Опыт работы на тему: «Развитие речи детей младшего возраста через театрализацию сказок».

Опыт работы на тему: «Развитие речи детей младшего возраста

через театрализацию сказок».

 

Выступление свое хочу начать с эпиграфа А.С. Пушкина

Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.

 

     Проблемами развития речи детей дошкольного возраста средствами  русской народной сказки занимались педагоги и психологи Е.Н. Водовозова, Л.М. Гурoвич, и др. лингвисты и фольклористы   В.Я. Пропп, и др.

Проблема отбора сказок раскрывается в работах  О.И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович.

В пособии Филипповой Л.В., Филиппова Ю.В., Кольцовой И.Н., Фирсовой А.М. «Сказка, как источник творчества детей» раскрываются особенности работы со сказкой с детьми дошкольного возраста. При этом акцент сделан на развитие творческой, активной, самостоятельной, социально-компетентной развивающейся личности ребенка, личности как субъекта деятельности.

         В программе Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Меланович «Театр —  Творчество — Дети» рассказано, как создать в детском саду кукольный театр, организовать предметную среду и подготовить и организовать театрализованную деятельность детей от 3 до 7 лет. Содержание построено в основном на сказках, большую часть из которых составляют русские народные сказки. Представлены задачи, учебный план театральных занятий, перспективный план, раскрывающий основы кукловождения, основы актерского мастерства кукольного театра,  проведения праздников, досугов, развлечений и организации самостоятельной театрализованной деятельности.

В книге Ушаковой О.С., Гавриш Н.В «Знакомим дошкольников с литературой» раскрывается система работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой (сказка, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм) по всем возрастным группам: дается методика развития словесного творчества дошкольников; представлены комплексные занятия, включающие сочетание художественно-речевой, изобразительной и музыкальной деятельности.

Таким образом,  проблема развития речи в младшем дошкольном возрасте через сказку не освещена в методических пособиях. В связи с этим, нами предпринята попытка разработать перспективный план по развитию речи детей средней группы средствами сказки.

Детство — то время, когда возможно подлинное погружение в истоки  национальной культуры.

В конце ХХ века в нашу жизнь вливается огромная лавина заимствованных терминов из иностранных слов, что угрожает русскому языку. Поэтому проблема сохранения своеобразия, самобытности русского языка имеет особую значимость в наше время. А русская  народная сказка является одним из ведущих средств развития русского языка.

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это  целая система традиций, правил, принципов, с помощью которых воспитывался ребенок в семье.

Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью. Сказка сегодня – это один из немногих оставшихся способов объединить взpослогo и ребенка, дать им возможность понять друг друга.

Мы работаем в средней группе с детьми четырёх — пяти  лет. При наблюдении  отмечается небольшой словарный запас детей, недостаточность использования прилагательных, наречий, то есть признаков предмета. Поэтому особое значение,  стали приобретать вопросы развития и обогащения словаря детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей четырех лет является воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Чтение сказок, их драматизация позволят полноценно решить данные задачи.

Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали русскую народную сказку, как средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

* Дошкольный возраст сензитивен для развития речи.

*   Дошкольный возраст – возраст игры.

*   Ребенок развивается в деятельности.

* Сказка представляет собой образец нормативной речи и содержит воспитательные возможности (ценностное отношение к миру)

Сказки помогут показать:

как дружба помогает победить зло («Зимовье»);

как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);

что зло наказуемо («Заюшкина избушка»).

Сказка доставляет детям особое удовольствие. Она обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение.  Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка.

 

Мы поставили перед собой:

Цель: Развитие речи детей средней группы через театрализованную деят-ть

Задачи работы с детьми:

  1. Развивать

— умение пересказывать сказки.

— интонационную выразительность речи,

— умение выражать чувства и эмоции  изобразительными  невербальными  средствами

— диалогическую форму речи

  1. Расширять словарный запас детей
  2. Воспитывать интерес к импровизации, любовь к художественному слову.

 

Ведущая идея: Театрализованная деятельность, организуемая в процессе освоения образовательной программы детьми,  будет служить эффективным средством обогащения и развития речи детей.

На  подготовительном этапе было проанализировано речевое развитие детей по методике  О.С. Ушаковой. Анализировались следующие показатели

-Звуковая культура

  • Фонематика
  • Словарь
  • Грамматика
  • Связная речь

Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания и рассказывания сказки.

По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое  (Аня Ч., Алеша Т., Даша К) активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают  последовательность событий, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают сказки.

Поэтому развитие речи имеет для наших детей особенную значимость, а сказка поможет нам развить интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.

И результаты анкетирования родителей по вопросам речевого развития средствами сказки:

По результатам анкетирования родителей 68 % опрошенных считает важным вопрос речевого развития, но 30% родителей не придают особого значения  русской сказке, как средству развития речи детей. Родители уделяют недостаточное внимание вопросам развития речи, но понимают значимость данного вопроса. 60% родителей читают детям сказки на ночь, 46% используют методы речевого развития дома.

На подготовительном этапе была составлена примерная система работы по обогащению и развитию речи через театрализацию сказок и составлен перспективный план по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок.

Сказка – комплексное средство речевого развития

Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей среднего возраста средствами сказки:

  1. Ознакомление детей со сказкой. (вызвать интерес, желание играть в сказку)
  2. Пересказ (от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями по цепочке)
  3. Работа над выразительностью речи и движений детей (создание образа, отражение характерных повадок)
  4. Создание текста для диалогов героев сказки
  5. Подбор и изготовление атрибутов, декораций, элементов костюмов, муз. сопровождения.
  6. Проигрывание фрагментов сказки с применением специальных методов.
  7. Разыгрывание сюжета сказки

Занятия по речевому развитию проводятся 1 раз в неделю  по подгруппам, но на данном занятии реализуются задачи речевого развития с использованием разнообразных методов и содержания, а не только по сказке. Поэтому театрализованные игры и чтение используем в утренние и вечерние часы.

       Развивающая предметно – пространственная образовательная среда является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

Материалы и игры по развитию речи и театрализованной деятельности детей находятся в мини–центрах речевого  и художественно-эстетического развития.

Мы подобрали и расширили игровое оборудование и материалы, которые способствуют развитию связной речи детей, изобразительных умений и театрализованной деятельности детей. Оборудование и материал по развитию речи средствами русской народной  сказки мы условно разделили на группы и представили в таблице, разделив на книги, настольно – печатные игры, виды театра, пособия музыкального и изобразительного уголка:

Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими и сюжетно-ролевыми играми. Также большой интерес вызвали пособия и материалы уголка музыкального развития.  Кристина, Аня Ч., Вика любят использовать музыкальные инструменты, платочки в театрализованных играх и играх драматизациях.  Ваня П., Ксюша А., Алеша Т.. и другие дети используют изобразительный и природный материал для рисования и лепки декораций к сказкам, рисование героев.  Например, после занятия  по лепке зайчиков, Аня  слепила еще и  медведя и составила сказочную историю о  дружбе зайчика и медведя.

        Задачей первого направления стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение последовательности событий, героев сказки. На данном этапе мы ввели детей в мир сказки.  Дети нашей группы  знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки: «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», а также рассказали волшебные сказки: “Гуси — лебеди”, «Снегурочка» и многие другие, учитывая возраст детей и правила отбора. Мы использовали в основном следующие приемы: рассказ сказки, чтение, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям и другие. Рассказывая детям сказку, учитывали требования к рассказчику.  Мы объясняли непонятные слова. Например, когда рассказывали детям сказку  “Заюшкина избушка” объясняли, почему  избушка лубяной называется.  Большое внимание на этом этапе мы уделяли языковым особенностям сказки, старались выявить образные слова и выражения в сказке. Так, слушая сказку  “Гуси — лебеди“, Денис Г. И Алина В. заметили в описании реки – слова молочная река, кисельные берега — значит в реке молоко, а на берегах вкусный кисель.  А Кирилл и Даша Р. отметили,  как в сказке звучит слово  домовничать — “заниматься дома делами. Много добрых и ласковых слов услышали дети в сказках заинька, курочка – рябушка, гусонька, батюшка, матушка др.

На втором направлении работы мы пересказывали сказки разными способами: от первого лица, от лица героя, по ролям, пересказ частями  по цепочке. Особенно нравиться детям рассказывать сказку вместе по цепочке. При данном виде пересказа участвуют все дети, они и слушают сказку и проговаривают её по очереди.

На третьем направлении работали над выразительностью речи и движений. Цель его: создание образа,  отражение характерных повадок. Использовали следующие приемы: совместное рассказывание сказки,  дидактические игры и упражнения, подвижные игры со словами.

Использовали следующие игры и упражнения направленные на развитие выразительности:

  • Игры «Эхо», Дождик, дождик». «Песенка стрекозы», «Вьюга» Цель: развитие силы голоса, речевого дыхания и ритмичности речи..
  • Игры «Волшебное зеркало», «Узнай по интонации», «Волк и семеро козлят» Цель: развитие ритмичной, выразительной речи и координация движений.

В дальнейшем наблюдения за поведением  детей  на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь и возникло желание показать и рассказать сказки младшим детям и своим родителям. Это позволило нам начать четвёртый этап деятельности.

Целью четвертого этапа было: Создание текста для  диалогов героев сказок. Я создаю сценарии сказок. Для примера сценарий сказки «Заюшкина избушка», «Теремок».

На 5 направлении  мы подбирали  и изготовливали  атрибуты, декорации, элементов костюмов, муз. сопровождения.  Рисовали декорации, делали маски на занятиях по миру искусства и художественной деятельности. Например, для драматизации сказки «Заюшкина избушка» мы изготовили маски — ушки Зайца, Лисы, Медведя. а для Петуха еще и бумажный яркий хвост и косу из плотного картона.  Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки. Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям.

Цель шестого этапа: Проигрывание фрагментов сказки мы использовали следующие методы, представленные на экране:

  • Этюды;
  • Пантомимы (без слов);
  • Диалоги по телефону с героями сказок;
  • Импровизация (изобразить, как ходит заяц, медведь в перевалочку, как вырастает подснежник и тд.);
  • Оживление картинок.

На 7 напр. работы с детьми. Цель: Разыгрывание сюжетов сказки и мы перешли к активизации театрализованных игр по  русским народным сказкам.  За осень 2017 года мы подготовили  сказку «Заюшкина избушка»  и «Гуси — лебеди». Показывали сказки сначала ясельной группе, потом младшей. Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были  зрителями, а потом  и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би — ба — бо.  

Практически каждый вечер происходят у нас в группе кукольные и драматические спектакли по русским народным сказкам. Дети с удовольствием показали сказки не только детям, но и родителям. В начале ноября организовали театрализованное представление для родителей.  они высоко оценили умения своих детей и поддержали желание и дальше знакомится с народными сказками.

Параллельно с работой с детьми по обогащению и развитию речи детей через театрализацию сказок, мы осуществляли  тесное сотрудничество с родителями.

Совместно с родителями организовали выставки: “Моя любимая сказка”, иллюстрации к сказке «Гуси — лебеди»

 При помощи консультаций, бесед, родительских собраний, показательных мероприятий мы приобщаем родителей к совместной педагогической деятельности в воспитании детей.

В течение года мы планируем провести совместное развлечение с родителями по русским народным сказкам  «Путешествие в сказку».

      

   В апреле 2018 года нами было проведено  итоговое  обследование речевого развития детей по методике  О.С. Ушаковой.

Были получены следующие результаты:

  • Увеличилось количество детей с сформированным умением– до 65%. Дети стали проявлять большее стремление к общению с книгой, инициативны в разговоре, отвечают на вопросы, задают встречные, принимают участие в играх по сказкам, разыгрывают сказки.
  • Количество детей с формирующимся умением уменьшилось до 35 % за счёт речевого развития.

На основании  проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Развитию речи детей  способствует знакомство со сказкой.  Сказка является одним из  важных  источников развития детской речи.

Результаты работы :

  • повысился интерес детей к русскому народному творчеству
  • развилась образная и выразительная речь детей;
  • развилась связная речь;
  • повысился интерес к русской народной сказке, языковое богатство русского языка.

 

0

Автор публикации

не в сети 3 месяца

Galina Morozova

0
Комментарии: 0Публикации: 1Регистрация: 28-11-2018

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 5 =