МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Цель: на основе анализа изученного материала совершенствовать умения составления опорных таблиц по основным методов обучения.

Задание 1. Заполнить опорные таблицы с использованием материала лекционного курса.

Задание 2. Оценить значимость одного из методов обучения. Ответить на вопрос: «Что необходимо педагогу для освоения данного метода обучения?».

Задание 3. Составить опорный сигнал фрагмента урока по выбранной вами темы с использование конкретного метода обучения.

Задание 1.

Устное изложение учебного материала

Медоты устного изложения:

  • Рассказ;
  • Объяснение;
  • Разъяснение;
  • Беседа;
  • Инструктаж.

Требования:

  • Научность, достоверность учебного материала;
  • Связь изложения с современностью;
  • Логическая последовательность;
  • Четкое определение темы и задач;
  • Подготовка учащихся к восприятию нового материала;
  • Использование проблемных вопросов и познавательных задач;
  • Культура речи;
  • Техника рассказывания.

Обсуждение изученного материала

  • Беседа педагога с детьми – важный вид обсуждения учебного материала, который предполагает наличие у детей определенного запаса эмпирических знаний, необходимых и достаточных для компетентного участия в обсуждении вопроса, обобщений, выводов, движения к истине. Ведущая функция беседы – побуждающая, но с не меньшим успехом метод выполняет и другие функции. Нет метода столь разностороннего и эффективного во всех отношениях.
  • Классно-групповое занятие – вид обсуждения изучаемого материала, осуществляемого в составе группы, когда все учащиеся принимают в нем непосредственное участие. Примером может служить, в частности, дискуссия – очень эффективное средство вовлечения всех учащихся в активную работу, интенсификации всей мыслительной деятельности.
  • Демонстрация (показ) – это метод обучения, строящийся на основе показа обучающимся в целостности и деталях реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях их аналитического рассмотрения и обсуждения связанных с ними различных проблем. Сущность данного метода состоит в том, чтобы с помощью различных действий и средств создать у обучаемых наглядный образ изучаемого предмета или явления, сформировать конкретные представления о его сути и содержании. Показ служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов.

Самостоятельная работа учащихся – важный метод обучения, предполагающий индивидуальную активность самих обучаемых при закреплении полученных знаний, навыков, умений и подготовке к занятиям. Различают следующие виды самостоятельной работы: работа с печатными источниками, самостоятельный поиск, самостоятельный просмотр (прослушивание) теле- и радиопередач.

Требования:

  • Проблемная постановка вопросов;
  • Постоянное управление ходом занятия;
  • Работа вокруг основных проблем обсуждения;
  • Стимулирование творчества;
  • Объективная оценка каждого выступления.

Наглядные методы изучения

  • Предметная;
  • Изобразительная ( текстовая, изобразительная, символическая);
  • Словесная.

Требования:

  • Применяемое средство наглядности должно соответствовать возрасту учащихся, уровню развития их пространственного мышления.
  • Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; должна соответствовать объему содержания и дидактическим характеристикам передаваемой учащимся информации.
  • Наглядность должна соответствовать целям и задачам обучения (образовательные цели, воспитательные и развивающие задачи).
  • Наглядного материала не должно быть слишком много. Это отвлекает учащихся от сущности изучаемого материала.
  • Наглядность должна использоваться по мере необходимости, только в соответствующий момент занятия, т.е. в соответствии с этапами (структурными элементами) занятия, на которых планируется использовать средство наглядности. Неправильно, когда все схемы и плакаты развешиваются до начала занятий. Это также отвлекает внимание обучаемых, а во время объяснения пособия уже перестают их интересовать.

Упражнения

  • Вводные-выполняет учитель, дети следят;
  • Основные
  • Тренировачные-для формирования навыка.

Требования:

  • Подготовительная часть;
  • Основная часть;
  • Заключительная часть.

 

Практические работы

  • По форме проведения;
  • По месту выполнения;
  • По продолжительности времени на их выполнение;
  • По источнику информации;
  • По форме представления результата;
  • По форме речи.

Требования:

  • Целезообразность;
  • Сознательность;
  • Систематичность.

 

Самостоятельные работы

  • По дидактическимцелям;
  • По уровню самостоятельности;
  • По степени индивидуальности.

Требования:

  • Обучение правильным, рациональным приемом самостоятельной работы;
  • Дифференциация нагрузки;
  • Максимальная продуктивность.

 

Задание 2.

Основные методы устного изложения:

1) объяснение;

2) рассказ;

3) лекция (школьная).

Общим для всех методов является то, что они применяются преимущественно при сообщении нового материала.

Объяснение – словесное истолкование отдельных понятий, принципов действия приборов, наглядных пособий, а также слов и терминов. Иногда этот метод может использоваться на уроках закрепления, особенно тогда, когда учитель видит, что ученикам что-либо оказалось непонятным.

Рассказ (как метод) – это повествовательная форма раскрытия нового материла. Рассказ – один из важнейших методов изложения систематического материала. Необходимо отметить, что к рассказу учитель должен заранее подготовится. Воздействие рассказа на учащихся будет максимальным, если фразы будут построены точно и понятно. Важна и эмоциональная сторона рассказа: она выражает заинтересованность учителя данной проблемой и привлекает учеников к изучению этого вопроса.

Существуют определенные требования к рассказу:

1) он не должен содержать фактических ошибок;

2) должен включать достаточное количество ярких и убедительных примеров и фактов, доказывающих правильность выдвигаемых положений;

3) строиться по плану – излагаться так, чтобы была ясна главная мысль;

4) излагаться простым и доступным языком;

5) быть эмоциональным по форме и содержанию;

6) быть наглядным, т. е. сочетаться с использованием наглядных пособий.

Школьная лекция, в отличие от объяснения и рассказа, характеризуется большей строгостью изложения. Лекции читаются лишь по крупным и принципиально важным вопросам и темам учебной программы. Их цель – обобщение таких сведений и данных, которые не могут быть в обработанном виде получены учащимися из других источников. Лекция рассчитана на весь урок и предполагает конспектирование ее учащимися. Иногда к этим методам примыкает демонстрационный метод, который является составляющей каждого из рассмотренных выше методов. Этот метод позволяет демонстрировать реальные объекты, всевозможные виды наглядно-учебных пособий. Есть определенные правила и приемы демонстрации:

1) демонстрируемый предмет по возможности должен восприниматься разными рецепторами;

2) наиболее сильное впечатление на учащихся должны производить те признаки, которые являются наиболее существенными, значит, они (эти признаки) требуют особого выделения;

3) демонстрирующиеся объекты должны быть показаны в соответствующий момент урока, чтобы привлечь необходимое внимание и достичь тех воспитательных и образовательных задач, которые поставил перед собой учитель.


Задание 3.

Применение метода «Опорных сигналов», проблемно-поискового метода и метода моделирования на уроках информатики. МБОУ «Дрезненская средняя общеобразовательная школа 1» г. Дрезна, Московская область Учитель информатики Гнусин Николай Дмитриевич

 

2 «В образовательном процессе образование не главное, а главное это созревание психологических функций» Л.С Выгодский «Научить нельзя, можно только научиться» Народная мудрость Народная мудрость ! «Мышление начинается с проблемной ситуации» С.Л. Рубинштейн «Образование –это то, что у нас остается, когда мы забудем всё, что учили в школе». «Образование –это то, что у нас остается, когда мы забудем всё, что учили в школе». А Эйнштейн А Эйнштейн

 

3 «Образование – это то, что у нас остается после того когда мы забудем всё что учили в школе». «Образование – это то, что у нас остается после того когда мы забудем всё что учили в школе». Что же остается у наших учащихся через довольно непродолжительное время после окончания школы и даже института?

 

4 Фрагменты информации, которые малопригодны или вообще непригодны для практического применения. Если нет навыков восстановления знаний по оставшимся фрагментам, а также дополнения и расширения их, а затем применения для решения конкретной задачи, то знания, полученные в ОУ, могут стать практически бесполезным грузом. Фрагменты информации, которые малопригодны или вообще непригодны для практического применения. Если нет навыков восстановления знаний по оставшимся фрагментам, а также дополнения и расширения их, а затем применения для решения конкретной задачи, то знания, полученные в ОУ, могут стать практически бесполезным грузом.

 

5 Если у учащихся в учебном процессе не возникало проблемных ситуаций особенно это бывает у отличников, подсевших на «зубрежку», то формируется комплекс – «Если не знаю, всё, дальше пути нет», при этом мышление не включается. В проблемной ситуации связанной с отсутствием нужной информации такие ученики пытаются напрячь память, а там этой информации и не было, нет и опыта подключения мышления для получения нужной информации. Если у учащихся в учебном процессе не возникало проблемных ситуаций особенно это бывает у отличников, подсевших на «зубрежку», то формируется комплекс – «Если не знаю, всё, дальше пути нет», при этом мышление не включается. В проблемной ситуации связанной с отсутствием нужной информации такие ученики пытаются напрячь память, а там этой информации и не было, нет и опыта подключения мышления для получения нужной информации. В такой ситуации я говорю ученикам: «Включайте мышление, а не память» В такой ситуации я говорю ученикам: «Включайте мышление, а не память»

 

6 Поэтому в ряде случаев, троечники становятся более успешными в жизни, так как этот комплекс «Если не знаю, всё, дальше пути нет», им приходилось преодолевать разными путями уже в школе, к сожалению, эти пути не всегда были правильными и честными, поэтому и мышление у них развивалось в соответствующем направлении, а успешность их далеко не всегда полезна обществу. Поэтому в ряде случаев, троечники становятся более успешными в жизни, так как этот комплекс «Если не знаю, всё, дальше пути нет», им приходилось преодолевать разными путями уже в школе, к сожалению, эти пути не всегда были правильными и честными, поэтому и мышление у них развивалось в соответствующем направлении, а успешность их далеко не всегда полезна обществу.

 

7 На своих уроках я стараюсь моделировать эту естественную жизненную ситуацию, На своих уроках я стараюсь моделировать эту естественную жизненную ситуацию, когда полученная информация забывается и распадается на фрагменты.

 

8 Перед тем как выдать задание я предупреждаю учащихся, чтобы они не начинали сразу за учителем его выполнять, а восприняли и поняли суть всего задания в целом, т.е. сформировали для себя краткую модель задания. Перед тем как выдать задание я предупреждаю учащихся, чтобы они не начинали сразу за учителем его выполнять, а восприняли и поняли суть всего задания в целом, т.е. сформировали для себя краткую модель задания. Привожу такую аналогию. Когда вы идете в незнакомый лес, то не можете запомнить дорогу во всех подробностях, но запоминаете какие-то важные моменты – опорные сигналы, которые помогут вам найти обратную дорогу. Так и при просмотре предлагаемого алгоритма – технологии создайте для себя опорные моменты – сигналы, свяжите их между собой и с конечной целью задания. Привожу такую аналогию. Когда вы идете в незнакомый лес, то не можете запомнить дорогу во всех подробностях, но запоминаете какие-то важные моменты – опорные сигналы, которые помогут вам найти обратную дорогу. Так и при просмотре предлагаемого алгоритма – технологии создайте для себя опорные моменты – сигналы, свяжите их между собой и с конечной целью задания.

 

9 Далее я показываю выполнение задания не отдельными фрагментами, а всё задание в целом и с комментариями. Далее я показываю выполнение задания не отдельными фрагментами, а всё задание в целом и с комментариями. Затем учащиеся приступают к выполнению задания, и выясняется, что за столь непродолжительное время информация уже распалась на фрагменты. Тут же возникает проблемная ситуация как восполнить недостающую информацию между фрагментами – опорными сигналами и в зависимости от того как учащиеся справляются с этой проблемой учитель может осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику. Затем учащиеся приступают к выполнению задания, и выясняется, что за столь непродолжительное время информация уже распалась на фрагменты. Тут же возникает проблемная ситуация как восполнить недостающую информацию между фрагментами – опорными сигналами и в зависимости от того как учащиеся справляются с этой проблемой учитель может осуществлять дифференцированный подход к каждому ученику.

 

10 Кто-то самостоятельно может справиться, кому-то окажут помощь товарищи, кому-то учитель. Кто-то самостоятельно может справиться, кому-то окажут помощь товарищи, кому-то учитель. При подведении итогов урока выясняю, какие возникли проблемы при выполнении заданий и как с ними справлялись ученики, какие опорные сигналы использовали, как и чем восполняли выпавшие фрагменты информации. Так как на компьютере возможно одну и ту же задачу решить различными способами, то ученики иногда создают свои оригинальные решения. При подведении итогов урока выясняю, какие возникли проблемы при выполнении заданий и как с ними справлялись ученики, какие опорные сигналы использовали, как и чем восполняли выпавшие фрагменты информации. Так как на компьютере возможно одну и ту же задачу решить различными способами, то ученики иногда создают свои оригинальные решения.

 

11 По мере приобретения учениками опыта по выходу из проблемных ситуаций, я усложняю задачу и часть алгоритмической (технологической) цепочки не показываю, а предлагаю выполнить её самим, затем и отдельные задания предлагаю выполнять полностью самостоятельно. По мере приобретения учениками опыта по выходу из проблемных ситуаций, я усложняю задачу и часть алгоритмической (технологической) цепочки не показываю, а предлагаю выполнить её самим, затем и отдельные задания предлагаю выполнять полностью самостоятельно.

 

12 При изучении нового материала также использую опорные сигналы, промежутки меду ними заполняю, используя метод Сократа. Задаю наводящие вопросы и ученики, включая мышление, как бы сами создают полную информационную модель изучаемой темы. При изучении нового материала также использую опорные сигналы, промежутки меду ними заполняю, используя метод Сократа. Задаю наводящие вопросы и ученики, включая мышление, как бы сами создают полную информационную модель изучаемой темы.

 

13 Метод опорный сигналов В.Ф Шаталова фактически представляет собой метод моделирования, т.е. изучаемая тема представляется в виде модели, структуру которой опорными сигналами задает учитель, а ученики её дорабатывают самостоятельно каждый по мере изучения темы. Метод опорный сигналов В.Ф Шаталова фактически представляет собой метод моделирования, т.е. изучаемая тема представляется в виде модели, структуру которой опорными сигналами задает учитель, а ученики её дорабатывают самостоятельно каждый по мере изучения темы. Основная цель качественное усвоение темы. Самое сложное – опорные сигналы всё же создает учитель. Основная цель качественное усвоение темы. Самое сложное – опорные сигналы всё же создает учитель.

 

14 В моей методике целевые акценты несколько смещены сторону самостоятельной обработки информации. Ученики сами выбирают опорные сигналы – структурируют информацию, затем сами с этой структурой решают проблемно поисковую задачу по достройке модели, алгоритма, технологии. Чем хуже они создадут структуру, тем больше проблем себе создадут на следующем проблемно – поисковом этапе выполнения задания. В моей методике целевые акценты несколько смещены сторону самостоятельной обработки информации. Ученики сами выбирают опорные сигналы – структурируют информацию, затем сами с этой структурой решают проблемно поисковую задачу по достройке модели, алгоритма, технологии. Чем хуже они создадут структуру, тем больше проблем себе создадут на следующем проблемно – поисковом этапе выполнения задания.

 

15 Из выше изложенного следует, что тема «Моделирование» является центральной осью моей учебной программы. Какой бы важной тема не была, а время на её конкретное изучение ограничено, поэтому выше перечисленные методы обучения, которые я применяю при изучении учебного материала, фактически являются элементами моделирования, которые я практически закрепляю, изучая другие темы учебной программы. Из выше изложенного следует, что тема «Моделирование» является центральной осью моей учебной программы. Какой бы важной тема не была, а время на её конкретное изучение ограничено, поэтому выше перечисленные методы обучения, которые я применяю при изучении учебного материала, фактически являются элементами моделирования, которые я практически закрепляю, изучая другие темы учебной программы.

 

16 Применение проблемно поисковых методов и снятие запрета на использование источников информации на уроках, контрольных и даже экзаменах, способствуют разрушению комплекса «Если не знаю, всё, дальше пути нет». Применение проблемно поисковых методов и снятие запрета на использование источников информации на уроках, контрольных и даже экзаменах, способствуют разрушению комплекса «Если не знаю, всё, дальше пути нет». На моих уроках не существует запретов на использование источников информации. На моих уроках не существует запретов на использование источников информации.

 

17 РЕЗУЛЬТАТ применения метода Ученики в проблемной ситуации понимают,что необходимо включать мышление. Сначала, приходя в 8 класс, ученики воспринимают мою методику « в штыки», Сначала, приходя в 8 класс, ученики воспринимают мою методику « в штыки», затем в 9-ом классе спокойно, затем в 9-ом классе спокойно, в классе естественно или « Нам не нужно объяснять, мы сами всё сделаем». Появляется желание, получив задание, самостоятельно находить способы его решения. в классе естественно или « Нам не нужно объяснять, мы сами всё сделаем». Появляется желание, получив задание, самостоятельно находить способы его решения. Появляется уверенность, в том что включив мышление, они смогут самостоятельно справиться со многими проблемными ситуациями, однако, пока не у всех. Появляется уверенность, в том что включив мышление, они смогут самостоятельно справиться со многими проблемными ситуациями, однако, пока не у всех. Это то важное для жизни, что у них останется, когда они забудут всё, что учили в школе. Это то важное для жизни, что у них останется, когда они забудут всё, что учили в школе

0

Автор публикации

не в сети 22 часа

admin

2
Комментарии: 3Публикации: 409Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + шесть =