Зарубежный опыт организации нормирования и оплаты труда учителей

Зарубежный опыт организации нормирования и оплаты труда учителей

Несмотря на высокий уровень самостоятельности учебных заведений в использовании средств, оплата педагогических работников во многих странах определяется целым рядом нормативных документов, выйти за рамки которых руководители учебных заведений, как правило, не могут. Ниже рассмотрены системы оплаты педагогов в некоторых странах

Англия[1]

В Англии учителя являются муниципальными служащими. Основы системы оплаты труда английских учителей изложены в Руководстве английского Министерства образования и занятости (DFeS) «Оплата труда и условия найма школьных учителей, 2002» (DfES/0668/2002)[2]. Особый интерес, в аспекте построения российской системы оплаты труда педагогов, представляет раздел «Рабочее время»[3], из которого приводятся отдельные выдержки.

 

Основной распорядок работы для учителей в течение учебного года:

– учитель, работающий в течение полной рабочей недели, должен быть доступен для работы в течение 195 дней, из которых 190 должны быть днями, в которые он обязан преподавать;

– учитель должен быть готов к исполнению таких обязанностей, в такие сроки и в таких местах, которые определены директором школы, в течение 1265 часов, и эти часы должны быть разумно распределены в течение всех дней в учебном году, в которые он должен быть готов к исполнению своих обязанностей;

– учитель обязан работать столько дополнительных часов, сколько может оказаться необходимым, чтобы позволить ему эффективно исполнять свои профессиональные обязанности;

– профессиональные обязанности включают, в частности, проверку ученических работ, составление отчетов об ученической успеваемости, а также подготовку к урокам, учебных материалов и программ преподавания;

– распределение 1265 часов учительского “предписанного времени” между обучением и исполнением других обязанностей относится к компетенции директора школы.

 

Частично занятые преподаватели

Квалифицированные преподаватели, постоянно работающие в режиме частичной занятости, имеют право на получение пунктов по основной и высшей шкалам оплаты и на получение пособий на том же основании, что и преподаватели, работающие полную рабочую неделю. Им нужно платить на пропорциональном основании. Частично занятые преподаватели имеют право на получение пункта за стаж по основной шкале оплаты, если на момент 1 сентября в любом году они отработали любых 26 недель в течение прошедшего года (включая частичную занятость). Частично занятые преподаватели могут просить о пороговой оценке, как только они достигнут максимума по основной шкале оплаты. Министр рекомендует, чтобы рабочее время почасовиков включало, если это уместно, время, потраченное на исполнение других обязанностей помимо преподавания.

Почасовики

Некоторые преподаватели нанимаются на работу на условиях подневного или иного краткосрочного использования их услуг, часто в качестве помогающих учителей. Таким преподавателям платят на основании подневного расчета, исчисляемого при условии, что полный рабочий год состоит из 195 рабочих дней. Нет никаких установленных законом предписаний относительно продолжительности их рабочего дня, однако министр образования полагает, в рекомендательном плане, что такой день должен составлять 6,5 часов рабочего времени (включая исполнение других обязанностей, помимо преподавания). Таким преподавателям всегда должна предоставляться возможность быть вовлеченными в исполнение других обязанностей, помимо преподавания, и в этих случаях учителю следует платить по полной ежедневной норме. Для некоторых случаев, однако, другие обязательства учителя могут препятствовать использованию его услуг во внешкольные часы. Оплата занятости в течение нескольких часов, менее полного рабочего дня, рассчитывается пропорционально.

Почасовики подчиняются тем же правилам, что и преподаватели, работающие на регулярной основе, вне зависимости от того, являются они квалифицированными или неквалифицированными. Технически, каждое новое назначение для почасовика должно повлечь за собой новую оценку заработка. Чтобы минимизировать документооборот, почасовики могут находить удобным хранить заверенную запись всех пунктов, по которым велась оплата их труда в течение года и оценка пособий. Пункты, начисляемые за стаж работы, продвигают к следующему назначению, однако соответствующие органы имеют право проводить переоценку пособий, назначенных любым почасовикам, для исполнения обязанностей по управлению, найму и содержанию, или для преподавания детям со специальными образовательными потребностями.

 

Управление заменами и замещение отсутствующих преподавателей

Профессиональные обязанности преподавателей (включая заместителя и помощника директора школы) включают контролирование и “максимально возможное” обучение любых учеников, чей учитель отсутствует. Однако отдельный учитель обычно не обязан заменять учителя, который отсутствует в течение трех или более рабочих дней подряд, или замещать педагога, о чьем предполагаемом отсутствии соответствующему органу было известно за два или более рабочих дня. Исключительными являются случаи, когда:

– учитель работает как вспомогательный учитель, или

– преподавателю было поручено выполнять определенные обязанности в течение менее чем 75 % от учебной недели.

Министр надеется, что будет сделано все возможное, чтобы минимизировать ущерб, наносимый обучению учеников отсутствием регулярных учителей. Всякий раз, когда возможно, необходимо предусмотреть образовательные курсы во внешкольное время, в которое учителя должны быть доступными для работы: в течение вечеров, во время выходных дней и школьных каникул, когда может производиться соответствующая дополнительная оплата.

Директора должны контролировать возможные пределы отсутствия преподавателей на легальном основании и уделять повышенное внимание эффективному управлению этим процессом. Соответствующие органы должны оценить, насколько эффективны существующие в их школах системы управления и мониторинга учительских отсутствий по болезни. Школы должны принимать эффективные меры на месте, чтобы обеспечить соответствующие внутренние или внешние замены в случаях отсутствия преподавателей, параллельно обеспечивая достаточные ресурсы для внешних замен в пределах школьных бюджетов или через схемы страхования.

Табл. 1. Заработная плата учителей в Англии и Уэльсе (сентябрь 2002)

Основная заработанная плата (оклад)
Базовая шкала заработной платы Для всех школьных учителей, на шкале 6 делений (до сентября 2001 года было 9).

«Место» учителя на шкале определяется его квалификацией и имеющимся опытом

 £17,595,

поэтапный рост примерно на 7,8%, до £25,713

Верхняя шкала Для учителей, достигших максимума на базовой шкале и прошедших аттестацию для перехода на данную – верхнюю – шкалу. На шкале 5 делений. Движение начинается с первого деления и в дальнейшем зависит от результатов ежегодных аттестаций (оценивается достижение запланированных целей и показателей). £27,861,

поэтапный рост примерно на 3,7%, до £32,217

Шкала для учителей высокой квалификации 27 делений: «шаг» продвижения по шкале – 5 делений. При назначении на эту шкалу «место» учителя на шкале определяется характером его работы, его конкретной квалификацией и сложностью задач, которые перед ним стоят, он решает.

Продвижение по шкале зависит от результатов ежегодных аттестаций (оценивается достижение запланированных целей и показателей).

£28,917 с ростом до £46,131
Шкала для руководите­лей 43 деления для директоров школ, их заместителей и помощников (ассистентов). «Шаг» продвижения по шкале – 7 делений.

«Место» на шкале определяется индивидуально в зависимости от размера коллектива и школы (по размеру школы делятся на 8 категорий – при этом используется формула, включающая количество учеников и их возраст; в школе категории 8, как правило, более 1700 учеников, в школе категории 1 – менее 125), а также в зависимости от конкретных должностных обязанностей социальных и экономических характеристик контингента учащихся, от сложности.

Продвижение по шкале зависит от результатов ежегодных аттестаций (оценивается достижение запланированных целей и показателей).

Директора самых маленьких школ (категория 1) –

от £34,542

до £46,442;

 

директора самых больших школ (категория 8) –

от £59,301

до £85,671.

Без профильной подготовки Оплата производится по шкале с 10-ю делениями Поэтапный рост

(в 10 этапов)

от £12,891

до £20,388

Надбавки

За управленчес­кую/руково­дящую работу Для учителей, имеющих существенные, четко определенные менеджерские обязанности

Существует 5 уровней надбавок за разную степень ответственности. Например, в начальной школе надбавки уровней 1 и 2 (в больших начальных школах, возможно и уровня 3) будут выплачиваться учителям, координирующим работу над учебным планом или отвечающим за учебную работу на определенной стадии обучения.

В средней школе надбавки уровней от 1 до 5 выплачиваются за руководство направлением, учебным годом и т.п.

1: £1,593

2: £3,219

3: £5,529

4: £7,611

5: £10,275

Надбавка при приеме на работу & надбавка удержания Выплачивается при назначении и в дальнейшем, в течение неопределенного или фиксированного периода времени. Существует 5 уровней такой надбавки. 1: £0,975

2: £1,914

3: £2,901

4: £4,041 5: £5,262

За работу с особым контингентом учащихся 2 уровня надбавки. Выплачивается учителям специальных школ или обычных школ в случае, если они работают с детьми, нуждающимися в особых воспитательных подходах, или с детьми с ослабленным зрением и слухом 1: £1,262

2: £3,219

Лондонская надбавка 3 уровня – в зависимости от конкретного места проживания Внутренний Лондон: £3,105

Внешний Лондон: £2,043

Окрестности Лондона: £0,792

 

Франция[4]

Статус и оплата труда преподавателей

Закон № 83-634 от 13 июля 1983 г. определяет права и обязанности служащих. Преподаватели относятся к категории служащих.

В статье 4 уточняется, что «служащий обладает по отношению к администрации определенным статусом и его деятельность регламентирована определенными правилами».

Статус носит государственный характер.

Право приема на работу и управление могут быть, в зависимости от обстоятельств, перепоручены или децентрализованы.

Существуют 3 категории служащих (3 типа государственных должностей)

  • государственные служащие
  • территориальные служащие (департамент, регион)
  • работники здравоохранения

Служащие могут переходить из одной категории в другую. Переход может также осуществляться на конкурсной основе (ст. 14 закона № 83-634 от 13/07/1983 с последующими изменениями, принятыми законами № 87-529 от 13/07/1987 и № 96-1093 от 16/07/1996).

В статье 16 говорится; «служащие принимаются на работу на основе конкурса за иск исключением случаев, предусмотренных законодательством».

Прием на работу

Необходимые условия:

Правовые нормы подчиняют процедуру приема на работу определенным условиям, поэтому при приеме на работу учитывается:

  1. национальность;
  2. нравственный облик;
  3. возраст;
  4. дипломы и ученые степени;
  5. физическое состояние.

Способ приема на работу

Прием на работу проходит на конкурсной основе. Конкурсы организованы на государственном уровне и имеют официальную программу. Жюри конкурса состоит из пэров (выбранных представителей системы образования той же профессии, по которой проходит конкурс), преподавателей университетов, инспекторов образования.

В случае успешного прохождения конкурса происходит зачисление на работу.

В этом участвует только соответствующее Министерство.

Продвижение по служебной лестнице

Преподаватели принадлежат группам по разряду:

  • преподаватели средней школы;
  • агреже;
  • преподаватели начальной школы.

В каждом разряде существуют два уровня:

  • обычный класс
  • внеклассная система.

Каждый уровень включает определенное количество ступеней:

Обычный класс:

11 ступеней для агреже, преподавателей средней школы и преподавателей начальной школы

Внеклассная система:

  • 7 ступеней для преподавателей средней школы и начальной школы,
  • 6 ступеней для агреже.

Во внеклассную систему можно вступить, начиная с 7 ступени обычного класса с продвижением по служебной лестнице, но не на конкурсной основе. Изменение ступени может производиться 3 способами: по выслуге лет, «выбором» и «большим выбором» (выбор преподавателей средней школы осуществляет ректор в своей академии, а выбор преподавателей агреже осуществляет министр, и в этом случае выбор производится на государственном уровне). Продвижение зависит от оценки деятельности.

Оценка деятельности

Существует 2 системы оценки преподавательского состава:

  • административная оценка – такая же, как для остальных служащих, Она касается пунктуальности, эффективности труда, проявления личных способностей и приводит к оценке в баллах, выставляемой компетентным административным органом. Ежегодно Провизор (руководитель Лицея) составляет отчет о работе преподавателя. Оценка в баллах и отчет доводятся до сведения преподавателя.
  • педагогическая оценка находится в ведении инспектора по соответствующим предметам.

В соответствии с выставленной оценкой преподаватель продвигается по ступеням служебной лестницы до последней 11-й ступени обычного класса. Для этого необходимо:

  • 20 лет при «Большом выборе»;
  • 26 лет при простом «Выборе»;
  • 30 лет по выслуге лет

 

Табл. 2. Требования к стажу работы преподавателей

 

Ступень Большой выбор Выбор По выслуге лет
с 1 по 2       3мес.
2-3       9мес.
3-4       1год
4-5 2 года     2года 6 мес.
5-6 2 года 6 мес. 3года 3года 6 мес.
6- 7 2 года 6 мес. 3года 3года 6 мес.
78 2 года 6 мес. 3года 3года 6 мес.
8-9 2 года 6 мес. 4года 4года 6 мес.
9- 10 3 года   4года 5лет
10-11 3 года   4года 6 мес. 5лет 6 мес.

 

В статье 20 с изменениями, внесенными законом № 91-715 от 26/07/1991, говорится о денежном вознаграждении, которое предоставляется после проделанной работы. Оно зависит от разряда преподавателя – агреже, преподаватель средней школы, преподаватель начальной школы.

Каждой ступени соответствует определенное количество баллов, называемых индексом. Номинальный оклад получается путем умножения индекса, соответствующего разряду преподавателя, на номинальную стоимость индекса.

 

Денежное вознаграждение

Состоит из следующих компонентов.

  • номинальный оклад, который равен произведению индекса, соответствующего разряду преподавателя, на номинальную стоимость индекса (т.е. на 52,4933 Евро / в год);
  • жилищное пособие, порядок выплаты которого определяется соответствующим декретом. Надбавка предусматривает возмещение расходов в связи более высоким уровнем стоимости проживания в некоторых географических зонах.

Существует 3 географические зоны:

1 – 3% набавка от номинального оклада

2 – 1% набавка от номинального оклада

3 – 0% набавка от номинального оклада

Табл. 3.           Данные о зарплате педагогов во Франции

Агреже обычный класс
ступень Индекс сумма в год
1 378 19 842,47
2 435 22 834,59
3 477 25 039,30
4 517 27 139,04
5 553 29 028,79
6 592 31076,03
7 634 33 280,75
8 683 35 852,92
9 733 38 477,59
10 782 41 049,76
11 820 43 044,51
Преподаватель средней школы обычный класс
ступень индекс сумма в год
1 348 18 267,67
2 375 19 684,99
3 394 20 682,36
4 415 21 784,72
5 448 23 517,00
6 466 24 461,88
7 494 25 931,69
8 530 27 821,45
9 566 29 711,21
10 611 32 073,41
11 657 34 488,10

 

 

 

Размер надбавки рассчитывается на основе номинального оклада с учетом зоны расположения места работы служащего. Этот способ позволяет повысить оплату труда для служащих, которые живут в городах с высокой стоимостью проживания (например, в Париже). Надбавка включает:

  • семейное пособие, размер которого зависит от возраста и количества детей, находящихся на иждивении;
  • надбавка за классное руководство, которая составляет на сегодняшний день(25/11/03) для преподавателя средней школы:
  • – 6-5-4-ые классы колледжа (что соответствует 6-7-8-ому классу российской школы) – 96,83 Евро ежемесячно;
  • – 3-й класс колледжа и профессионального лицея + 2 класс лицея (уровень 9-ого класса российской школы) – 109 Евро ежемесячно;
  • – 1й и Выпускной класс (соответственно, 10-11-ый классы российской школы) – 69,58 Евро ежемесячно;

Для преподавателей разряда Агреже эта надбавка в любом случае составляет 134,14 Евро ежемесячно.

  • Надбавка (ISO) за дополнительные занятия и школьную ориентацию (выбор школьниками дальнейшего обучения), которая является одинаковой для всех и составляет 94,40 Евро ежемесячно.
  • Надбавка за ежегодные дополнительные часы (HSA), в случае превышения нормативного количества часов по расписанию (обязательные 18 часов в неделю для дипломированного преподавателя средней школы, 15 часов – для преподавателя разряда Агреже).

Размер надбавки зависит от разряда преподавателя, расчет ведется, начиная с первого дополнительного часа:

1 ч = 28,18 Евро для преподавателя средней школы

1 ч = 40,31 Евро для преподавателя разряда Агреже

Надбавка (HSA) выплачивается ежемесячно в течение 9 месяцев, в том числе во время коротких каникул (рождественских, зимних и весенних).

  • Надбавка за разовые дополнительные занятия (HSE), которые оплачиваются за каждый дополнительный час работы. Они также меняются в зависимости от разряда:

1 ч = 46,36 Евро для преподавателя Агреже

1ч = 32,41 Евро для преподавателя средней школы

 

  • Обязательные семейные пособия:
  • на начало учебного года
  • семейные пособия в зависимости от количества, возраста детей и доходов семьи
  • родительские пособия на образование
  • в случае усыновления
  • для родителей-одиночек и т.д.

(существует множество пособий в зависимости от особенностей социального положения).

  • Специальная надбавка для Особой образовательной зоны (ZEP).

Она выплачивается ежемесячно тем преподавателям, которые работают в официально признанных сложных зонах. Данная надбавка составляет 90,97 Евро для всех преподавателей вне зависимости от их разряда.

В конце каждого месяца преподаватели получают зарплату и индивидуальную платежную ведомость, в которой указаны все виды выплат.

Вычеты

Из общей суммы номинальной начисленной заработной платы производятся следующие вычеты:

  1. Пенсионный – 7,85%
  2. C.S.G. – общий социальный взнос в размере 2,4%, не вычитаемый из налогов на прибыль и распространяемый на 95% общего (валового) дохода
  3. C.S.G. – общий социальный взнос в размере 5,1%, вычитаемый из налогов на прибыль и также распространяемый на 95% общего (валового) дохода
  4. R.D.S. Выплата социального долга в размере 0,5% (рассчитанная на той же основе – 95% валового дохода)
  5. Солидарный взнос в размере 1% рассчитывается на основе валовой зарплаты, а также всех надбавок и семейных пособий, за вычетом пенсионного взноса
  6. MGEN – взнос в размере 2,5% в Общество взаимопомощи служащих государственного Образования (социальное страхование на оплату медицинской и хирургической помощи).

Налоги

Подоходный налог начисляется на общий доход семьи по системе соответствующих коэффициентов. Сумма дохода сообщается администрацией образовательного учреждения фискальным органам.

 

Служебные обязанности

Служебные обязанности и нагрузка во время школьных занятий меняются в зависимости от разряда преподавателя, полученного в результате успешного прохождения конкурса на степень агреже или преподавателя средней школы в колледже и лицее. Недельная нагрузка составляет:

  • Преподаватель в начальной школе – 26 часов
  • Преподаватель агреже – 15 часов
  • Преподаватель в средней школе – 18 часов.

В колледже и лицее нагрузка будет увеличена или уменьшена в зависимости от количества учащихся: меньше 20 учеников в течение 8 часов – преподаватель средней школы должен отработать еще 1 час, т.е. 19 часов, а преподаватель агреже -16 ч.

Если нагрузка учителя составляет больше 6ч. в предвыпускном и/или в выпускном классе, то он должен отработать на 1 час меньше, т.е. 17 ч. (преподаватель средней школы) и 14 ч. (преподаватель агреже).

Существует также система освобождения от 1 часа занятий для преподавателя – координатора по истории-географии (для кабинетной работы), преподавателя физики-химии (для работы в лаборатории) и преподавателя биологии (также для работы в лаборатории).

Возможно обращение к преподавателям с просьбой отработать дополнительно оплачиваемые часы, так называемые:

HSA – годовые дополнительные часы

HSE – разовые дополнительные часы

Наряду с профессиональными обязанностями, преподаватели имеют обязательства относительно моральных аспектов работы, которые должны проявляться в:

  • сдержанности;
  • профессиональной этике;
  • объективности;
  • непредвзятости.

Преподаватель также:

  • участвует в совете класса, под председательством руководителя учебного заведения или его представителя, во время которого обсуждаются учебные результаты каждого ученика по четверти;
  • участвует в школьной (профессиональной) ориентации учеников;
  • участвует в совете по обучению, который объединяет преподавателей одного предмета (например, все преподаватели истории-географии или все преподаватели математики).

Советы по обучению проходят под председательством руководителя учебного заведения, который:

  • принимает участие в собраниях родителей и преподавателей;
  • участвует в работе жюри во время проведения экзаменов на получение аттестата об окончании колледжа и на получения диплома бакалавра.
Заслуги

Речь не идет о зарплате за профессиональные заслуги в прямом смысле этого слова, но если взглянуть на карьеру преподавателя общей продолжительностью в 40 лет, то разница в оплате труда, в зависимости от времени прохождения ступеней, очень велика. Безусловно, в этом немалую роль играют профессиональные заслуги.

 

Преподаватели средней школы:

Между выслугой лет по обычному классу и «большим выбором» разница составляет 64 829 Евро

Между выслугой лет по обычному классу и «большим выбором» внеклассной системы разница составляет 197 346,30 Евро

Преподаватели Агреже

Между выслугой лет по обычному классу и «большим выбором» разница составляет 72 204,50 Евро

Между выслугой лет по обычному классу и «большим выбором» внеклассной системы она составляет 138 346,10 Евро

Если сравнить общий доход преподавателя средней (или начальной) школы уровня обычного класса, который продвигается за счет выслуги лет, и преподавателя Агреже внеклассной системы, продвижение которого происходило на основе «Большого выбора», за 40 лет трудовой деятельности, то разница в оплате будет составлять 441 914 Евро.

Преподаватель средней школы работает с учениками 18 ч, преподаватель агреже – 15 ч.

Если бы преподаватель Агреже работал 18 ч., т.е. дополнительно 3 часа в неделю, эта разница была бы еще более значительной.

Германия

Учителя в Германии являются госслужащими. При этом Германия, будучи федеративным государством, позволяет входящим в ее состав землям выстраивать образовательное законодательство во многом автономно. Отсюда проистекает некоторая несхожесть конкретных реализаций системы оплаты труда педагогических работников в разных районах Германии. Тем не менее, имеются некоторые единые общие принципы, изложенные ниже.

Общие принципы

  1. В Германии тарифицирована (учтена) не только (как ныне в Российской Федерации) урочная нагрузка. Рабочее время учителя включает в себя также время, затрачиваемое на:
  • участие в заседаниях педагогического совета,
  • в работе методических объединений,
  • в органах школьного самоуправления,
  • на повышение квалификации, подготовку к урокам,
  • на участие в родительских собраниях, проведение замен и т.п.
  1. Некоторая часть рабочего времени учителя тарифицируется пропорционально объему урочной нагрузки (прежде всего подготовка к урокам и проверка тетрадей). На практике для этого используется дифференцированная система коэффициентов. Так урокам литературы на старшей ступени гимназии присваивается максимальный коэффициент 1,8; урокам физкультуры — 1,25 и т.д.
  2. Принципиально важным является положение, препятствующее бесконтрольному увеличению объема педагогической нагрузки. Учитель в Германии обязан часть своего времени затрачивать на внеурочную деятельность, и эта деятельность четко учитывается («тарифицируется»).
  3. Система учета рабочего времени учителя, принятая в Германии, исходит из определенной неравномерности в распределении различных видов деятельности учителя в течение года (каникулы), что делает актуальным составление годового плана распределения рабочего времени учителя. В этом отношении немецкая система близка к системе, принятой в высшей школе в России. Более того, предусмотрена возможность компенсировать некоторую «недоработку» или «переработку» в течение одного учебного года на следующий год. Такая возможность существенно упрощает работу по  штатно-окладной системе.
  4. Документы по штатно-окладной системе оплаты труда педагогических работников в Германии ясно демонстрируют стремление к учету всех временных затрат, необходимых для исполнения учителем его должностных обязанностей. Так, при планировании учитываются курсы повышения квалификации, работа в органах школьного самоуправления (в Германии, в ситуации относительно развитого коллегиального подхода к управлению, это довольно актуально), дежурства по школе и т.п.
  5. Важно отметить, что система оказывается достаточно гибкой в силу определенных традиций (один учитель, как правило, преподает два предмета), а также включению в систему учета ряда функций, в России обычно связываемых с отдельными должностями (классное руководство, функционал заместителя директора, социального педагога, педагога дополнительного образования).
  6. Также весьма существенно то обстоятельство, что в ФРГ оказалась принятой  реалистичная норма общего объема работы учителя — порядка 48 часов в неделю. Тем самым, например, возможно на практике учесть объемы времени, уходящие у учителя на подготовку к урокам (в Германии это делается за счет соответствующих попредметных коэффициентов). Из того, что в нашем Трудовом кодексе содержится якобы «гуманная» запись об ограничении рабочего времени педагога 36-ью часами в неделю, вытекает однако, что адекватное реальной практике нормирование подготовки к урокам – неисполнимо. В противном случае, учитывая, что на практике — как в Германии, так и в России — собственно урочная нагрузка учителя занимает не более 40-45% объема от его общей занятости, мы бы должны были определить базовую урочную нагрузку учителя в объеме всего лишь ~ 10-15 часов в неделю, что очевидным образом нереально и не нужно.

Примеры.  Примеры расчетов рабочего времени для различных категорий учителей взяты из соответствующих законодательных актов г. Гамбурга (приравненного по своему статусу к федеральной земле [аналогично субъекту федерации], в т.ч. «Положение о трудовом распорядке (рабочем времени) учителей государственных школ», от 1 июля 2003 года). При этом следует иметь в виду, что для дифференцированного определения затрат все педагогические обязанности — в зависимости от предмета и ступени обучения — получают определенное временное измерение. Таким же образом оцениваются и функциональные обязанности, общие обязанности и дополнительные занятия с отстающими. Для индивидуализированных расчетов школами было получено соответствующее программное обеспечение. Ориентировочное впечатление от «гамбургской системы» можно составить, рассмотрев расчеты для занятого на неполную ставку учителя начальных классов и имеющего полную нагрузку преподавателя немецкого языка и физкультуры, работающего в гимназии.

 

Табл. 4. Пример расчета для занятого на неполную ставку учителя начальных классов[5]

  В настоящий момент Должно быть
Обязанности/функционал, пояснения WStd Коэффи­циент Количество рабочих часов в неделю Количество рабочих часов в неделю
Общие обязанности  
Неделимые общие обязанности   1,8 1,8  
Делимые общие обязанности   2 1,3  
Функционал  
Управляющая группа     1  
Группа классного руководства     1,76  
Домашние задания     1  
Преподавание 29,94
Преподавание в начальных классах 18 1,3 2,8  
DAZ 2 1,2 2,4  
Суммарная недельная нагрузка 18   30,04 29,94
  Часы преподавания   Рабочие часы — в настоящий момент Рабочие часы — должно быть
Недель преподавания в год   38 Нагрузка в настоящее время:
28 часов — недельная нагрузка — должна быть
18 — фактическая (частичная) нагрузка
Часов — в настоящий момент — в год   1.141,38
Часов — должно стать — в год   1.137,64
Баланс — часов в год   3,72

Табл. 5. Пример расчета для занятого на полную ставку учителя гимназии[6]

  В настоящий момент Должно быть
Обязанности/функционал, пояснения WStd Коэффициент Количество рабочих часов в неделю Количество рабочих часов в неделю
Общие обязанности  
Неделимые общие обязанности   1,8 1,8  
Делимые общие обязанности   2 2  
Функционал  
Классный руководитель 5 класса     3  
Гандбольная команда     2  
Контактный учитель (работа с учащимися)     1,5  
Преподавание 29,94
Немецкий язык, 5 класс 5 1,8 8  
Физкультура, 5 класс 3 1,25 3,75  
Немецкий язык, 8 класс 4 1,7 2,2  
Физкультура, 8 класс 3 1,25 3,75  
Немецкий язык, LK, 3/4 суббота 5 1,8 9  
Физкультура, старшие классы 4 1,25 5  
Суммарная недельная нагрузка 24   48,60 48,57
  Часы преподавания   Рабочие часы — в настоящий момент Рабочие часы — должно быть
Недель преподавания в год   38 Нагрузка в настоящее время:
24 часов — недельная нагрузка — должна быть
18 — фактическая (частичная) нагрузка
Часов — в настоящий момент — в год   1.770,80
Часов — должно стать — в год   1.770
Баланс — часов в год   0,80

Словакия[7]

Количество школ

В Республике Словакия школы, дающие начальное и среднее образование, принадлежат, главным образом, государству, хотя после 1989 года в сети начального и среднего образования снова появились частные и церковные школы.

Сеть начальных и средних школ в Словакии отличается довольно высокой плотностью. Начальные школы имеются и в маленьких деревнях, хотя при этом часто бывает, что учитель проводит занятия одновременно с учениками разных возрастов. В 2001/2002 учебном году около 200 начальных школ располагалось в деревнях, население которых, по последней переписи от 26.05.2001 г., составляло менее 500 постоянных жителей. Приблизительно 64,0 % начальных школ находится в 1 572 деревнях, 29,5 % – в 134 малых городах и 6,5 % – в двух крупных городах. По состоянию на 26.05.2001 г. всего в Республике Словакия было 2883 населенных пункта (включая 4 военных городка), из которых 134 считаются малыми городами и 2 – крупными городами. Деревенские школы, дающие незаконченное среднее образование, составили 45,0 % от общего количества школ, дающих этот уровень образования. Преобладающая часть школ, дающих законченное среднее образование, была расположена в малых и крупных городах (91,6 %).

Финансирование государственных школ

В финансировании государственных школ, учреждений внешкольной работы и учреждений школьного типа произошли существенные изменения в результате введения особых правил, а именно

  • в результате принятия Закона № 506/2001 в рамках Кодекса законов о финансировании начальных школ, средних школ, школьных и внешкольных учреждений;
  • в результате принятия Приложения к Закону № 303/1995 в рамках Кодекса законов о бюджете (в редакции, исправленной в соответствии с внесенными поправками), со сроком вступления в силу 01.01.2002 г.

Финансирование государственных школ до завершения налоговой реформы (2004 г.) производилось из средств государственного бюджета по статьям расходов на Министерство образования и на местные органы управления образованием. После удовлетворения бюджетных потребностей муниципалитетов и территориальных единиц более высокого уровня средства государственного бюджета выделялись на финансирование педагогической деятельности и на капитальные вложения. Муниципалитеты и территориальные единицы более высокого уровня, являющиеся учредителями школ на местах, берут на себя текущие операционно-эксплутационные затраты. В настоящее время в хозяйственном плане школами управляют как некоммерческими и частично как бюджетными организациями. Недавно принятые постановления предусматривают, что в дальнейшем для выполнения ряда функций можно будет прибегать к услугам других некоммерческих организаций. Основная причина для передачи ряда полномочий в образовательной сфере на уровень местных органов власти заключается в том, что муниципалитеты и другие территориальные единицы имеют лучшие предпосылки для управления образованием на местах и для более эффективного распределения ресурсов.

Заработная плата учителей

Учителя и другой персонал образовательных учреждений трудно сравнивать с другими категориями работников. Стартовая заработная плата учителей с высшим образованием составляет 8 190 SK (словацких крон) (приблизительно 200 EUR), после одного года работы- 9720 SK (приблизительно 230 EUR), после 10 лет работы – 11780 SK (приблизительно 280 EUR), после 32 лет – 11670 SK (приблизительно 350 EUR). К тарифной заработной плате каждого учителя может прибавляться индивидуальная надбавка – в среднем 800 SK (приблизительно 20 EUR).

Реальный ежемесячный заработок начинающего учителя лежит в пределах от 8000 до 9000 SK (210 EUR), заработок учителя перед пенсией – примерно 16 000 SK (380 EUR).

С 1989 года наблюдалась следующая динамика средней заработной платы в народном хозяйстве и в секторе образования: в период с 1989 по 1992 год разрыв был небольшим, затем разрыв стал постепенно увеличиваться. К началу 2001 года средняя заработная плата в секторе образования составляла приблизительно 75 % от уровня заработной платы в активно развивающихся отраслях. Следует указать на то, что большинство занятых в секторе образования составляют люди, имеющие университетское образование, но по уровню зарплат сектор школьного образования занимает предпоследнее место в списке, состоящем из одиннадцати отраслей национальной экономики. Тарифный заработок учителей в течение их карьеры сравнивается с жалованьем других служащих, состоящих на государственной службе. Заработная плата учителей значительно ниже, чем жалованье государственных служащих (различные льготные выплаты еще больше увеличивают эту разницу). Льготы эквивалентны примерно одной десятой части заработной платы. Следует, однако, сказать, что между отдельными школами тоже есть очень большие различия в уровне оплаты труда – это зависит от менеджмента и от того, какие финансовые средства ассигнуют местные органы власти. Льгот в неденежной (натуральной) форме для государственных служащих и работников общественно-государственного сектора не существует.

Уровень заработной платы и льгот и условия труда не способствуют созданию мотивации для прихода в учительскую профессию, они, напротив, отпугивают преподавателей. Качество школьной работы многих учителей снижается, поскольку они вынуждены заниматься различными другими видами деятельности, чтобы в дополнение к низкому окладу заработать еще какие-то суммы.

Вполне обычным является то, что учителя ищут дополнительную работу, в том числе и не связанную с преподаванием, они работают распространителями различной продукции, занимаются на дому обработкой различных заказов, занимаются уборкой, уходом за детьми, выполняют административную работу, работают в сфере услуг, в магазинах и т.д. В регионах 20 % учителей школ работают во время отпуска и из своего каникулярного отпуска на зарабатывание денег тратят более четырех недель,

Единственным очевидным фактом возвращения учителей к преподавательской деятельности после перерыва является возвращение женщин-учителей в школу по окончании декретного отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Данные о масштабах и структуре этого явления отсутствуют.

Оценка работы, аттестация учителей

Нормами трудового законодательства Словакии, распространяющимися на сектор образования, не предусматривается, чтобы вышестоящий руководитель или работодатель проводил оценку работы учителя. Хотя Кодекс законов о труде, Закон об образовании, а также инструкции, определяющие порядок работы, содержат упоминание о том, что учитель должен постоянно повышать свою квалификацию, не существует положений, налагающих на кого-либо обязанность проверять выполнение этого требования и говорящих о возможных последствиях отрицательной оценки.

Обязательная официальная аттестация проводилась до недавнего времени только на начальном этапе работы молодых учителей. Перед завершением этого этапа такая аттестация обязательно проводилась так называемым преподавателем-наставником, и результат представлялся на утверждение руководителю школы.

Как правило, учитель подвергается оценке при определении размеров индивидуальных надбавок, которые выплачиваются ему сверх заработной платы, и в случае предложения о выплате ему премии. Согласно закону о государственной службе, первое возможно на основе письменного предложения о выплате индивидуальных надбавок в качестве признания особо высокого уровня квалификации и результатов, достигаемых учителем в своей работе. Предел таких дополнительных выплат – 70 % от тарифной ставки данного учителя. Второе возможно на основе письменного предложения о выплате учителю вознаграждения за высокое качество выполнения какой-то работы или за выполнение какой-то задачи, выходящей за рамки прямых обязанностей, за выполнение дополнительных функций, за выполнение особо важной задачи, за достижение заранее оговоренного рабочего показателя или же за трудовые заслуги в целом, что возможно при достижении 50-летнего возраста, – такое вознаграждение (премия) может достигать уровня должностного оклада. Тем не менее, ни в том, ни в другом случае не существует обязывающих правил проведения соответствующей оценки.

Карьерный рост учителей                

Учитывая тот факт, что, согласно закону о государственной службе, учителя являются государственными служащими, их карьерное продвижение определено законом. Это продвижение происходит более или менее автоматически и зависит от стажа.

Карьерное продвижение учителей связано только с назначением на какую-либо (руководящую) должность. Руководящая работа (руководителя школы или его заместителя) сопровождается прибавкой к окладу, что определено приложением к закону о государственной службе (например, руководитель средней школы получает прибавку в размере 10 – 34 % от заработной платы, начисляемой по соответствующей шкале, заместитель руководителя – прибавку в размере 8-28 %). Исполнение других должностей (например, классный руководитель, консультант-методист и т.п.) компенсируется снижением еженедельной преподавательской нагрузки.

Другие дополнительные выплаты, надбавки, премии охарактеризованы в предыдущем разделе.

Еще одни выплаты, на которые может претендовать учитель, – это плата за практическое обучение будущих учителей в соответствующих учебных заведениях. Дополнительная плата за час такой работы равняется 50 % почасовой оплаты, исчисленной из должностного оклада.

Закон о государственной службе позволяет также увеличивать на 15 % ставку тем работникам школ, школьных и внешкольных учреждений, которые участвуют в выполнении задач, связанных со здравоохранением. Типы школ и учреждений, предназначенных для этих целей, определены Министерством образования.

Подготовленные изменения, касающиеся карьерного роста учителей, представлены в так называемых Инициативах Тысячелетия. Отправная точка – это то, что рост заработной платы должен быть основан не только на величине педагогического стажа, но и на качестве выполнения учителем его работы.

Тарифы

Шкалы заработной платы (тарифные сетки) для работников, занятых в секторе школьного образования, действуют с 01.04.2002 г. и определены Законом №.313/2001 Кодекса законов о государственной службе. Непосредственно педагогического персонала, в частности, касаются Приложение 7, Законы №.165/2001 и № 408/2002 о внесении изменений и дополнений в закон о государственной службе.

Законодательные установления о шкалах заработной платы, действовавшие с 31.03.2002 г. предусматривали 12 тарифных классов (II) и внутри них – 10 разрядов оплаты (PS), которые устанавливались в соответствии с величиной стажа. Величина стажа “измерялась” 3-х-годичными отрезками. В отличие от этих правил на сегодняшний день имеется 14 тарифных классов и 12 разрядов. Причем сначала переход в более высокий разряд происходит после двух лет работы, что позволяет в начале трудовой деятельности более быстро продвигаться вверх по шкале заработной платы, а на более поздних стадиях переход в следующий разряд происходит после трех лет работы в данном разряде.

Конкретно отнесение персонала образовательного сектора к соответствующему классу и разряду осуществлено в постановлении правительства № 111/2002, в котором даны перечни тех выполняемых на государственной службе видов трудовой деятельности, в которых преобладает умственный труд, а также постановлением правительства № 570/2002 (вступило в силу 01. 10. 2002), которое внесло изменения и дополнения в эти перечни.

Педагогический персонал в детских садах – работники со средним образованием без опыта – относятся на срок 3-12 месяцев к классу ТТ 4; остальной педагогический персонал с высшим образованием – к классу ТТ 8 и выше, что зависит прежде всего от уровня образовательной деятельности, которая осуществляется в детских садах, начальных школах, средних школах и высших учебных заведениях, от выполнения квалификационных требований, предписанных для данной деятельности в соответствии с типом школы, и от имеющегося опыта.

Профессиональная и педагогическая квалификация преподавательского состава является предметом рассмотрения в Постановлении № 41/1996, в которое Постановлением № 379/2000 были внесены изменения и дополнения. Его цель состояла в том, чтобы определить состояние профессиональной и педагогической квалификации преподавательского состава, организацию и способы проверки квалификации. Образовательная деятельность может осуществляться работниками, которые имеют профессиональную квалификацию, но не имеют педагогической подготовки. Получение педагогической квалификации должно начаться не позднее, чем через два года после начала преподавательской деятельности, и должно быть закончено в пределах четырех лет. При определенных условиях работники, не имеющие педагогической подготовки, но имеющие, по меньшей мере, 15 лет стажа практической педагогической работы и достигшие возраста 45 лет, имели возможность либо подтвердить педагогическую квалификацию, либо в некоторых случаях не делать этого. С другой стороны, те, кто не выполнял поставленных им условий, не могли далее вести педагогическую работу, их увольняли или переводили на другую работу. Преподаватели, имеющие соответствующую требованиям квалификацию и прошедшие аттестацию по новой шкале заработной платы от 01.04.2002 г., были переведены, по крайней мере, на один разряд оплаты или на один тарифный класс выше. Во многих случаях им был повышен и разряд оплаты, и тарифный класс, а иногда происходило повышение оплаты на два разряда.

Педагогическая и образовательная работа в специальных/ специализированных школах всех типов требует наличия высшего образования (с соответствующей специализацией) у всех без исключения сотрудников, выполняющих эту работу. В данной сфере сотрудники, имеющие профессиональную и педагогическую подготовку, должны пройти курс повышения квалификации, начав его в течение четырех лет после начала работы и завершив самое позднее через семь лет после начала работы.

 

 

Размер классов и рабочая нагрузка учителя

Основная организационная единица для обучения в школе – класс. Количество учеников в классе устанавливается Министерством образования в общих положениях, обязательных для исполнения.

В начальной школе в классе как минимум 15 учеников. Максимальное количество учеников в 1-м классе – 29, в классах со 2-го по 9-й – до 34. В отдаленных деревнях, в труднодоступных сельских районах, горных поселениях и изолированных поселках, а также в регионах со смешанным этническим составом населения, где из-за малого количества учеников невозможно сформировать отдельные классы для каждого возраста, создаются начальные школы с классами, объединяющими учеников разных возрастов. В этих школах, как правило, обучение ведется только по программе 1-4 классов (т.е. они дают только начальное образование), и преподаватель в одном классе занимается с детьми как минимум двух, а в большинстве случаев и четырех возрастных групп. В классе, объединяющем учеников нескольких возрастов, количество учеников не может превышать 24.

В средних школах в классе для занятий в течение полной рабочей недели минимальное число учеников – 17, максимальное – 34. Руководитель школы может, если на то есть серьезные причины, увеличить количество учеников в классе до 38 – с согласия школьного совета. В школах, расположенных на территориях со смешанным этническим составом населения, органы власти, в ведении которых находится школа, могут в порядке исключения разрешить создание классов с количеством учеников менее 17, но не меньше, чем 12.

В школах, дающих начальное и среднее образование, в дополнение к учителям имеется другой персонал, как занимающийся обучением, так и не участвующий непосредственно в обучении. Персонал, участвующий в обучении, включает, прежде всего, всех воспитателей и преподавателей профессионального обучения, которые должны иметь квалификацию в области преподавания. Кроме того, есть также вспомогательный педагогический персонал и инструкторы по профессиональному обучению, которым не обязательно иметь преподавательскую подготовку. Персонал, не участвующий непосредственно в обучении, состоит из двух подгрупп:

  • административно-технический персонал, обеспечивающий деятельность школ, внешкольных учреждений, учреждений школьного типа, органов школьного управления,
  • специалисты различных профессий, работающие непосредственно в школе (например, психологи) или вне школ в специализированных учреждениях (административные работники, библиотекари и т.д.).

Объемы преподавательской и воспитательной работы учителей определены правительственным постановлением № 162, вступившим в силу 01.04.2002 г.

Еженедельное рабочее время преподавательского состава складывается из основной учебной нагрузки и времени, в течение которого учителя выполняют другую работу, связанную с обучением, – в соответствии с Инструкцией о распорядке работы школ, внешкольных учреждений и учреждений школьного типа. Базовая недельная нагрузка учителя зависит от типа школы и составляет от 15 до 35 часов. Длительность уроков, на которых преподаются теоретические знания, выполняются упражнения и проводятся практические занятия, составляет 45 минут; практические занятия в различных внешкольных учреждениях и учреждениях школьного типа или в рамках профессионального обучения длятся 60 минут. Любая деятельность, связанная с преподаванием и обучением, превышающая базовую нагрузку, является дополнительной (сверхурочной) работой. Если на учителя возлагается проведение классных часов, то он не переводится в более высокий тарифный класс, но ему уменьшают базовую нагрузку на 1 – 2 часа в зависимости от количества классов. Если учитель выполняет функции консультанта-методиста, его базовая нагрузка уменьшается в зависимости от числа учеников и типа школы на 1 – 3 часа.

Базовая учебная нагрузка для руководящих работников образовательных учреждений (руководитель, заместитель руководителя и т.п.) определяется по особой шкале, которая учитывает тип школы и количество классов или учеников. Базовая нагрузка составляет от 4 до 23 часов. За управленческую работу руководящий персонал получает процентные надбавки, размер которых зависит от уровня управления, степени ответственности, типа школы, количества учеников и т.д. Помимо регулярной зарплаты, выплачиваемой в соответствии с тарифным классом и разрядом, и надбавки за управленческую работу, могут выплачиваться индивидуальные надбавки. В отличие от прошлой практики все другие дополнительные выплаты отменены. Из-за недостатка фондов заработной платы, которые были направлены, прежде всего, на реформирование тарифной сетки и введения новых шкал заработной платы в секторе образования, вознаграждение в форме индивидуальных надбавок сокращено до минимума и используется в исключительных случаях, чаще всего как поощрение за отличные результаты.

 

США

В США устроиться работать в школе гораздо сложнее, чем в университете. Если для университета необходимо наличие соответствующей квалификации и степени, то для школы – этого далеко не достаточно. Даже тем, кто имеет высшую научную степень в США – степень доктора философии (Ph.D. – Doctor of Philosophy), приходится сдавать серию тестов и проходить специальную образовательную комиссию на уровне департамента образования штата для получения сертификата на право работы в школе. Особенно жесткие условия предъявляются для выдачи разрешения работать в государственной школе; в частных школах – требования более гибкие.

Поскольку учителя выполняют важную и достаточно значимую для общества функцию подготовки нового поколения, государство заинтересовано в качестве подготовки учителей. Функцию контроля качества подготовки учителей выполняют органы лицензирования и сертификации при соответствующих государственных департаментах образования в каждом отдельном штате. Причем, требования могут варьироваться от штата к штату, иногда – очень значительно. В основном, программы сертификации и лицензирования охватывают следующие разделы подготовки учителя: базовые академические умения; предметные знания; знание методов обучения; непосредственное проведение уроков на практике.

С этой целью разработаны специальные батареи тестов для будущих учителей. Одной из наиболее распространённых тестовых серий является серия «Праксис» (Praxis). Как правило, сдача тестов серии «Праксис» является необходимым начальным этапом процесса получения лицензии на образовательную деятельность в школе. «Праксис» покрывает различные уровни подготовки к педагогической деятельности в школе:

  • уровень вступительных тестов в университетских программах подготовки учителей;
  • уровень выпускных тестов в педагогических колледжах, а также стартовый уровень для потенциальных школьных учителей;
  • уровень начинающих учителей в течении первого года работы в школе.

Первый уровень соответствует оценке базовых академических умений (умений читать, писать и элементарных математических умений) и рекомендуется для тестирования при поступлении в педагогические колледжи. Это тесты на измерение так называемых «предпрофессиональных» педагогических умений (PPST – pre-professional skills tests).

Второй уровень охватывает предметную область и рекомендуется для тестирования выпускников педагогических колледжей, а также других специалистов, планирующих посвятить себя педагогической деятельности в школе. Измерение предметных знаний и умений в серии «Праксис» представлено батареей, состоящей из 4 тестов:

  • Ключевая батарея тестов (на измерение общих знаний, коммуникативных умений и профессиональных педагогических знаний).
  • Серия специальных тестов на измерение предметных знаний и умений.
  • Серия тестов на измерение интегративных, межпредметных знаний.
  • Серия тестов на измерение знаний в области дидактики и методики преподавания.

Третий уровень – уровень измерения педагогической деятельности непосредственно в учебном процессе. Как правило, эта оценка осуществляется представителями центров тестирования в процессе посещения аудиторных занятий начинающих учителей в первый год работы в школе. Этот уровень важен для молодых учителей с точки зрения закрепления на рабочем месте и дальнейшего продвижения по карьере школьного учителя (как в организационном, так и в финансовом плане). Так же как и у нас в России, в США существует многоступенчатая система оплаты труда школьного учителя. Та или иная ступень присуждается в зависимости от уровня профессиональной квалификации, результативности работы и опыта (стажа) педагогической деятельности. В качестве примера ниже приведена часть сетки оплаты труда учителя в одном из школьных округов штата Огайо (табл. 6.)

Табл. 6. Сетка оплаты школьного учителя

Разряд Бакалавр Магистр Доктор
0 26.083,00 28.691,30 29.995,46
1 27.491,48 30.256,28 31.612,60
2 28.899,96 31.821,26 33.229,74
…… …… ….. …..
23 47.210,24 55.295,96 57.486,94
24 48.618,72 56.860,94 59.104,08

Тесты серии «Праксис» разрабатываются специалистами государственной Службы по образовательному тестированию (ETS – Educational Testing Service). Для разработки каждого теста создается специальная комиссия, включающая в себя представителей науки, образования, школьной администрации и рядовых учителей-предметников. В процессе разработки тест проходит многократную экспертизу и оценку по каждой секции и по каждому вопросу. После разработки теста, он подвергается статистической проверке и анализу на валидность, надежность и репрезентативность.

Вполне естественно, что тесты серии «Праксис» не могут охватить весь спектр общих и профессиональных знаний испытуемых. Более того, тесты не могут прогнозировать насколько хорошим учителем будет данный испытуемый. Иными словами, они имеют свои границы применения: прежде всего, эти тесты предназначены для измерения знаний потенциальных учителей в тех рамках всесторонности, которые может позволить любой тест, состоящий из конечного числа вопросов. Тем самым, они способны предоставить базовую информацию органам лицензирования и сертификации о профессиональной пригодности того или иного претендента на педагогическую работу в школе.

 

Как видно из приведенного анализа, во всех странах оплата труда включает не только проведение уроков. Обычно, в зависимости от квалификации и вида деятельности, устанавливается общая нагрузка педагога в неделю и норма (как правило, максимальная) на количество проведения уроков. В общую норму часов работы включены и участие в педагогических совещаниях, и работа в общественных советах, методическая работа, работа с родителями и т.д.

Если педагогу вменяется в обязанности выполнение каких-то дополнительных работ (нагрузок), то чаще всего при этом уменьшается количество «урочных» часов, и только в редких случаях происходит увеличение оплаты труда при сохранении количества «урочных» часов.

[1] Концепция штатно- окладной системы оплаты учителей. М., 2004. 52 с.

[2] http://www.teachernet.gov.uk/pay

[3] http://www.teachernet.gov.uk/docbank/index.cfm?id=2846

[4] Ross K.N/, Levacic R. Распределение ресурсов на образование по формуле финансирования школ. Париж: ЮНЕСКО/МИПО, 1999.

[5] На основе итогового отчета рабочей комиссии от 17.02.2003 ( Hamburg, Kultusministerium).

[6] На основе итогового отчета рабочей комиссии от 17.02.2003 (Hamburg, Kultusministerium).

[7] Выдержки из доклада о положении дел в республике Словакия. Матей Бено, Институт информации и прогноза в области образования, Братислава, 2003

 

 

0

Автор публикации

не в сети 17 часов

admin

2
Комментарии: 5Публикации: 311Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 4 =