Информационные модели на графах

Информационные модели на графах

Раздел программы: Информационное моделирование

Тема урока: Информационные модели на графах

Цели урока:

Образовательная: расширить представления учащихся о видах информационных моделей, сформировать представление о графах как наглядном средстве представления и состава системы,

Развивающая: формировать навыки самостоятельной работы, умение работать в группе, внимание, мышление, память,  умения построения схем.

Воспитывающая: воспитывать информационную культуру детей, аккуратность, самостоятельность, целеустремлённость, трудолюбие, усидчивость

Задачи урока:

  1. ввести понятия: граф, вершина, дуга, ребро, петля, неориентированный граф, ориентированный граф, путь, цикл, сеть, взвешенный граф, семантическая сеть;
  2. учить детей правильно называть элементы графа;
  3. развивать умения строить схемы;
  4. отрабатывать навыки грамотного написания предметных слов.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование и программное обеспечение:

Компьютерный класс с ОС Windows XP, мультимедийный проектор,  презентация для урока.

Список литературы:

  1. Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5-7 классах. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  2. Босова А., Босова Л. Уроки информатики в 5-7 классах. Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний. 2-е изд., испр. и доп. 2009.
  3. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  4. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

 

 

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 минуты)

Сегодня на уроке мы будем открывать и исследовать новую для вас страницу «Информационные модели на графах» и научимся использовать графы в различных жизненных ситуациях. Но сначала вспомним материал предыдущего урока.

  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала: (5 минут)
  2. Ответы на вопросы:
  • Приведите примеры схем, представляющих внешний вид объекта.
  • Приведите примеры схем, представляющих структуру объекта.
  • В каких сферах деятельности невозможно обойтись без карт?
  • Где применяются чертежи?
  • Какие условные обозначения используются на блок-схемах?
  • Для чего используются блок-схемы?

 

  1. Объяснение нового материала (рассказ учителя с параллельным показом презентации) (10 минут)

Наглядным средством представления состава и структуры системы является граф. Возникает вопрос, что же такое граф.

Линии со стрелками называются дугами графа.  Линия ненаправленная (без стрелки) – ребро. Линия,  исходящая от вершины и направленная к этой же вершине, называется петлей.

 

Перед вами пример графа переливания крови.

Какие элементы  вы можете найти на этой схеме?  (Различные виды групп крови человека обозначены кругами – это вершины графа. А линии со стрелками показывают, какую кровь можно переливать человеку с данной группой крови. Линии со стрелками – дуги графа.  Линия,  исходящая от вершины и направленная к этой же вершине – петля. Данный граф отражает такую жизненную ситуацию, как переливание крови.)

Граф неориентированный, если его вершины соединены ребрами. Путь по вершинам и ребрам графа, включающий ребро графа не более одного раза, называется цепью. Цепь, начальная и конечная вершины которой совпадают, называется циклом.

Граф называется ориентированный, если его вершины соединены дугами.

Найдите отличия графа изображенного на слайде.

( Учащиеся находят вершины, записи у вершин, ребра и числа над ребрами, называют цепи и циклы в графе). Вводится понятие взвешенного графа.

Граф с циклом называется сетью. Вводится понятие семантической сети на примере информационной модели сказки про Царевну-лягушку. Закрепляется материал о структуре графа. ( Учащиеся сообщают, что вершинами графа являются персонажи и предметы из сказки, дуги – связи между ними.)

 

  1. Закрепление полученных знаний (10 минут)
  2. Сейчас вам предстоит выполнить задание №59 на стр. 77 рабочей тетради. Дается время на самостоятельное выполнение  задания, а затем сверяют с решением на слайде.

 

  1. Следующие задания №64 и №65 на странице 80 рабочей тетради. (Учащиеся выполняют и затем  обсуждают выполнение).
  2. Выполнить задание №8 к параграфу 2.10. ( Учащиеся сообщают, что данный граф – семантическая сеть, находят вершины и дуги).
  3. Компьютерный практикум (15 минут)

Выполняется задание 3 практической работы №10 самостоятельно. Итак, всем удачи. За помощью можно обращаться к учителю.

  1. Рефлексия. (1 минута)  

– Что нового вы узнали на уроке?

– Кто доволен своей работой?

– Кого вы хотите поблагодарить за работу?

– Кто своей работой недоволен? Почему?

– Что ему нужно посоветовать?

 

  1. Домашнее задание. Подведение итогов урока. (2 минута) – Над чем вам следует поработать дома? Учебник стр. 101 – 104, рабочая тетрадь стр. 78  № 60 – 61, стр.81 №66.

 

Автор разработки: Рыжова Светлана Владимировна, 2011г.

0

Автор публикации

не в сети 1 неделя

admin

2
Комментарии: 5Публикации: 395Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 − 12 =