Открытый урок информатики в 6 классе на тему «Суждение как форма мышления»

Урок «Суждение как форма мышления» в 6 классе является десятым в серии уроков по теме «Человек и информация».

Цели урока: сформировать представление о понятии суждение как форме мышления.

 

Задачи урока:

  • образовательные – уметь различать простые и сложные суждения, составлять сложные высказывания;
  • развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать; логически мыслить;
  • воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся.

 

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

 

Методы: словесный, словесно-наглядный, поисково-исследовательский.

 

Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная.

 

Оборудование, программное обеспечение, дидактические материалы:

  1. Компьютерный класс, проектор, экран.
  2. Текстовый редактор MS Word.
  3. Презентация «Суждение как форма мышления», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», текстовый файл с практическим заданием.

 

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация ранее изученного материала. Проверка домашнего задания – 5 мин.
  3. Изучение новой темы – 15 мин.
  4. Первичная проверка усвоения нового материала – 10 мин.
  5. Практическая работа на компьютере. Физкультминутка. – 10 мин.
  6. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Выставление оценок. – 5 мин.

 

Ход урока.

 

  1. Организационный момент. Слайд 1

Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу.

Учитесь думать, объяснять,

Учитесь мыслить, рассуждать.

Ведь в информатике, друзья,

Без логики никак нельзя.

 

  1. Актуализация ранее изученного материала. Слайд 2 – 4.

Проверка домашнего задания.

 

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с формами мышления. Давайте вспомним:

– Что понимают под классификацией?

– Для чего нужна классификация?

– Чем различаются естественная и вспомогательная классификации?

– Приведите примеры классификаций, с которыми вы знакомились на уроках математики, истории и т. д.

 

  1. Изучение новой темы. Слайд 5 – 11.

 

Запишите тему урока: «Суждение как форма мышления».

В процессе мышления мы оперируем связанными между собой понятиями. Формой связи понятий друг с другом является суждение.

Например, слова микрофон, сканер, клавиатура создают в нашем сознании понятия об известных объектах. А предложение Сканеры служат для ввода текстовой и графической информации в компьютер выражает утверждение о применении сканеров для ввода информации в компьютер.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается об объектах, их признаках или отношениях. Суждение представлено повествовательным предложением.

Запишите определение (слайд 5):

 

Суждение – это утверждение об объектах (явлениях), признаках или отношениях объектов, выраженное в форме повествовательного предложения.

 

Например (слайд 6):

  1. Москва – столица России.
  2. Информация – неопределяемое понятие.
  3. Земля вращается вокруг Солнца.
  4. Наступила весна, и прилетели грачи.
  5. Мы изучаем информатику.
  6. Поезда летают.

 

Скажите, в каких предложениях содержится неверная (ложная) информация? (6: не существует летающих поездов.)

Как сформулировать предложение иначе, чтобы информация была правдивой (истинной)? (Поезда не могут летать.)

Как вы думаете, какие могут быть суждения в зависимости от того, какая информациях в них содержится? (Истинными и ложными.)

Попробуйте сформулировать определения понятий истинное суждение и ложное суждение. (Истинное суждение — это такое суждение, в котором заключена правдивая информация. Ложное суждение — это суждение, в котором содержится неверная информация.) (слайд 7)

 

Суждения бывают простыми и сложными. (слайд 8).

 

Простое суждение – это утверждение об отсутствии или наличии некоторого признака у объекта или у всех объектов.

Например: Восход солнца на востоке.

Выделяют четыре вида простых суждений (слайд 9):

 

Вид Пример Изображение
Общеутвердительное Июнь – летний месяц.

Все квадраты – прямоугольники.

 

 

 

Общеотрицательное Ни один кит не живет в реке.

Ни один треугольник не является квадратом.

 

 

Частноутвердительное Некоторые принтеры – струйные.

Некоторые тетради – в клетку.

 

Частноотрицательное Некоторые собаки не живут дома.

Некоторые цветы не растут на улице.

 

Приведите свои примеры на каждый вид простых суждений.

 

Сложные суждения – это суждения, в которых содержится одно или несколько простых суждений. Сложные суждения образуются из простых с помощью логических связок: «и», «или», «неверно, что…», «если…, то…».

Например (слайд 10):

  1. Каждый компьютер имеет память и процессор.
  2. Наступила весна, и прилетели грачи.
  3. Неверно, что закат солнца на востоке.
  4. Если на улице холодно, то надо одеваться тепло.
  5. Если число больше нуля, то оно является положительным.

Приведите примеры сложных суждений, образованных из простых с помощью логических связок: «и», «или», «неверно, что…», «если…, то…».

 

В сложных утверждениях применяются и такие связки, как (слайд 11): «для того чтобы…, необходимо…», «для того чтобы…, достаточно…», «для того чтобы…, необходимо и достаточно…»

 

Условие является необходимым, если некоторое событие не может произойти без него. Например, для того чтобы уметь читать, необходимо знать алфавит.

Если некоторое событие обязательно происходит при определенном условии, то это условие является достаточным. Например, для того чтобы число делилось на 2, достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем.

Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным. Например, для того чтобы число делилось на 10, необходимо и достаточно, чтобы оно оканчивалось нулем.

 

  1. Первичная проверка усвоения нового материала Слайд 12-15.

Групповая работа по заданиям, с последующей проверкой на слайдах. (Приложение 1)

 

  1. Выполнение практического задания на компьютере.

Практическая работа №10 задания 1 или 2* (Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса с.150, * – разноуровневые задания), через 5 минут после начала работы за компьютером – физкультминутка, следует выполнить с учащимися упражнение для глаз.

 

  1. Подведение итогов урока.

– С какими понятиями вы сегодня познакомились?

– Какие вам известны виды простых суждений?

 

Домашнее задание. Слайд 16.

  1. Учебник § 2.4, с. 56-58.
  2. Задания 1-3, с.58.

Выставление оценок.

 

Приложение 1.

 

Задание 1. (слайд 12) Поясните, какие из предложений являются суждениями.

  1. Сколько сегодня уроков?
  2. Какая прекрасная погода!
  3. Внук поздравил бабушку с праздником.
  4. На Марсе есть жизнь?
  5. В учебнике представлены различные задания.

Ответ: 3, 5.

 

Задание 2. (слайд 13) Проведите классификацию суждений на основании истинности и ложности.

  1. Сентябрь – осенний месяц.
  2. Яблоко – фрукт.
  3. Сканер, клавиатура, микрофон – устройства для ввода информации.
  4. Воду можно пронести в решете.
  5. Двоичная система счисления не является позиционной.
  6. 1 байт равен 8 битам.
  7. Слово алгоритм происходит от имени ученого Аль-Хорезми.

Ответ: истинное суждение: 1, 2, 3, 6, 7; ложное суждение: 4, 5.

 

Задание 3. (слайд 14) Определите, из каких простых суждений составлены следующие сложные.

  1. Россия является страной и расположена в Евразии.
  2. Мы любим играть или рисовать.
  3. Чтобы рисунок был ярким, необходимы краски разных цветов.
  4. Если наступила зима, то можно кататься на санках.
  5. Если будет свободное время, то я займусь изучением Photoshop.
  6. Если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны, то треугольник является прямоугольным.

Ответ:

  1. Россия является страной. Россия расположена в Евразии.
  2. Мы любим играть. Мы любим рисовать.
  3. Яркий рисунок. Краски разных цветов.
  4. Наступила зима. Можно кататься на санках.
  5. Будет свободное время. Я займусь изучением Photoshop.
  6. Сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей стороны. Треугольник является прямоугольным.

 

Задание 4. (слайд 15) Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно».

  1. Чтобы сварить щи, … иметь воду.
  2. Чтобы земля на грядках была мокрой,… чтобы прошёл дождь.
  3. Для того, чтобы число делилось на 4, … чтобы оно было чётным.
  4. Чтобы число делилось на 3, … чтобы оно делилось на 9.
  5. Чтобы купить в магазине книгу, … иметь деньги.

Ответ:

  1. Чтобы сварить щи, необходимо иметь воду.
  2. Чтобы земля на грядках была мокрой, достаточно чтобы прошёл дождь.
  3. Для того чтобы число делилось на 4, достаточно чтобы оно было чётным.
  4. Чтобы число делилось на 3, достаточно чтобы оно делилось на 9.
  5. Чтобы купить в магазине книгу, необходимо и достаточно иметь деньги.

 

0

Автор публикации

не в сети 8 часов

admin

2
Комментарии: 3Публикации: 397Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + два =