Новые принципы и подходы к нормированию труда педагогов

Повышение эффективности расходования бюджетных средств и рост хозяйственной автономии школы — наталкивается на жесткие ограничения традиционной и неэффективной системы оплаты труда. Применение этой системы:

  • стимулирует погоню за урокодательством (за часы аудиторной нагрузки);
  • дестимулирует индивидуальную работу учителя с учашимся;
  • сдерживает развития новых педагогических технологий;
  • консервирует классно-урочную систему;
  • препятствует интеграции и сетевому взаимодействию образовательных учреждений.

В этих условиях введение новой системы оплаты труда, направленной на рост доходов учителей, на стимулирование результативности и качества, играет ключевую роль в повышении социального статуса учителя, привлечении молодых кадров в школу.

Правовые основы  новых систем оплаты труда

Несколькими федеральными законами,  принятыми в 2003-2006 гг., регионы, муниципалитеты и образовательные учреждения уполномочены разрабатывать и вводить системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.  Так,  согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ, государственные и муниципальные учреждения устанавливают системы оплаты труда коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые должны соответствовать федеральному законодательству, а также правовым актам регионального и муниципального уровня. Системы оплаты труда в школах могут быть установлены также соглашением между их представителем (органом управления образования, главой администрации) и соответствующим отраслевым профсоюзом, объединяющим работников образования.

Федеральное законодательство в области оплаты труда  претерпевает изменения. Прослеживается двоякая тенденция:

  • обновление законодательного регулирования заработной платы с сохранением централизованной системы установления минимальных (базовых) окладов и ставок по профессиональным квалификационным группам, единых квалификационных, тарифно-квалификационных справочников (но без сетки) и с элементами либерализации в виде предоставления полномочий  субъектам федерации, местным органам управления, государственным и муниципальным учреждениям;
  • предоставление прав по установлению зарплаты всем работодателям, при одновременном предоставлении полномочий местным органам самоуправления по установлению зарплаты в отношении подведомственных учреждений-работодателей. (Из Бюджетного кодекса РФ: «Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда … работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений»).

Новые правовые нормы не предусматривают обязательного сохранения  традиционной системы оплаты труда работников образования и предоставляют возможность  субъектам РФ, муниципалитетам, школам с участием  профсоюзов  вводить свои системы оплаты труда.  Ряд регионов начал работу по созданию своих систем оплаты труда в образовании.

Разрабатываемые на региональном уровне системы оплаты труда учителей направлены на:

  • учет всей выполняемой ими работы,
  • экономическое стимулирование качества и результативности педагогического труда, роста профессионализма,
  • развитие инновационной деятельности и творческой инициативы.

Такой подход предполагает:

1) снятие жесткой зависимости между размером зарплаты  и количеством уроков, преподаваемых учителем;

2) введение внеурочной (внеклассной, воспитательной, методической и др.) деятельности в объем оплачиваемой работы учителя, в пределах должностного оклада;

3) введение новой схемы нормирования труда учителя, учитывающей  все виды выполняемой им работы;

5) установление верхнего предела учебной нагрузки (урочной части педагогической работы) учителя.

 

Противоречия федерального регулирования

Оплата труда педагогических работников прямо зависит  от федерального регулирование их рабочего времени. Согласно ст. 333 «Продолжительность рабочего времени педагогических работников» ТК РФ, «для педагогических работников образовательных учреждений устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Учебная нагрузка педагогического работника … может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении…продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется Правительством Российской Федерации ».

 

 

Таким образом, законодатель определил:

1) может устанавливаться  верхний предел учебной (т.е. урочной) нагрузки учителя;

2) все рабочее время учителя (за полный оклад-ставку) не может превышать 36 часов в неделю;

3) Правительству РФ разрешается определять продолжительность педагогической (но не преподавательской) работы учителя.

Однако постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 для учителей школ норма часов педагогической работы определена как норма «преподавательской работы»  (уроков) 18 или 20 часов за ставку с оговоркой, что это лишь часть педагогической работы. За уроки сверх нормы предусмотрена дополнительная оплата в одинарном размере. При этом Типовое положение об общеобразовательном учреждении (от 19.03.2001 г.) не содержит никаких ограничений по объему урочной части работы. Согласно п. 66  положения объем учебной нагрузки  устанавливается «исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении».

Тем самым мы имеем фактическое неисполнение закона; содержательный же мотив этого ясен – сохраняется ситуация, по самой своей сути создающая возможность для неограниченного роста учебной нагрузки («часодавательства»).

Фактически норма 18  (20) часов  никак не регулирует рабочее время учителя, а используется только для расчета оплаты уроков.

Трудовой кодекс уполномочил Правительство определять продолжительность рабочего времени педагогическим работникам (ст. 333). Тем не менее, постановлением № 191 учителям установлены норма уроков за ставку и правило об оплате часов сверх нормы в одинарном размере. Таким образом, осуществлена подмена регулирования рабочего времени правилами, которые могут трактоваться (и на практике трактуются) как оплата труда из расчета тарифной ставки.

Постановление № 191 избирательно и противоречиво:

— для преподавателей ВУЗов определена норма 36 часов педагогической работы в неделю, в которую включается вся работа:  аудиторные занятия и внеаудиторная работа. В условных часах учитывается  проверка и перепроверка письменных работ и домашних заданий; индивидуальные консультации; собеседования; прием зачетов, экзаменов; рецензирование, экспертирование; научное руководство; руководство практиками; проведение выездных занятий; участие в конференциях, деловых играх, тематических дискуссиях и т.д. В индивидуальных планах учитывается научно-методическая, исследовательская, организационная работа. Аудиторная работа преподавателя жестко лимитирована верхним пределом, а ВУЗу предоставлено право устанавливать свои сниженные верхние пределы аудиторной работы;

— для учителей школы норма «педагогической» работы определена в объеме 18 (20) часов. Школа не имеет права устанавливать сниженную норму часов. При этом внеаудиторная занятость учителя в эти часы не входит, совсем не учитывается и не оплачивается в результате применения системы оплаты, основанной на тарифной ставке. Вместо оплаты всех видов работы учителю предоставлены безграничные возможности набирать уроки без установления каких-либо верхних пределов. Действующая  система оплаты труда предусматривает фактически только одну несущественную доплату за проверку письменных работ по некоторым предметам. Дополнительно оплачиваемое классное руководство и заведование учебным кабинетом не входят в трудовые обязанности и считаются дополнительной работой, которую выполняют не все учителя.

Посмотрим, выполнение каких обязанностей учителя не нормируются вопреки закону и не оплачиваются, но при этом требуют затрат его рабочего времени.

Совсем не оплачиваются входящие в трудовые обязанности всех учителей следующие виды работы:

подготовка к занятиям; методическая работа; участие в оздоровительных, воспитательных и других школьных мероприятиях (организационная и воспитательная работа); консультации для учащихся; внеурочная работа с отстающими учащимися и с учащимися, проявляющими способности; изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей учащихся;  изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся; методическая, диагностическая и консультативная помощь родителям; и некоторая другая работа, такая как дежурства (наблюдение за выполнением режима дня, обеспечение порядка и дисциплины в школе); участие в работе педсоветов и методических объединений; участие в родительских собраниях; оснащение занятий учебно-методическими материалами; координация работы с другими педагогами и т.п.

Такое положение противоречит ст.ст. 91 и 159 ТК РФ, устанавливающим обязанность работодателя учитывать «время, фактически отработанное каждым работником», и гарантирующим «применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников». Фактически постановлением № 191 обеспечивается нормативная основа для сохранения старой и не соответствующей трудовому законодательству системы оплаты труда учителей.

При установлении собственных систем оплаты труда учреждения образования и местные органы самоуправления вынуждены соблюдать противоречащие закону нормы постановления № 191. Кроме того, некорректная формулировка статьи 153 Федерального закона № 122-ФЗ фактически перечеркивает предоставленные этим же законом права.

В соответствии со статьей 153 органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления при издании правовых актов, определяющих вновь размеры и условия оплаты труда работников (включая надбавки и доплаты) государственных и муниципальных учреждений, не вправе снижать размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), предусмотренные по состоянию на 31 декабря 2004 года. Критической ошибкой законодателя здесь является включение слов «условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты)», ссылаясь на которые сторонники сохранения архаичной системы оплаты утверждают, что введение новых систем будет незаконно, поскольку даже при повышении заработной платы новые системы оплаты труда не могут сохранить старые условия оплаты, например, «безразмерную» нагрузку учителя.

Статья 144 ТК РФ предусматривает, что системы оплаты труда  устанавливаются работникам государственных и муниципальных учреждений коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом пп. 10. п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» относит «установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования» также к полномочиям образовательного учреждения. Проблема в том, что объем полномочий разных уровней власти и управления в части регулирования оплаты труда работников школы не определен, а нормы законов не согласованы между собой.

Таким образом, в условиях существующего федерального регулирования использование права образовательного учреждения и местных органов самоуправления на установление систем оплаты труда  влечет за собой «нормативные» риски. Такое положение будет сохраняться  до отмены постановления № 191, также гармонизации норм законодательства о местном самоуправлении, о субъектах федерации, Трудового кодекса, Бюджетного кодекса и Закона РФ «Об образовании».

 

Предложения по введению  новой системы оплаты труда

Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей характеризуются:

  • наличием механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;
  • повышением стимулирующих функций оплаты труда, ростом объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;
  • нацеленностью на реальный рост заработной платы учителя;
  • наличием механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов работы учителя – как урочной нагрузки, так и внеурочной работы, предусмотренной должностными обязанностями;
  • зависимостью оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;
  • введением регионального регламента участия органов государственно-общественного управления школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Для достижения этих характеристик представляется необходимым переход на отраслевую систему оплаты труда учителей без тарификации по количеству уроков. Такой переход предполагает:

  • введение индивидуальных планов работы педагогических работников;
  • установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление условного или «рамочного» нормирования в часах всех видов работы учителя;
  • введение инструментов стимулирующей аттестации.

Аттестация, направленная на стимулирование качества труда, предполагает для учителей школ введение новой дифференцированной системы учительских категорий, стимулирующей заинтересованность в эффективной, результативной работе и карьерном росте.

Работодатель (школа) в пределах средств, направляемых на оплату труда, устанавливает с учетом мнения представительного органа работников систему премирования, стимулирующих доплат и надбавок, которая закрепляется в коллективном договоре или локальном акте образовательного учреждения. Распределение премий, стимулирующих доплат и надбавок осуществляется на основании решения государственно-общественного органа самоуправления (совета школы).

Такой подход к системе оплаты труда обеспечит:

— увязку зарплаты и качества;

— резкое усиление стимулирующей функции зарплаты;

— расширение участия представителей общественности в принятии решений о качестве и, соответственно, стимулировании работы;

— результирующий рост фактических доходов учителей.

Для реализации этих задач на практике самый эффективный путь – принятие субъектом федерации закона, устанавливающего основные  правила новой системы оплаты труда.

При этом оптимальным представляется введение окладной системы оплаты труда, т.е. основанной на месячном должностном окладе в его правильной интерпретации. Дело в том, что традиционная тарификация учителей подпадает под легальное определение именно  оклада:  Оклад — фиксированный размер оплаты «за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат» (ст. 129 ТК РФ). При тарификации учителей устанавливается фиксированный размер их зарплаты за календарный месяц, исключение составляют компенсационная выплата за проверку тетрадей и доплаты за классное руководство, заведование кабинетом, которые включаются в тарификацию, что уже не соответствуют законодательству.

Противники введения окладной системы оплаты труда учителей часто пытаются обосновать свою позицию ссылкой на то, что якобы законом (ст. 333 ТК РФ) предопределена  оплата труда учителя по ставке. Это неверно, т.к. по смыслу закона принципиальных различий между окладом и ставкой нет. Сравним: тарифная ставка выплачивается «за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат» (ст. 129 ТК РФ). В противном случае, оплата труда преподавателей  ВУЗов, ИПК и других учреждений профессионального образования также осуществлялась бы по тарификации. Статья 333 распространяется на всех педагогических работником без исключений, в т.ч. и на них.   Сложившаяся практика применения и понимания закона, позволяет трактовать слово «ставка» в широком смысле как «норма»,  в том числе и оклад.

В соответствии с ст. 144 ТК РФ базовые (т.е. минимальные) должностные оклады для разных профессиональных квалификационных групп работников государственных и муниципальных учреждений устанавливает Правительство РФ. Поскольку в настоящее время такие оклады не установлены, то субъект федерации имеет полномочие установить свои схемы окладов по разным профессиональным квалификационным группам на основании ст. 6 ТК РФ. После издания федерального правового акта региональные схемы окладов должны быть приведены в соответствии с ним, если ими установлены  меньшие размеры оплаты труда.

Приводим модельный закон, который может служить основой для разработки и принятия субъектом федерации закона, устанавливающего отраслевую систему оплаты труда в подведомственных государственных и муниципальных образовательных учреждениях на основе должностного оклада.

 

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН СУБЪЕКТА РФ

 

ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ СИСТЕМЫ

ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Принят

Постановлением

Законодательного Собрания

 

Настоящий Закон в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами устанавливает основные принципы и правила (нормативы) оплаты труда работников образовательных учреждений, финансируемых за счет средств областного бюджета, в том числе путем выделения субвенций в местные бюджеты.

 

Статья 1

Основными принципами оплаты труда работников образовательных учреждений являются:

1) установление зависимости размера оплаты труда от качества выполняемой работы, условий выполнения работы, сложности выполняемой работы и квалификации работника;

2) нормирование, учет работодателем и оплата всех видов выполняемой работником в соответствии с условиями трудового договора работы;

3) участие органов общественного управления образовательного учреждения в оценке качества и распределении стимулирующих выплат за качество и результативность работы;

В связи с введением настоящего Закона размеры оплаты труда работников образовательных учреждений не могут быть ниже, а условия оплаты труда – не могут ухудшать положение работников по сравнению с размерами и условиями оплаты труда на 01______200_г.

Размер заработной платы не может быть ниже размера минимальной заработной платы, установленного региональным соглашением о минимальной заработной плате в субъекте Российской Федерации, при условии выполнения работником нормы рабочего времени.

 

Статья 2

Оплата труда руководителей, педагогических работников, специалистов, служащих, рабочих (в том числе учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала) государственных и муниципальных образовательных учреждений, финансируемых за счет средств бюджета области, производится на основе схемы должностных окладов, разрабатываемой в порядке, установленном Губернатором области, и утверждаемой Правительством области.

 

Статья 3

Фонд оплаты труда образовательного учреждения подразделяется на стимулирующую часть, компенсационную часть и базовую часть. Стимулирующая часть устанавливается в размере не менее 30 % от общего размера фонда оплаты труда.

Заработная плата работника образовательного учреждения состоит из месячного должностного оклада в соответствии с занимаемой им должностью по штатному расписанию, уровнем образования и установленной квалификационной категорией , а также из ежемесячных и иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, (далее — дополнительные выплаты).

 

Статья 4

Месячный должностной оклад формируется из базового должностного оклада и повышающих коэффициентов, предусмотренных схемой должностных окладов по профессиональным квалификационным группам с учетом действующих единых квалификационных и тарифно-квалификационных справочников.

Размеры должностных окладов ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом о бюджете области на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов  принимается Губернатором области по представлению Правительства области.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к должностному окладу устанавливается районный коэффициент.

 

Статья 5

К дополнительным выплатам компенсационного и стимулирующего характера относятся:

1) ежемесячные и иные выплаты (премии) за качество, эффективность и результативность труда;

2) ежемесячные доплаты и вознаграждения за дополнительные виды работы, установленные действующим законодательством и иными правовыми актами;

3) ежемесячные надбавки за сложность и интенсивность выполняемой работы;

4) ежемесячные надбавки за особые условия труда, в том числе за работу в коррекционных учреждениях (классах);

5) ежемесячная надбавка к должностному окладу в размере 25%  за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности;

6)  ежемесячная надбавка к должностному окладу за стаж педагогической работы (для педагогических и приравненных к ним руководящих работников образовательных учреждений).

7) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда.

Виды и минимальные размеры  ежемесячных и иных выплат компенсационного  характера определяются для государственных образовательных учреждений органами исполнительной власти области в порядке, устанавливаемом Правительством области; для муниципальных образовательных учреждений – решением или постановлением органов местного самоуправления.

Порядок и условия стимулирующих выплат за качество, эффективность и результативность труда и материальной помощи устанавливается коллективным договором, соглашением и (или) положением, принимаемым образовательным учреждением.

Критерии и  показатели качества, эффективности и результативности труда утверждаются соответственно правовым актом органа исполнительной власти области или муниципальным правовым актом.

 

Статья 6

В штатное расписание государственных и муниципальных образовательных учреждений подлежат включению все работники учреждения, в том числе педагогические.

Месячный должностной оклад, определенный в соответствии со статьями 3-5 настоящего Закона выплачивается при выполнении установленной нормы рабочего времени для педагогических работников не более 36 часов работы в неделю, для других работников – в соответствии с действующим законодательством. При работе на условиях неполного рабочего времени (половина, четверть или другая часть должностного оклада) оклад выплачивается пропорционально фактической продолжительности рабочего времени.

 

Статья 7

Рекомендации и методики по применению в муниципальных образованиях области принципов и правил (нормативов) оплаты труда работников образовательных учреждений, установленных настоящим Законом, разрабатываются и утверждаются Правительством области.

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

2
Комментарии: 8Публикации: 452Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + семь =