, вызывающего чувство тревоги, играют свою роль особенности проведении ЕГЭ. В повседневном процессе обучения и на промежуточных экзаменах учеников окружают знакомые им педагоги, знакомая обстановка своей школы, класса, что дает им определенную психологическую поддержку. На ЕГЭ они такой поддержки лишены: экзаменационная комиссия, ученики, помещение для них чужие. Кроме того, ЕГЭ – это не только выпускной экзамен, это еще и вступительный экзамен в ВУЗ. Все это создает значительный психологический прессинг.

Значительно изменяется процедура подготовки по гуманитарным предметам, где от ученика требуется запоминание большого количества фактов и дат, т.к. именно они потребуются на экзамене. Кроме того, ученик должен продемонстрировать владение материалом, охватывающим весь курс по предмету. Это повышает количество материла для запоминания и освоения в разы.

Наконец, специфика самого экзамена требует от ребенка развития специальных психологических функций: высокой мобильности, переключаемости, высокого уровня организации деятельности и концентрации внимания, высокой и устойчивой работоспособности; четкости и структурированности мышления, комбинаторности. Учитывая, что школа не готовит ребенка к подобной процедуре, ему просто негде получить опыт, необходимый для прохождения данного экзамена.

Не удивительно, что сегодня огромную популярность получили курсы подготовки к ЕГЭ. Они действуют как при школах, так и независимо от них. Это весьма процветающий бизнес, т.к. альтернативы для выпускника не существует – ему придется пройти через ЕГЭ, чтобы окончить школу и поступить в ВУЗ. На этих курсах вся программа по предметам изучается заново, не только и не столько для закрепления материала, сколько для восприятия его в формате, необходимом для прохождения ЕГЭ. Именно там ребенка могут научить вырабатывать стратегию поведения, правильно распределять время и, самое главное, понимать формулировки заданий, потому что без этого на некоторые вопросы ответить ребенку будет весьма затруднительно. Кроме того, организация занесения ответов учеником в особую форму бланка является непривычной для учащихся и требует особого внимания, т.к. неверное соотнесение ответа и вопроса приведет к незачету ответа, даже если он был правильным. Этому также учат на курсах подготовки к ЕГЭ. Все большую популярность приобретают дистанционные курсы подготовки через Интернет.

Таким образом, выпускнику необходимо не только знать материал по предметам, но и пройти полную подготовку к процедуре самого экзамена, значительно измененной и усложненной по сравнению с традиционными выпускными экзаменами. Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ также приобретает наиважнейшую роль, ведь спокойствие и уверенность в собственных силах одно из важных условий успешной сдачи ЕГЭ.

Тестовый метод сдачи выпускных и вступительных экзаменов успешно практикуется во всем мире на протяжении последнего десятилетия,  поэтому и в России при правильной подготовке и отличных знаниях предметов, ЕГЭ не станет помехой для получения аттестата об окончании школы и позволит успешно поступить в выбранный ВУЗ.  Усердная учеба в школе, правильная подготовка к сдаче экзаменов в тестовом варианте, уверенность в собственных силах  – вот основные составляющие успешной сдачи ЕГЭ.

0

Автор публикации

не в сети 17 часов

admin

2
Комментарии: 5Публикации: 311Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 4 =