Динамика заработной платы педагогов в регионах России

Динамика заработной платы педагогов в регионах России

Вряд ли кто-то будет оспаривать высокие темпы роста расходов на образование на всех уровнях бюджетной системы, в том числе региональном и муниципальном. Достаточно посмотреть статистические данные за последние пять-семь лет, чтобы в этом убедиться (Рис. 1.). Тем не менее, не удается достичь радикальных перемен в области оплаты труда учителей – зарплата продолжает отставать от конкурентоспособного уровня, препятствующего негативному отбору кадров в системе общего образования. Расчеты в рамках инерционного прогноза показывают, что без системных изменений даже в 2008 году зарплата учителей не превысит 65% средней зарплаты по экономике.

Расходы на общее образование и на оплату труда

из средств консолидированного бюджета РФ

 

млрд. рублей                                                                                                        Факт                            Инерционный прогноз

Рис. 1.

Сегодня в сфере образования работает более 9% занятых. По уровням образования они распределяются следующим образом (тысяч человек):

  • дошкольное – 1 500,
  • общее – 2 800,
  • дополнительное образование детей – 380,
  • начальное профессиональное – 280,
  • среднее профессиональное – 205,
  • высшее профессиональное – 650,
  • дополнительное профессиональное – 75.

Как показывают обследования, средний возраст российских учителей – 43 года, директоров – 49 лет. При этом пенсионного возраста достиг примерно каждый шестой учитель страны. Образовательный уровень учителей довольно высок: по федеральной выборке большинство имеют диплом о высшем образовании (84,2%), еще примерно десятая часть – о среднем специальном (12,0%). Среди директоров высшее образование имеют практически все – 94,6%.  Среди директорского корпуса имеют ученую степень – 3,6% (среди учителей – 0,7%). При этом большинство учителей имеет разряд ЕТС не выше 13-го (среднее значение – 12, 4), что естественно, определяет уровень их зарплаты.

Учитывая средний возраст учителей и директоров, средний стаж работы учителем составляет 18,8 лет, и 22,3 года для директоров.

Большая часть учителей – представители сельского учительства, они живут и работают в сельской местности (39,3% учителей и 37,2% директоров). Примерно треть учителей работает в столицах регионов – областном или краевом центре (34,5%), остальные – в других городах и поселках городского типа.

Учителя и директора школ, как правило, удовлетворены своим образованием. Они считают полученное ими образование очень важным личным социальным приобретением. Главные причины недовольства своей профессией учителя и директора школ видят в недостаточном уровне заработной платы и низком престиже профессии учителя в обществе.

Подавляющее большинство учителей, имеющих солидный стаж работы, не хотят менять профессию, и продолжали бы заниматься педагогическим трудом, причем, как показывают исследования, в той же самой школе, где работают сейчас. Стимулом для них служит не простое «зарабатывание» денег на жизнь, а реализация своего призвания. Иначе обстоит дело с молодыми учителями. Молодые учителя проявляют большую готовность, чем другие, сменить профессию и уйти из школы.

Социальный статус профессиональной группы во многом определяется ее экономическим статусом. Согласно результатам исследования, средняя зарплата российского учителя по основному месту работы в школе – 4812 руб. в месяц. Средняя зарплата директора по РФ – 6912 руб. Средняя зарплата учителей меняется в зависимости от ряда других факторов: формы собственности школы (в частном секторе зарплата выше); типа школы (зарплата выше в средних (полных) школах, чем в начальных и основных, а также в школах повышенного уровня – школах с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях, гимназиях, в отличие от общеобразовательных школ); поселенческой структуры (больше получают учителя столиц и областных центров в отличие от учителей сел и других, в т.ч. малых городов); в каких классах преподает учитель (зарплата учителей-предметников выше, чем у учителей начальных классов).

Основная зарплата является важнейшим и для многих единственным источником личных доходов. Как показывают исследования, в среднем, основная зарплата составляет 88% в личных доходах учителей; только для каждого десятого учителя (9,8%) основная школьная зарплата составляет до половины личного бюджета.

Следует отметить, что по вопросам повышения зарплаты в образовании принимались меры и ранее. Например, увеличение зарплаты 1,89 раз (в 2002 г.), в 1,33 раза (с 1.10.2003 г.). Однако все эти увеличения не дали желаемого эффекта. Уровень оплаты труда работников образования стабильно ниже не только средней заработной платы в промышленности, но и средней заработной платы по стране. За годы рыночных преобразований заработная плата в образовании не поднималась выше 70% от средней заработной платы по стране и 2/3 от средней заработной платы в промышленности (см. Рис. 2.).

Рис. 2.

В последнее время стали различимы тенденции снижения относительного уровня оплаты труда педагогов к уровню оплаты управленческих работников в системе образования. Существенна дифференциация зарплаты работников образования по регионам. При этом характерно, что более высокие зарплаты в «богатых» регионах в процентном отношении к средним региональным зарплатам ниже, чем в бедных регионах, хотя там размер зарплаты и ниже. Это делает профессию учителя в развитых регионах еще менее престижной. В образовании работают, как правило, те, кто давно уже связан с этой сферой или не может найти себе применения в других сферах.

Особенно остра проблема оплаты труда учителей начального звена, которые имеют, как правило, больший объем внеклассной и воспитательной работы, чем учителя-предметники средних и старших классов. Однако их работа тарифицируется ~ на 10% ниже (из расчета не 18 часов в неделю, а 20 часов). Эта же проблема касается и учителей основной и старшей школы по ряду предметов (иностранный язык, предметы искусства и др.), преподающих отдельные часы в начальной школе.

Существующая СОТ закрепляет иные негативные макропоказатели школьной экономики. Оплата учителей по логике урочной почасовки ведет к росту числа класс-комплектов (на сегодня в стране их имеется порядка 900.000 на 18 млн. 900 тыс. учеников) и, соответственно, к уменьшению наполняемости классов. В результате, в стране очень низкое соотношение «число учеников на 1 учителя» (порядка 10,4:1; такого не могут позволить себе даже богатые страны, где соотношение ~ 15:1). Здесь неубедительны аргументы того рода, что на все это решающее влияние оказывает масштабность сельской школы – в городских школах страны учится около 70% школьников.

Из Рис. 3. видно, что падение показателя «число учеников на 1 учителя» заметно продолжается в последние годы.

 

Рис. 3.

 

В результате в нашей школьной системе закрепляется феномен «много учителей на низкой зарплате». Это также препятствует процессам обновления и омоложения учительского корпуса. Средняя недельная часовая нагрузка на учителя – порядка 22 часов в неделю. За этой средней цифрой на практике стоят две полярности, обе нежелательные для качества образования – одна группа учителей, не имеющих никакого приработка вне школы, имеет более 24 часов аудиторной нагрузки в неделю; другая – имеет всего по 8-10-12 часов, значительную занятость вне школы, работая в школе «по остаточному принципу». Очевидно, что в обоих случаях такая учительская работа сводится к простому «урокодавательству» и, опять же, всё это негативно сказывается на качестве образования

     

0

Автор публикации

не в сети 17 часов

admin

2
Комментарии: 5Публикации: 311Регистрация: 30-11--0001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 9 =