История детского чтения

История детского чтения в России

История детского чтения в России

Само по себе умение читать и писать не может свидетельствовать о глубоком развитии ребенка, ведь в нем должна быть сформирована потребность в чтении, стремление к познанию мира через опыт читательской деятельности. А ведь само приобретение опыта читательской деятельности – это творческий процесс, поэтому и обучать чтению нужно с помощью творческих заданий и упражнений.

Именно на уроках чтения и письма ученики в большей части случаев работают с текстами, и технология, имеет в своем арсенале оригинальные приемы и методики работы с текстами. Уже в древнерусских памятниках книжности указывалось на то, что дети должны приучаться к любви к слову, относится к чтению как благочестивому занятию.

В Средневековой Руси мы видим образцы дидактической литературы, к которым можно отнести многочисленные «учительные сборники»: «Маргариты», «Златоусты», «Златые цепи», «Измарагды». Эти памятники содержат выдержки из Псалтыри, краткие наставления детей, а также тексты, предназначенные для детского чтения.

Уже позже первопечатник Иван Федоров выпустит в свет свою знаменитую «Азбуку», которая является фактически первой книгой для детского чтения, предложенной в Средневековой Руси. Активно проблема детского чтения начинает развиваться в Петровское время. Как известно, великий царь-реформатор стремился к образованию своих подданных, правда, образование понималось им в утилитарном ключе, однако путем получения новых знаний было именно чтение.

Поэтому именно в Петровские времена появляется большое количество дидактических книг, обращенных к детям. Это «Трёхязычный словарь» и «Лексикон трёхязычный» Фёдора Поликарпова, «Юности честное зерцало», обращенное к читателям старше 14 лет и другие.

В это время свою книгу «Первое учение отроком» пишет один из церковных сподвижников Петра Великого Феофан Прокопович, указывая в данном труде правила поведения для юношества. Другой сподвижник Петра – И. Т. Посошков в своем знаменитом трактате «Завещание отеческое», обращаясь к сыну, говорит о пользе детского чтения.

В конце XVIII века детская книга становится уже явлением привычным, о пользе литературы для детей пишет даже сама императрица Екатерина Великая, которая пробует себя и в писательском труде, создавая детские произведения для своих любимых внуков – Александра и Константина.

Значительную роль в педагогике детского чтения сыграли русские просветители этой поры. Так, Н.И. Новиков долгое время издавал журнал «Детское чтение для сердца и разума», в котором предлагал детям образцы лучшей литературы своего времени. Более всего просветитель заботился о нравственном воспитании своих юных читателей

Труд Новикова не пропал даром, в будущем столетии именно благодаря его опыту стали издаваться детские журналы и открываться первые в России публичные библиотеки с отделами для детских книг.

Таким образом, уже в начале позапрошлого столетия детское чтение стало рассматриваться как важнейшее средство воспитания подрастающего поколения, поэтому остро вставал вопрос о специальном отборе детских книг, а также о преподавании чтения в гимназиях того времени как о важной методической проблеме.

0

Автор публикации

не в сети 2 недели

admin

2
Комментарии: 5Публикации: 397Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 16 =