Общие принципы оценки качества труда педагогов

Общие принципы оценки качества труда педагогов

Стимулирующая часть заработной платы учителей общеобразовательных школ может стать действенным инструментом повышения качества образования при следующих условиях:

  • доля фонда стимулирования должна составлять не менее 25 % (желательно – от 30 % до 40 %) от общего фонда оплаты труда учителей;
  • в перечень показателей стимулирования следует включать только показатели, отражающие результаты учащихся;
  • каждый показатель может быть четко и однозначно оценен, например, количеством баллов;
  • перечень показателей должен быть не очень большим, включать наиболее важные элементы, характеризующие деятельность учителя, что позволит сделать их весомыми и понятными как для самих учителей, так и для членов школьных советов, а саму систему распределения стимулирующего фонда не чрезмерно трудоемкой.

 

Достаточно часто в состав показателей для стимулирования включаются показатели, характеризующие дополнительные виды работ, проводимые учителем, или его квалификационные показатели: научные степени, звания «Заслуженный учитель», «Народный учитель», квалификационная категория по результатам аттестации и т.д. Включение всех этих показателей в состав показателей стимулирования абсолютно недопустимо. Они должны быть включены в специальную часть базовой части фонда оплаты труда. Иначе фонд стимулирования может превратиться из стимулирования результатов работы учителя в стимулирование его потенциала, который, как известно, далеко не всегда реализуется.

Ниже приводятся примеры регламентирующих показателей, используемых при распределении стимулирующего фонда оплаты труда (Табл. 1. и 2.)

Табл. 1. Показатели качества деятельности педагога общеобразовательной школы

 

Наименование показателя Значение показателя, баллов Примечание
1 Качественная успеваемость по предмету (на базе ЕГЭ, промежуточной аттестации после 9-го класса, периодических контрольных работ) 90 % с положительными оценками – 5

80 % – 4

70 % – 3

60 % – 2

50 % – 1

менее 50 % – 0

 
2 Повышение уровня успеваемости по сравнению с предыдущим периодом 10 Только при возможности независимой оценки
3 Участие учеников в олимпиадах, конкурсах, спартакиадах и т.п. Призер – 3

В числе лучших 20 % участников – 1 балл

 
4 Уменьшение правонарушений учащимися За каждый случай – 2 балла Для классных руководителей
5 Уменьшение пропусков занятий учащимися по болезни За уменьшение на 1 % – 1 балл Для классных руководителей
6 Доля учеников, участвующих в общественной жизни школы (перечислить, что имеется в виду, например, – совет школы, выпуск школьной газеты, ведение школьного сайта и т.д.) За каждые 5 % –

2 балла

Для классных руководителей
7 Отсутствие обоснованных жалоб со стороны учеников, родителей, коллег 5 По заключению педсовета, конфликтной комиссии и т.п.
8 Оценка портфолио учителя на базе портфолио учеников   Если в школе вводится такой показатель, то необходимо четко определить, что включается в портфолио и как оценивается каждая позиция

 

В Табл. 2. приведены более детализированные показатели оценки качества учителей. (предложения разработаны Петровой).

Качество труда педагогического работника рассматривается как соответствие системе требований или стандартов, предъявляемых к педагогу. В приведенной таблице дано описание функционала и предлагаемых показателей деятельности учителя.

Определение итогового коэффициента стимулирующих выплат педагогу в зависимости от рассмотренных индикаторов качества производится с учетом общего количества набранных баллов по следующей шкале (исходя из максимума 100 баллов):

1 уровень 80 баллов и выше высшая степень реализации профессиональных задач
2 уровень 40-79 балла хороший уровень реализации профессиональных задач
3 уровень менее 40 баллов слабо выраженная активность, соответствие необходимому минимуму реализации трудовой деятельности

 

 

Табл. 2. Качественные показатели деятельности педагогов (по предложению Петровой)

№ п/п Направление анализа  эффективности работы педагога Подробное описание функционала Критерии эффективности работы Методика расчета показателей Источник

данных для оценки

1. Учебная работа
1.1 Обеспечение уровня знаний по содержанию дисциплины Нести ответственность за реализацию образовательных программ по предмету и выполнять требования государственного стандарта общего образования. Обеспечивать качественное усвоение знаний, выполнять требования текущей аттеста­ции, график проведения контрольных работ Качественная успеваемость по предмету Число учащихся, получивших «4», «5» × 100 % ÷ на общее число учащихся = уровень обученности (более 80%–3 б, более  60%–2б, более  40%–1б) Сводная ведомость

(отчет педагога)

Обеспечивать вариативное структурирование урока и отрабатывать общеучебные навыки обучающихся. Составлять подробный план урока, отслеживать усвоение материала в процессе объяснения, использовать дополнительный учебный материал Уровень усвоения знаний и приобретения общеучебных навыков

 

 

Статистическая обработка  результатов периодических контроль-ных работ[1]: уровень успеваемости более 70% – 1 б, более 80%– 2б, более 90%–3б Записи в журнале учебных занятий, отчет педагога

 

1.2 Деятельность преподавателя по актуализации знаний, умений учащихся,

формированию новых умений, знаний, понятий и их закреплению

Организовывать поисковую деятельность и самостоятельную работу учащихся, организовывать проектную работу учащихся по тематике преподаваемой дисциплины. Проводить работу с творческими группами учащихся в рамках проекта. Определять направления для самостоятельной работы учащихся, инициировать проблемный поиск Наличие проектных групп с координированными планами работы. Победы в конкурсах проектных работ. Количество призеров и победителей Интегральная оценка по уровням проявления показателя с учетом оценки результативности и реализованности проектов[2]:

(Iур+ Iрез+Iреал)/3= Iпр

Приказ по образовательному учреждению. Отчет об участии.

Итоговая конкурс-ная документация организаторов (постановления, резолюции и пр.)

    Сочетать фронтальные, дифферен-цированные и индивидуальные формы работы во взаимодействии с обучающимися, работать по развитию компетентностного образования.

Обеспечивать учебный процесс по предмету с обучающимися по индивидуальным планам. Проводить индивидуальные занятия по предмету

Обеспечивать мотивацию учащихся на учебную деятельность. Вести предпро-фильную (профильную) подготовку

Реализация специализирован-ной подготовки учащихся по выбранным курсам. Наличие портфолио учащихся, гибких учебных групп, реализация модульно-зачетной системы, разработанных и реализован-ных индивидуальных учебных планов. Продолжение  обучения по направлениям предпрофильной/профильной подготовки в вузах и ссузах Качественная оценка по уровню проявления показателя: системно – 3 б, разово – 1 б.[3]

 

 

Количество выпускников, продолживших обучение по профилю: более 80% – 3 б., более 60%–2 б, более 40%–1б

Запись в паспорте преподавателя[4]

 

Отчеты классных руководителей (сводный отчет по трудоустройству

ОУ)

Формировать навыки учащихся по междисциплинарному обобщению пройденного материала на основе реализации межпредметных связей

 

 

Частота проведения интегрированных уроков в учебном году.

Качество навыков учащихся по междисциплинарному обобщению пройденного материала

1. Более 5 уроков – 3 б., более 3 уроков – 2 б., 1 урок – 1 б.

2. Статистическая обработка  результатов комплексных междисциплинарных тестов: качественный уровень успеваемости[5]

более 90% – 3 б., более 80%–2 б, более 70%–1б

Отчет заместителя директора по учебно-методической работе

Запись в паспорте преподавателя

 

 

    Организовывать успешное участие учащихся в работе конференций различного уровня с  сообщениями, докладами Количество учащихся, выступивших на конференции и получивших дипломы, грамоты Интегральная оценка по уровням проявления показателя с учетом оценки результативности[6]:

(Iур+ Iрез)/2= Iпр

Стенограмма конференции. Итоговая докумен-тация организаторов (постановления, резолюции и пр.)
Формировать общую информационную культуру учащихся. Разрабатывать и использовать ИКТ-технологии вовлечения учащихся в образовательный процесс, обеспечивать интерактивный характер учебного процесса на уроке. Частота использования современных технологий в учебном процессе (внедрение программных продуктов, IT средств)

Наличие электронных учебно-методических комплексов,  сертифициро-ванное владение прикладным программным обеспечением по тематике преподаваемых курсов, наличие собственных Интернет-ресурсов,  элект-ронных систем обучения и пр.

Количественная оценка по уровню проявления показателя:

более 50%  уроков с применением IT – 3 б, более 30% – 2 б.,

более 10% – 1 б.

Качественная оценка по уровням проявления показателя: комплексно – 3 б., разово – 1 б.

Рабочая программа

КТП и журнал посещения уроков, Личное дело педагога – сведения об обучении/ повышении квалификации.

Фактически действующие Интернет-ресурсы

1.3 Обеспечение сохранности контингента Проводить индивидуальные беседы с учащимися. Участвовать в решении проблем, связанных с адаптацией ученика в школе. Взаимодействовать с учителями-предметниками, работающими в классе

Проводить работу с родителями, повышая доверие к школе

Сохранность контингента (нет оттока учащихся)

Отсутствие пропусков уроков без уважительной причины

 

Отсутствие выбывших – 3 б, наличие выбывших– 0б

Качественная оценка по уровням проявления показателя пропусков по уважительной причине от общего числа (более 90% –  3 б, более 80% – 1 б.)

Приказы по школе.

Записи в журнале учебных занятий

1.4 Управление учебным коллективом (стиль), психологическая характеристика деятельности педагога Уметь владеть ситуацией на уроке, знать теоретические и практические основы работы с детским коллективом/

Создавать благоприятную обстановку для образовательного процесса

Отсутствие обоснованных обращений по поводу конфликтов

 

Отсутствие – 3 б, наличие – 0 б. Зафиксированные обращения по поводу конфликтных ситуаций
2. Внеурочная работа
2.1 Организация и участие во внешкольных  мероприятиях Организовывать экскурсии, культурно-просветительские мероприятия. Привлекать учащихся к организации и проведению внешкольных мероприятий Частота проведения/

Интерес к   мероприятию

 

Интегральная оценка по уровням проявления показателя с учетом оценки вовлеченности и развития самостоятельной работы учащихся[7]: (Iпров+ Iвовл+ Iсам)/3= Iпр Отчет заместителя  директора по учебно-воспитательной работе
2.2 Организация работы кружков по предмету Углубление  знаний и совершенствование навыков учащихся по предмету в зависимости от уровня развития и склонностей обучающихся

 

 

Количество обучающихся, посещающих кружок, частота проведения занятий посещаемость

 

Количественная  оценка  по уровню проявления показателя «коэффициент наполняемости» [8]: более 90%– 3 б, более 60%–2 б, более 30%–1б Журнал кружковой работы
2.3 Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам по дисциплине Подбирать и синтезировать справочный учебный материал для учащихся, проводить занятия по подготовке к олимпиадам, конкурсам, мотивировать интерес к предмету Количество призеров олимпиад, частота участия в конкурсах Интегральная оценка по уровням проявления показателя с учетом оценки результатив-ности[9]: (Iур+ Iрез)/2= Iпр Приказы, распоряжения по школе
2.4 Разработка и проведение открытых мероприятий во время тематических (предметных) декад, недель Разрабатывать содержание программы недели, организовывать конкурсы, соревнования, организовывать зрелищные массовые мероприятия, готовить отчеты об участии Количество учащихся, принимающих участие в открытых мероприятиях. Наличие сценарных разработок

 

Количественная оценка по уровню проявления показателя «коэффициент участия» [10] (более 90%– 3 б., более 60% – 2 б, более 30% –1б)

Наличие сценарных разработок – 3 б., отсутствие – 0 б.

Качественная оценка коллег (Совет школы, Педсовет, методсовет):

отлично – 3 б.,  хорошо –2 б, удовлетворит.–1б

Отчет классных руководителей

 

 

 

 

 

Паспорт педагога

2.5 Социальная работа

 

Способствовать социальной адаптации учащихся. Развивать межконфес-сиональные связи, учитывать этнокультурный компонент, способствовать снижению социальной напряженности. Отсутствие или отрицательная динамика зафиксированных правонарушений.

Отсутствие нарушений учащимися правил внутреннего распорядка

Частота проведения/ участия в мероприятиях социокультурного характера

Отсутствие фактов постановки на учет – 3 б., снятие с учета – 1 б.

Качественная оценка фактов нарушений: отсутствие – 3 б., эпизодически – 0 б.

Качественная оценка по факту проявления показателя: системно – 3б., разово – 1б.

Справка из детской комнаты милиции, справка из комис-сии по делам несов-ершеннолетних

Журнал дежурного администратора

Аналитические отчеты/справки социального педагога

2.6 Работа с родителями

 

Взаимодействовать с родителями учащихся по вопросам организации, реализации и результативности образовательной деятельности их детей, своевременно доводить до родителей соответствующую информацию. Посещать родительские собрания в классах, участвовать в мероприятиях для родителей, проводить их индивидуальное консультирование Частота проведения (посещения) родительских собраний, индивидуальных бесед с родителями (по протоколам родительских собраний)

Участие родителей в классных и внеклассных мероприятиях

 

Интегральная оценка по уровням проявления показателя с учетом оценки вовлеченности родителей в учебно-воспитательный процесс[11]: (Iпров+ Iвовл)/= Iпр

 

Протоколы роди-

тельских собраний, дневник классного руководителя

2.7 Оздоровительная работа Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Организационно поддерживать проведение диспансеризации, медицинских обследований и прививок учащихся.

Поддерживать связь с медицинскими работниками по  вопросам состояния здоровья учащихся.

Создавать здоровьесберегающую образовательную среду: использовать образовательные технологии, ориентированные на сохранении физического и психологического здоровья учащихся.

Выполнение норм СанПиН. Проведение мероприятий спортивно-оздоровительного характера, участие в профилактических  мероприятиях, уроках и днях здоровья и пр.

Динамика показателей здоровья.

 

Качественная оценка: по уровню проявления показателей[12]: системно – 3б., эпизодически – 1б., отсутствие – 0 б.

 

 

Количественная оценка: отсутствие пропусков занятий по болезни – 3 б.

Список учащихся , участвовавших в профилактических мероприятиях

 

Отчет классных руководителей

2.8 Работа по обеспечению безопасности Выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивать безопасность обучающихся во время проведения учебных экскурсий, поездок и пр.

Выполнять график дежурства учителей на переменах. Выполнять график дежурства учителей в столовой

Отсутствие происшествий во время дежурств педагога и проведения учебных занятий, внеклассных массовых мероприятий.

Систематическое ведение инструктажей по ТБ.

Качественная оценка по уровню проявления показателей[13]:  отсутствие происшествий – 3 б., наличие – 0 б. Журнал дежурства педагогов

 

 

Журналы инструктажа по технике безопасности

3. Методическая, работа педагога и проявление профессиональной  активности  
3.1 Работа по методическому обеспечению учебного процесса Участвовать в реализации системы методической деятельнос­ти образовательного учреждения через работу по общешкольной методической теме, теме методобъединения и индивидуальной траектории повышения методического мастерства. Создавать методические разработки, рекомендации, учебные пособия, систематизировать дидактические материалы Наличие методических разработок, утвержденных комиссией по профилю, имеющих внешнюю экспертизу. Количество методических разработок, принятых к использованию[14].

Наличие публикаций

 

 

Интегральная оценка по уровням проявления показателя с учетом оценки результативности и реализованности[15]:

(Iур+ Iрез)/2= Iпр

Отчет заместителя по учебно-методической работе

Протоколы заседаний предметных комиссий

3.2 Участие в работе тематических педагогических советов (выступления по проблемам)

 

Участвовать в работе малых педагогических советов, педагогических консилиумов, взаимодействовать с педагогами по вопросам совместной разработки единых педагогических требований и определения индивидуальных подходов к обучающимся. Участвовать в деятельности методобъединений и других формах методической работы Количество выступлений на педсоветах, методобъедине-ниях

Внедрение опыта педагога на уровне образовательного учреждения. Количество проведённых и положительно отрецензированных открытых уроков для взаимопосещения

Качественная оценка по факту проявления показателей[16]:

системно – 3 б., эпизодически – 1б.

 

Протоколы заседаний методобъединений, педсоветов
3.3 Работа с библиотекой образовательного учреждения

 

Участвовать в составлении заказа на приобретение учебников, пособий и художественной литературы Оснащенность предмета нормативным количеством учебников

Количество обучаемых – регулярных пользователей библиотечных ресурсов

Качественная оценка наличия – 3 б. или отсутствия – 0 б. показателя

Количественная оценка по уровню проявления показателя «коэффициент вовлечения» [17] (более 70%– 3 б., более 50% – 2 б, более 20% –1 б.)

Отчет библиотекаря, читательские формуляры
3.4 Участие в профессиональных конкурсах, в работе научно-практических конференций внутренних, региональных, отраслевых и др. Посещать научно-практические конференции, выступать с докладами, обмениваться опытом с коллегами,  опубликовывать результаты в печати. Частота посещения конференций, количество выступлений в течение учебного года. Победы (номинации) в профессиональных конкурсах Качественная оценка по уровням проявления эффективности показателя (системно [или победа в конкурсе] – 3 б., эпизодически – 2 б., разово – 1 б.) Стенограмма конференций, приказы по школе
3.5 Экспериментальная работа[18]

 

Участвовать в экспериментальной работе различных уровней. Соблюдать требования к ведению опытно-экспериментальных направлений образовательного процесса в ОУ. Объем работ, выполняемых в творческих группах по направлениям экспериментальной площадки. Качественная оценка  по уровням проявления показателя:

системно – 3 б., эпизодически – 1 б.

Протоколы заседаний рабочей группы экспери-ментальной площадки
Расширять спектр форм и методов обучения, изучать  методики преподавания профильного предмета или опытно-экспериментальных методик преподавания Внешняя экспертиза по созданию,

внедрению и использованию новых форм и методов обучения. Апробация итогов работы на муниципальном/ региональном уровне

Качественная оценка наличия – 3 б. или отсутствия – 0 б. экспертных заключений

 

Экспертное заключение
3.6 Организационная работа

 

 

Участвовать в составлении аналитических документов ОУ, своевременно предоставляя информационно-аналитические материалы по качеству организации УВП в классах, по резуль­татам обучения Положительная характеристика педагога службой мониторинга образовательного учреждения.

Частота работы в предметной комиссии. Четкость и своевременность составления документов. Использование технологий  электронного документооборота

Качественная оценка  по факту проявления показателей:

системно – 3 б., эпизодически – 1 б.

Аналитическая справка службы мониторинга образовательной деятельности

Отчет заместителей директора по учебной, методической, воспитательной работе

3.7 Повышение квалификации Участвовать в работе системы повышения квалификации педагогичес­ких работников. Регулярно заниматься самообразованием, совершенствовать профессиональное мастерство Своевременное прохождение аттестации, повышение квалификации (не реже 1 раза в 5 лет) Качественная оценка  по уровням проявления показателя (системно – 3 б., эпизодически – 1 б.) Личное дело педагога (удостоверения  курсов повышения квалификации, приказы об аттестации)

 

 

 

[1] Контрольные работы, ориентированные на систематизацию и обобщение пройденного материала. Диагностика качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучаемого в различных частях курса, способности применять их на практике

[2] Оценка уровня участия Iуч: школьный – 1 б., региональный – 2 б., федеральный – 3 б.

Оценка результативности Iрез: отношение количества призеров к количеству учащихся, участвовавших в проектной работе (Кприз÷ Куч)*100%=КН.; более 80% – 3 б., более 50% – 2 б., более 20% – 1 б.

Оценка реализованости проектов Iреал: отношение количества реализованных проектов к общему числу проектных работ (Креализ÷ Кобщ)*100%=Кпр.; более 80% – 3 б., более 50% – 2 б., более 20% – 1 б.

[3] Данный вид оценки используется применительно к определенному периоду времени (четверть, полугодие).

[4] Рекомендуется формирование по каждому педагогу учебного заведения обобщенного документа – портфолио, паспорта – по единой утверждённой форме

[5] Оценки «4», «5»

[6] Оценка уровня участия Iуч: школьный – 1 б., региональный – 2 б., федеральный – 3 б.

Оценка результативности Iрез : отношение количества призеров к количеству учащихся, участвовавших в работе конференций: (Кпри÷ Куч)*100%=КН; более 80% – 3 б., более 50% – 2 б., более 20% – 1 б.

[7] Качественная оценка уровня проявления показателя частоты проведения мероприятий Iпров: системно – 3б., эпизодически – 1б.

Оценка вовлеченности Iвовл: отношение количества учащихся, участвующих в мероприятиях на этапе замысла и подготовки к количеству учащихся, принявших участие в мероприятии: (Кподг÷ Куч)*100%=Квовл; более 70% – 3 б., более 40% – 2 б., более 10% – 1 б.

Оценка развития самостоятельной работы учащихся Iсам: отношение количества мероприятий, требующих организации самостоятельной работы учащихся к общему количеству проводимых мероприятий: (Ксам÷ Кмар)*100%=Кразв; более 80% – 3 б., более 50% – 2 б., более 20% – 1 б.

[8] Относительная характеристика, определяемая с учетом наполняемости кружка. Вычисляется исходя из плановой (предельной) наполняемости, устанавливаемой исходя из направленности кружка, и фактической наполняемости: Кфакт÷ Кплан= КН

[9] Оценка уровня участия Iуч: школьный – 1 б., региональный – 2 б., федеральный – 3 б.

Оценка результативности Iрез: отношение количества призеров к количеству учащихся, участвовавших в работе конференций: (Кпри÷ Куч)*100%=КН; более 80% – 3 б., более 50% – 2 б., более 20% – 1 б.

[10] Относительная характеристика, определяемая с учетом степени участия учащихся в открытых мероприятиях. Вычисляется исходя из максимально возможного контингента участников и фактического количества участников: Кмакс÷ Кплан= Ку

[11] Качественная оценка уровня проявления показателя частоты проведения мероприятий Iпров: регулярно – 3б., эпизодически – 1б.

Оценка вовлеченности Iвовл: отношение количества мероприятий с родителями в качеств организаторов или активных участников  к общему количеству мероприятий с участием родителей: (Корг÷ Куч)*100%=Квовл; более 80% – 3 б., более 50% – 2 б., более 20% – 1 б.

[12] Усреднённо по группе критериев

[13] Усреднённо по группе критериев

[14] Источник информации – портфолио – будет выведен в отдельную графу и тогда там сделаем сноску о необходимости ведения такого документа по заранее утверждённой (на уровне школы как минимум) форме

[15] Оценка  уровня  использования  Iисп:  школьный – 1 б.,  муниципальный – 2 б.,  региональный,  федеральный – 3 б.  Оценка результативности Iрез: отношение количества призовых мест в конкурсах методразработок к общему количеству методразработок у педагога в отчетный период (Кприз÷ Кобщ)*100%=Крез.; более 70% – 3 б., более 50% – 2 б., более 20% – 1 б.

[16] Усреднённо по группе критериев

[17] Относительная характеристика, определяемая с учетом степени вовлеченности обучаемых в работу с библиотечными ресурсами. Сопоставление количества обучаемых – пользователей библиотечных ресурсов по отношению к общему количеству обучаемых у данного педагога: Кпольз÷ Кобщ= Квовл

[18] Для образовательных учреждений, имеющих статус экспериментальной площадки (городского, федерального уровня) и/или реализующих экспериментальные учебные планы.

     

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

2
Комментарии: 5Публикации: 395Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 + шестнадцать =